Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Почему художники рисуют на мольберте? Почему не стоит рисовать на столе?

Мольберт художника - практичное и удобное для занятий рисованием изобретение - первое, что приходит в голову при упоминании этой творческой профессии.

И не зря, ведь рисуя за мольбертом, мастер не только облегчает физически процесс создания картины, но и бережёт собственные силы и здоровье. Не зря рисовать на мольберте приучают увлечённых изобразительным искусством детей с самого раннего возраста, ведь это не прихоть или красивый атрибут профессии, а необходимость. Разберём тему подробнее.

При рисовании за столом рабочая поверхность видна с искажениями.
   Когда лист бумаги лежит на столе, взгляд художника охватывает его не прямо, а под углом. В этом случае, лист бумаги визуально сокращается (находится в ракурсе) и наносить на него изображение сложно - приходится додумывать и анализировать, как будет выглядеть рисунок при положении фронтально. Без этого учёта, нарисованное изображение может получиться искажённым, искривлённым, а отдельные его части не сомасштабными остальным частям рисунка.

Попробуйте посмотреть на готовый рисунок фронтально (прямо) и под углом: линии и формы изменяются, уплощаются, вытягиваются. При рисовании на горизонтальной поверхности происходит всё то же самое с точностью до наоборот - при фронтальном рассмотрении рисунок, созданный на развёрнутой в ракурсе поверхности, меняется, а, как известно, рисунки и картины рассматриваются именно с вертикального фронтального положения.

Поэтому, лист бумаги или холст, закреплённый на вертикальной поверхности (или чуть наклонённой) на мольберте помогает художнику видеть всё будущее произведение целиком и без визуальных сокращений - так, как его будет рассматривать зритель.

На мольберте можно нарисовать рисунок большого формата.
   На столе это сделать сложно. Дело в том, что нормальный угол обзора человеческого глаза - 28-30 градусов, поэтому, чтобы хорошо разглядеть предмет или объект, наблюдающему нужно отойти от него на расстояние в два самых крупных его размера. То есть, чтобы лучше рассмотреть, например, карандаш (17,5 см), лежащий на столе, лицо рассматривающего должно находиться на расстоянии 35 см или выше от него.

Значит, если лист бумаги, на котором рисует художник, располагать на столе, то это может быть формат не более А3, да и то, рисовать на нём придётся стоя, чтобы покрыть визуально всю его площадь.

    На мольберте же можно рисовать и на более крупных форматах, ведь в любой момент можно отойти на пару шагов и рассмотреть весь лист или холст целиком. В этом случае, художник не ограничен в действиях, желаниях и возможностях и может выбрать тот размер будущей картины, какой сам захочет - от стандартных А5-А4 до метрового и более.

Восприятие картины издалека.
   Чтобы избежать ошибок в рисунке или посмотреть на картину со стороны, с позиции зрителя (чуть издалека), художник вынужден постоянно отходить от своей работы в процессе её создания. Это гарантирует цельность и ясность изображения и гармоничное общее впечатление от картины или рисунка. Рисуя за столом, можно настолько увлечься живописью, что про отход на расстояние можно забыть напрочь, ведь сидеть за столом так комфортно и удобно.

Для того, чтобы не забывать проверять рисунок на ошибки таким образом и следить за цельностью изображения, художники рисуют за мольбертом, обычно стоя. При положении сидя, достаточно просто отклониться назад, чтобы увидеть будущую картину со стороны или на расстоянии. Обычно, чем крупнее картина, тем дальше отходит художник во время рисования (почему, описала выше).

Напряжение в спине.
   Во время долгого сидения за столом, согнувшись над рисунком, мышцы спины и шеи напрягаются, становятся малоподвижными, могут появиться даже серьёзные проблемы со спиной и шеей - от остеохондроза до искривления. Особенно это опасно в детском и пожилом возрасте. Чтобы исключить такие неприятные последствия, а также мышечную усталость и болевые ощущения, художники работают за мольбертом, ведь для написания картины требуется не один час и, как правило, несколько сеансов рисования.

Во время рисования на мольберте не приходится наклоняться вперёд и в сторону, как при письме, например, спина всё занятие расположена ровно, она меньше напрягается и легче переносит длительные сеансы живописи. Особенно полезно рисовать стоя, чтобы не горбиться и хотя бы немного двигаться во время занятий рисованием.

Это сложно в самом начале, когда происходит привыкание к мольберту и положению листа или холста, но самочувствие художника во время таких занятий намного лучше. Если мольберт подобран и установлен правильно, то художник быстро привыкает заниматься живописью стоя и рисует в своё удовольствие, не отвлекаясь на технические моменты.

При правильно организованном процессе и пространстве, рисовать за мольбертом проще и быстрее, чем на столе.
   Если рабочий стол во время занятий рисованием постоянно приходится разгружать от лишних вещей, а также снова приводить в прежнее состояние после сеанса, то мольберт может служить не только местом создания картины, на нём можно оставить картину для просушки или, отставив в сторону, наблюдать какое-то время за уже нарисованным. Это полезно, если вы пишете одну работу за несколько сеансов и время от времени думаете над тем, что ещё можно поправить в картине, чтобы стало лучше.

И ещё один нюанс: в процессе рисования за столом краски, палитра, пробные куски бумаги, банки с красками и водой, разбавители и прочее стоят тут же, на столешнице и занимают часть рабочего пространства. Немудрено нечаянно смахнуть со стола что-то, активно размахивая кисточкой. Да и тянуться за нужной банкой краски, чтобы положить её на палитру неудобно.

Кроме того, при рисовании за столом, палитра художника лежит рядом статично, а не удерживается в нерабочей руке - это мешает быстрому и точному намешиванию нужного цвета.
При рисовании за мольбертом, палитра удерживается в руке, а тюбики и банки с красками располагаются на специальной подставке или табуретке рядом - они не занимают рабочего пространства и не мешают самому живописному процессу.

   Конечно, рисование за столом - наиболее бюджетный и простой вариант, но серьёзно заниматься живописью, сохраняя здоровье и с профессиональным удобством, лучше на мольберте. А какой мольберт лучше купить, решать самому художнику. Кстати, я уже писала статью на эту тему, и создавала краткий обзор основных конфигураций и размеров мольбертов для рисования дома и в специально оборудованной студии: https://jotto8.ru/blog/molbert-moj-drug-moj-obzor-molbertov-i-etjudnikov-kakoj-molbert-vybrat .

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин