Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Свободные рисунки с натуры и выразительные средства графической композиции (неакадемическое рисование). Часть 1.

   Лето - прекрасная пора для начала творческой практики, а также для развития и обогащения креативных навыков. Не зря именно летом художники выходят из мастерской и погружаются в бурный вихрь реальной, изменчивой и разноплановой жизни.

Всё это хочется зарисовать, зафиксировать, отразить в собственных работах. И для этой цели как нельзя лучше подойдёт принцип свободного неакадемического рисования. Некоторые называют такие упражнения скетчингом, но скетч - это и подробно простроенный длительный рисунок или этюд акварелью, а отличие свободных рисунков от традиционных в улавливании форм и объёмов на глаз, без тщательной конструкции или с минимизированием её, в ясности авторской идеи и творческом её исполнении и в оригинальной подаче рисунка на основе яркого художественного образа.

Таким образом, свободные рисунки - это авторское прочтение и изображение реальности художников, точная художественная идея, композиционное упражнение. В отличие от простых набросков с натуры, когда художник учится у природы и нарабатывает множественные приёмы для наиболее точного  изображения, свободные рисунки фиксируют именно художественную мысль, они цельны по содержанию и форме и вполне могут являться эскизами к серьёзной работе - картине или графическому листу - или могут послужить основой для кино- или анимационного кадра или иллюстрации.

Давайте рассмотрим выразительные средства графической композиции, которые могут служить основой для каждого творческого рисунка и помогут собрать альбом впечатлений с профессиональными креативными рисунками-эскизами.

Ракурс.
   Наблюдаемые предметы или объекты реальности - дома, деревья, животные и люди - в нашем воображении легко воспроизводятся в знакомых ракурсах и часто наблюдаемых положениях. А что будет, если изменить точку зрения и изобразить их совершенно по-новому, в не сразу узнаваемом виде? Правильно, именно тогда начнётся волшебство под названием творчество.

Запрокинем голову вверх и увидим верхушки деревьев сходящимися кверху, цилиндры стволов превратятся в конусообразные возвышения, а ветви с листьями в однородную зелёную массу. Немудрено в этот момент почувствовать себя крохотным муравьём в огромном лесном царстве! Можно и наоборот, посмотреть вниз с балкона собственной квартиры и заметить, как забавно ритмически выстраиваются крыши машин на парковке и геометрия асфальтированных дорожек под ними - чем не двухмерная игра в тетрис, где вместо кубиков - разнообразные диковинки автопрома.

   Такие зарисовки в игровой форме приучают художника мыслить нестандартно и видеть характерные особенности привычных объектов, искать неоднозначные, оригинальные решения для собственных графических работ. За такими зарисовками можно провести время очень полезно и увлекательно.

Выявление главного (доминанта).
   Прежде чем начать рисовать, внимательно рассмотрите группу объектов или сюжет, который собираетесь изобразить. В самом начале стоит определиться, ради чего всё затевается, где главный герой зарисовки и какой он. Это может быть самый крупный или интересный цветок на клумбе, яркий луч света, персонаж в окружении среды.

Вот этому герою - доминанте - и будем уделять особое внимание в рисунке, его нарисует тщательно, подробно, с использованием контрастов по отношению к среде (контраст формы, силуэта, цвета, тона и т.д.). А всё окружение можно логически подчинить этому главному герою: смягчить, изобразить менее подробно, более условно.

   Правило доминанты работает и при изображении группы деревьев в пейзаже (одно обязательно выделится размером, фактурой, цветом), и при рисовании толпы - пара человек, обычно на первом плане, непременно привлечёт большее внимание, чем все остальные.

Продумывание заранее центра композиции и его выявление на фоне всего остального помогает художнику не забыть в процессе рисования, ради чего всё затевалось и что ему особенно интересно, если смотреть на ситуацию в целом. Зрителю тоже будет приятно рассматривать такой рисунок и понятно, что хотел сказать художник.

Сомасштабность и пропорции.
   Важно точно изобразить соотношения размеров внутри самого объекта изображения, объектов по отношению друг к другу и к краям формата. А вот тут можно подключить немного воображения и поэкспериментировать, чуть гиперболизировать увиденное. Это только подчеркнёт и усилит авторскую идею.

Например, пролетающая рядом с художником стрекоза может привлечь внимание сильнее, чем деревенские домики вдали, да и сама стрекоза находилась в какой-то момент намного ближе, чем деревянная архитектура, так почему не изменить сомасштабность объектов с точностью до наоборот? Нарисуем огромную, во весь лист стрекозу и крошечные ритмы домов на дальнем плане - это же намного интереснее, чем банальные замеры и сравнение их друг с другом. В творческом рисовании нет границ - экспериментируйте на здоровье!

Как вариант, попробовать чуть изменить сомасштабность частей для необходимого визуального эффекта - изобразить колёса движущегося велосипеда чуть больше, чем в реале, а играющих в песочнице детей чуть меньше и круглее чем есть, по сравнению со стоящими рядом взрослыми.

Умышленное искажение пропорций и соразмерности часто используется в мультипликации и комиксах, иллюстрациях и визуализациях в сфере дизайна. Такие изображения трогают зрителя сильнее и лучше запоминаются. Почему бы не использовать этот приём в своих рисунках для большей их выразительности?

Статика и динамика.
   В свободных рисунках можно найти оригинальный подход к изображению привычных форм и объектов, чуть изменив основные направления их форм и частей, здесь принцип обратного тоже работает. Например, рисовать абсолютно неподвижные, статичные вертикали архитектуры банально и скучно, почему бы не расположить их чуть диагональнее. Сама конструкция начнёт визуально колебаться в рисунке, приобретёт характер и образность.

С динамичными формами, имеет смысл поступить наоборот, предположим, изобразить движущийся поезд не по диагонали, а фронтально, таким образом, на миг приостановив кульминационный момент (вспомните остросюжетные фильмы с резкой сменой ракурса - такой приём в них встречается достаточно часто).
Вспомните и другие способы передачи динамики в изобразительном искусстве: резкость ракурсов, фрагментарность изображения, ритмическое чередование повторяющихся элементов и постепенным сгущением или разряжением - вариантов множество.

Если же хочется покоя и статичности - создаёт гармоническое единство вертикальных и горизонтальных направлений в рисунке (вертикальные фигуры, стволы деревьев, высотные дома, горизонтальные тени и т.д.), для этого придётся немного довести до почти идеальных перпендикулярных линий натурные детали. Отлично подойдёт для изображения статичности и симметричная композиция.

Равновесие.
   Разумеется, не стоит равномерно заполнять изобразительными элементами весь лист, чередуйте пустые пространства и заполненными, тёмные со светлыми и серыми, дробные с цельными. Равновесие в рисунке не всегда достигается точным противодействием одинаковых элементов, иногда маленькая чёрная точка может быть тяжелее большого, разнообразного по текстуре серого пятна.

При выстраивании элементов композиции в листе вспомните качели: не всегда самый крупный и тяжёлый перевешивает, расположение героев относительно центра равновесия тоже важно. Экспериментируй, пробуйте, сопоставляйте. Тёмное тяжелее светлого, фактурное тяжелее гладкого, тёплое тяжелее холодного, правильные геометрические формы тяжелее абстрактных, гранёные угловатые тяжелее округлых.

Но в любом правиле могут быть исключения, характерные нюансы вносят свои коррективы, поэтому, уточняйте все детали на практике и используйте всё поле листа с максимальной пользой. В конце концов, кто сказал, что нельзя выносить части изображений за края формата? Разомкнутую фрагментарную композицию использовать не только можно, но иногда и нужно.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин