Здравствуйте все. Представлюсь, кто меня видит в первый раз, я – Екатерина Крюкова – художник - педагог, основатель и со-основатель Художественной Школы Jotto, разработчик многих курсов по рисованию от учебных до профессиональных и обучение у меня прошло более двух с половиной тысячи человек, и я сама практикующий художник, участник многих выставок, член Союза художников России.
Сегодняшний эфир у нас посвящен способу организации палитры художника, и я вам конечно покажу разные виды палитр и как ими пользоваться, как краску располагать так, чтобы было удобно и комфортно.
Палитра. Сам термин рассматривается с точки зрения изобразительного искусства в двух смыслах: в широком смысле – это сама плоскость, на которой художник работает, на ней он делает замесы, создает цвета, оттенки, переходящие в картинки. Это знают все, еще с детства. И есть еще понятие палитра в более узком, профессиональном смысле, ей называют набор замесов, набор оттенков, который художник использует постоянно от картины к картине, это называется палитра авторская, цветовая палитра конкретного художника.
Бывает, что палитра создается для эпохи, в контексте эпохи, в контексте какого-то времени. Например, перламутровая палитра была в эпоху рококо, где были оттенки ближе к перламутру: голубые, персиковые, розовые - очень нежные. В эпоху барокко, палитра наоборот была насыщенная, яркая, почти кричащая, построена на сочетании контрастных цветов, темных и светлых. И индивидуальные палитры, такая как Вермейская палитра, это сочетание желтых и синих оттенков в разных вариациях. Это индивидуальная цветовая задумка, индивидуальный цветовой строй, который использует художник.
Но сегодня мы будем с вами говорить о первом варианте, о широком смысле слова, палитра - это сама рабочая дощечка, плоскость, которая дает возможность делать какие-то живописные вещи.
Палитра используется только для живописи, для графики не используется конечно же, потому что графические виды искусств не подразумевает такое количество оттенков. А для живописи, для каждого вида оттенков красок, используется своя палитра. Начинающие художники очень часто приходят в магазин за палитрой для живописи и впадают в ступор, так как вариантов очень много. Для масла, например, используется деревянная палитра, ни в коем случае не картон, не металл, не стекло, все это очень тяжело, а дерево легкое, с ним очень удобно.
Дерево впитывает в себя немного краски, если его правильно подготовить: пропитать специальным маслом для живописи и немного олифой, тогда поверхность не будет впитывать столько краски, сколько впитывает необработанное дерево и работать на такой поверхности будет очень удобно. Со временем, когда будите работать, масло даст равномерную пленку и забьёт остальные поры, тогда палитра впитывать краску не будет вообще и такой палитрой можно пользоваться многие и многие годы, если с ней аккуратно обращаться, вовремя чистить, то она может служить десятилетиями.
Значит, для масла обязательно деревянная, из плотной толстой фанеры подойдет - хороший вариант. В блоге есть статья на нашем сайте про палитры, там она даже не одна. Там есть статья как подготовить палитру для масла ( https://jotto8.ru/blog/palitra-dlja-masljanyh-krasok-trebovanija-k-palitre-hudozhnika ) и как сделать самому палитру, даже описывается как изготовить палитру на заказ такую, какая была у художников прошлого, с утяжелителями и всем остальным. Если хотите посмотреть поподробнее, заходите на сайт.
Для акрила и для акварели обычно используют более простые по материалу, более ходовые палитры из пластика. Почему нельзя пользоваться деревом для акрила? Акрил - синтетическая краска, очень быстро застывает и при выцарапывание, можно повредить дерево, тогда поверхность будет неровной и впитывание краски внутрь будет очень сильное. Поэтому лучше использовать палитру, которую либо не жалко будет выбросить после нескольких сеансов, либо ту, которая будет дольше работать, более износоустойчивую. Это конечно пластик.
В обычных стандартных акварельных красках идет вот такая палитра, пластиковая. Вполне подойдет, во-первых, у нее есть ячейки, что для акварели очень хорошо. Вот такая, эта как раз акварельный вариант, можно прям лужицу сделать, она никуда не убежит, все будет внутри хорошо перемешиваться в этой ячейке.
Для акрила все же советую использовать не сильно пористый пластик. Есть акрил такой же.
Посмотрите какая прелесть, прям вот вам отличный вариант. Пластик не пористый, равномерный, вычищается прекрасно мастихином, вычищается прекрасно шпателем и резиновым, и пластиковым, водой вымывается замечательно, можно использовать краску в жидком виде, а можно в густом. Шикарный вариант, вот для акрила прям идеально.
И для водостойких красок, водорастворимых красок хорошо идет керамика. Я своих всех учеников приучаю работать на тарелочке. Тарелочка керамическая любая белая, лучше без орнамента. Чтобы ничего не отвлекало. У меня обычная, из супермаркета. Она в меру тяжелая, ее удобно в руках держать, краска смешивается хорошо, не вытекает за пределы, вот эта зона не дает ей вытечь, если вдруг краска жидкая очень. Пастозно писать легко, вымывается шикарно, ничего не впитывается, вот замечательно. Так что для акварели, для акрила и для гуаши-керамика, очень даже подойдет. Тарелка небольшая, блюдо 20 порционное использовать не нужно, блюдце – очень даже комфортно. Да, оно бьется, мы же с вами – художники, у нас с вами руки растут откуда нужно.
Также для густых красок, хорошо можно использовать вот такую палитру, одноразовую, сейчас они в продаже есть, это лощеная бумага, любая бумага с покрытием. Я сама не любитель, я все-таки придерживаюсь традиции классической школы. Я предпочитаю что-то, что я могу помыть и использовать многократно.
Есть любители, которые используют вот это вот дело, в принципе не плохо, если той же гуашью или акрилом поработали, сняли и выбросили. Для масла конечно это неподходящий вариант, потому что все вот это, как видите, топорщится, мешает. Ну при масляной живописи краска немного такая вязкая, густенькая, и вот эти технические штуки не должны конечно отвлекать от самого процесса.
Я знаю, что многие художники в целях экономии, начинающие художники, используют подручные материалы, например, бумажку. Я не возражаю, когда используют бумажку, дело в том, что особенно при живописи акварелью нужна особого рода бумага, бумага плотная, содержащая определенные вещества, и в данном случае бумага является не только палитрой, но и таким пробником, намешали цвет, положили, сразу видим, как он выглядит на бумаге, можно легко работать уже сразу с готовой будущей работой. Для акрила тоже самое, для масла конечно бумагу не используешь, поэтому я уже вначале говорила, что обязательно дерево. Для гуаши тоже бумагу можно.
Но с бумагой не очень удобно, она намокает, быстро расходуется, поэтому многие экономят и используют, например, коробки от CD дисков, керамическую плитку, оставшаяся после ремонта, используют кусок металла. Это все, друзья мои, как бы сказать не грубо, чтобы не обидеть, в общем это все не подходит. Это все, во-первых, мешает технически, вам очень сложно приспособится к размеру, если палитра однообразная, однородная по составу и одинаковая при каждом сеансе работы, вы уже привыкаете к этому исходному размеру и не отвлекаетесь на то что надо счистить лишнее, или не хватило места вдруг. Размер уже сам по себе помогает работать, поэтому маленькие коробочки, маленькие пластиночки - не работают, с ними очень неудобно, некомфортно.
Обычно по размеру палитры бывают стандартные (я вам показывала, размером А4 где-то), бывают больше, бывают меньше. Кто был в музее, ездили куда-то, где работали художники и видели там палитры художников, ну скажем Репина, или Айвазовского (прекрасный музей Айвазовского в Крыму есть), они реально небольшие, они вот такие, как я вначале вам показывала, такого вот размера и есть, не надо больше. Не надо аэродром целый покупать.
Есть любители, чтоб как в фильме красиво было, большая палитра, чтобы размахнуться. Да не надо, друзья, такой вполне достаточно. Я сама пишу вот на такой палитре метровые холсты. Нормально, вполне. Место хватает. Если не нужно какие-то замесы, убрали, пишем дальше. То есть размер, слишком маленький, или слишком большой, тоже плохо. Лучше какой-нибудь средне-оптимальный. Приучаете себя к определенному размеру и работаете спокойно, все прекрасно.
С формой. Палитры бывают разной формы. Я вам сейчас привела пример прямоугольной и со скруглёнными углами прямоугольной формы. Мне вот предпочтительней, это вот дело вкуса, со скруглёнными углами прямоугольной формы, чтобы углы не цеплялись, но и в тоже время она не была какой-то резной, изысканной. Есть те, кто предпочитают вот такую формы, ну такая, красивая форма, округлая, овальная с ямками.
Конечно такие вещи выглядят эффектно, я их сохраняю иногда. Вот это палитра моей ученицы, она у нас осталась на память, а я ее как деталь интерьера держу. Уже с засохшей краской. Есть любители, которые пользуются именно такими. Почему такая форма удобна, и везде где вы видите изображения художников, их как правило с такой палитрой изображают, вот даже я сейчас рукой двигаю, ничего не цепляется, не мешается, можно дирижировать спокойно. В этом плане удобно.
Не показала еще, сейчас вот есть много наборов акварельных красок, вот такого вот плана, в тюбиках, в кюветах тоже бывают, в металлической коробке, в металлическом пенале, и они еще отдельно продаются вместе с палитрой. Она прицеплена здесь намертво. В принципе использовать можно металлическую палитру, но опять же на любителя, мне вот не очень нравится, тяжеловата.
Я вот даже беру с собой куда-то в путешествие и этот пенал оставляю дома, потому что просто тяжесть огромная. Палитру художники держат в руках весь сеанс, если (мы вот с учениками часто об этом говорим на занятиях) когда начинается сеанс живописи, палитра в руках, не рядом стоит, не где-то там сзади, а в руке, чтобы намешивать нужный цвет и класть в нужное место, чтобы не изменялся этот цвет при положении палитры.
Это маленькие технические особенности, мы про них говорим уже на курсе, в процессе, поэтому советую очень к нам на курс. Мы про это говорим на курсе «С нуля» https://ekaterinakryukova.ru/shop/courses/klas/risovanie-s-nulya-do-portreta-na-zakaz , на нашем базовом и на остальных курсах живописи. У нас есть и по акварельной живописи отдельно и комбинированный на разные техники, виды живописи (акрил, масло, акварель, гуашь) и есть масляные курсы отдельно, 5 очень разных. Записи курсов этих есть и там я все эти моменты тоже проговариваю.
Если хочется заниматься живописью, хочется прям неразрывной связи теории и практики, оставляйте заявку в комментариях, либо в Whatsapp (+79221157574), либо по телефону, в Инстаграм на нашем канале, с удовольствием Артур на все вопросы ответит и расскажет все по цене и по расписанию. Занятия и в классе у нас идут и есть видеоформат ( https://ekaterinakryukova.ru/shop/courses/videocourses/onlayn-kurs-risovaniye-s-nulya-do-portreta ).
Цвет палитры. Значит, цвет палитры может быть и темным и светлым, предпочтительно конечно светлая, поэтому я настаиваю на керамической, если вы пишите водорастворимыми красками, вы видели и в металле, что палитра белая. Для масла палитра может быть и темной в принципе, так как оттенки намешиваются индивидуально каждым художником и для того чтобы сравнивать оттенок с чем-то, палитру покрывают морилкой, чтобы она была темной. Не знаю, думаю больше в эстетических целях, потому что не очень удобно, когда она прям радикально темная. Ну и белую брать не стоит, потому что белые замесы будут просто не видны, особенно не удобно, когда маслом пишем портрет.
Палитра вычищается обязательно после каждого сеанса, моется и в масле в том числе. Это уже из разряда технологии. Вымывается палитра специальными растворителями, не разбавителями, которыми краска разводится, а растворителями. Счищается все. Палитра чистая, иначе все колтуны будут мешать, поверхность очень фактурная, это не удобно при живописи, так что все счищаем. В палитре важны не только материал, форма и цвет, но и чистота.
Конечно краски на палитре имеют особый порядок распределения, к нему приучают художников с малолетства. Когда я училась в художественном училище, нас прям муштровали в этом плане. Я очень благодарна, потому что потом, когда я стала делать творческие работы, учась в институте, я оценила на сколько легко и свободно я могу пользоваться палитрой, почти с закрытыми глазами, потому что я знаю, что этот цвет лежит в этом углу, этот в этом, этот в этом. И смешивать их легко. Поэтому расположение красок строго регламентировано.
Не важно какая форма у палитры, они всегда выкладываются в последовательности от светлого к темному, об белого к черному и от теплых к холодным. Первый лежит белый, потом лимонный, потом оранжевый, красный теплый, красный холодный, дальше голубая гамма, синяя гамма, зеленая, коричневая, черная – все по порядку. Именно так раскладывается краска для того, чтобы понимать, эта часть палитры теплая, здесь будем делать теплые замесы, здесь будем делать холодные замесы, с краю выводятся серые и малонасыщенные цвета. Краска выкладывается только по периметру, чтобы было больше места для смеси. Чем больше места для замесов, тем удобнее. Вот эта зона для выкладки цветов, неважно сколько цветов вы используете 24 стандартных или все 48.
Если палитра квадратная, используем тот же принцип. Смеси делаем по 2, по 3 цвета, не более, как учит классическая школа. Если этого не делать, чем чревато? Во-первых, каждый раз краску надо искать на палитре, где какой цвет, особенно это касается масляной живописи, где сама технология масла, не техника, а именно технология, то есть химия сама, что с чем смешивается, что с чем работает или не работает, что с чем сочетается или нет.
Например, не все синие с красными смешиваются, не все красные с желтыми смешиваются, есть определенные таблицы смешения, мы говорим об этом на масляных курсах и заучиваем прям наизусть, чтобы не было химических сюрпризов. Понимая это, понимая эту раскладку, вы никогда не запутаетесь, где что мешать, никогда не будете тратить время на поиск нужного цвета на палитре. Какой это? Кобальт синий? Или ультрамарин? Они очень похожи, на первый взгляд не отличишь, а по качеству разные, и вот если в нужной последовательности их разложить и запомнить-идеально, будете брать то что нужно и не тратить времени даром.
Есть художники, которые организовывают свою палитру особым образом. Например, у меня папа делал как, он выкладывал в середину большую кучу белил, а по углам распределял основные цвета и у него смеси намешивались вокруг белил. В принципе может быть такой вариант, удобно, свободно в использовании.
Еще, касаемо палитр. Конечно каждый художник под себя организует цвета и вес выбирает, по качеству, по цене, они очень разные. Есть сейчас зарубежные производители, которые выпускают палитры уже с покрытием, которые можно купить и сразу пользоваться, отечественные пока опаздывают немного в этом плане. Но хорошую деревянную или пластиковую палитру купить можно. Можно сделать самому, обязательно подготовить все как требуется и уже индивидуально подбирать замесы красок, распределять их на палитре.
Пользуясь случаем, хочу пригласить вас на наши занятия в школе, в Екатеринбурге , курсов по живописи у нас очень много . Я знаю, что все авторы, художники, начинающие в том числе, делятся на любителей графики, особенно карандашной графики, с этого обычно начинают и на любителей живописи. В последнее время приходит очень много учеников, желающих писать пейзаж, особенно пейзаж маслом. Конечно уже такого плана живопись, под запрос, основательная, она требует знаний и навыков. И любая практика основывается на знаниях и навыках.
И я сама знаю по себе, что все это по отдельности не работает, все должно быть в комплексе, и желательно должны быть примеры из истории искусств, других видов искусств, и тогда складывается полноценная картина и возможности художника расширяются, а я знаю, что нас смотрят люди, которые солидарны со мной, это интеллектуалы, люди творческие, креативные, это не те люди, которые просто рисуют красивые картинки, но и хотят работать головой, делать это осмысленно. Ну и конечно, эти слова, которые я произношу в эфирах, пишу в статьях- это не пустой звук, я очень ценю ваше внимание, очень отрадно, что вы приходите на наши курсы, на эфиры, покупаете курсы к записи.
Сейчас в записи по живописи у нас есть несколько курсов, от курса рисования с нуля до портретов на заказ . Он блочной системы, и первый блок – это рисунок - азы, база, без которой живописью заниматься сложно, это каркас, на который надевается все остальное.
Есть второй курс, где мы занимаемся изучением теории света и сразу практикуем это. Там мы работаем над натюрмортами разного качества, разной степени сложности, изучаем как складки ткани изображать, предметы, перспективу, изображать форму в пространстве и прочее, при помощи цвета и графических средств. Третий курс – это части лица гипсовые и голова, это строение самой головы. Четвертый – это портрет.
Приглашаю, приходите, если вам нужны теоретические и практические знания в комплексе, я с удовольствием вам помогу.
Если вопросов нет, я тогда прощаюсь на сегодня, увидимся в следующий раз. И жду вас на занятии, жду онлайн на занятии в записи. До новых встреч. До свидания.
Курс "Рисование с нуля до портрета на заказ"(Екатеринбург)
I ВИДЕОКУРС "РИСОВАНИЕ С НУЛЯ"В ЗАПИСИ.ПЛОСКИЕ И ОБЪЕМНЫЕ ФОРМЫ
II ВИДЕОКУРС"РИСОВАНИЕ С НУЛЯ" В ЗАПИСИ. НАТЮРМОРТ. ОСНОВЫ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ.
III ВИДЕОКУРС"РИСОВАНИЕ С НУЛЯ" В ЗАПИСИ. ГИПСОВЫЕ ЧАСТИ ЛИЦА И ГОЛОВА.
Номер телефона(Whatsapp) для связи: +79221157574
Если вам понравилось это видео, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.