Однажды, чтобы помочь ученице с изображением прозрачных предметов, я поставила натюрморт с 10-литровой бутылью, в которых привозят воду для кулера. Многих учеников такая постановка удивила: что это? Это же некрасиво!
Почему здесь бутыль? Часто люди, далёкие от искусства, так и оценивают картины и рисунки: апельсин - это хорошо, а баклажаны - не красивые, фарфоровая вазочка на картине прекрасна, а изображение стеклянных банок - нет. Они рассматривают сюжет в первую очередь. А во вторую? А вот художественные средства, качество живописи, авторская идея художника, как правило, совсем не берётся в расчёт, потому что не подготовлен рядовой зритель к такой оценке визуального творчества.
Мало того, у многих есть убеждение, что сами предметы бывают достойные изображения художника и совсем не подходящие для этой цели. Давайте разберёмся, почему так происходит и каким образом чувство прекрасного формируется в начинающих художниках и любителях искусства.
Важны не предметы сами по себе, а отношение к ним.
Если посмотреть на натюрморты классических художников, можно увидеть предметы, вполне прозаические для людей того времени - кухонная утварь, столовые приборы, фрукты и дичь. Иногда это предметы домашнего обихода или личные вещи самого художника. Но как выглядят эти простые вещи, совершенно не претендующие на высокую эстетику сами по себе! Значит, в случае изображения натюрморта важны не предметы сами по себе, не сюжет, а само художественное решение натюрморта. Художник рисует не предметы, а их взаимодействие, наблюдает их характеристики, создаёт свою художественную реальность, основываясь на подсмотренном в реале. Выходит, как и в любом другом виде искусства и жанре важно не что изображено на натюрморте, а как. Важно состояние цвета и освещённости, разницы фактур, детали и прочее.
Иногда красота скрыта в самых простых вещах: в отражениях на глянцевой поверхности керамической чашки, в прозрачных цветных тенях от стеклянных сосудов, в сетке падающих теней от комнатного цветка на поверхности стола. Настоящая красота не в названии и идентификации предметов, а в умении видеть их каждый раз по-разному, видеть и изображать необычно, интересно, впечатляюще.
Замечательный советский график Дмитрий Исидорович Митрохин часто рисовал простые, незатейливые предметы и объекты, но сколько в этих рисунках красоты, смысла, настоящей, не глянцевой, эстетики!
И у каждого предмета свой характер, своя история, своя уникальность в настоящем моменте - изменится свет, поменяются местами предметы, взглянет на них художник с другой стороны - будет совсем другое изображение.
Средства художественной выразительности не только создают художественный образ, но и формируют эстетику изображаемого.
Ракурс, перспектива, рефлексы, светотень, золотое сечение, композиционные приёмы и особенности - всё имеет значение и придаёт эстетичность изображению. Даже самые банальные, привычные обывательскому глазу, бытовые предметы, поданные в интересной интерпретации и оригинальном прочтении способны послужить основой для произведения искусства
Задача художника в этом и заключена - искать интересное простых вещах, помочь зрителю увидеть красоту вокруг, раскрыть “душу” предметов. А делает он это при помощи эмоционально-выразительных средств и приёмов. Не зря настоящее обучение художников не сводится к копированию реальности, а включает в себя комплекс дисциплин, мер и направлений обучения.
Тут важно всё: помимо классических рисунка и живописи, станковая и декоративная композиция учит выражать авторскую идею в рисунке ясно и просто; стилизация помогает создавать интересный визуальный образ, корректный идее и её воплощению; цветоведение и колористика учат управляться с цветовыми гармониями и контрастами, грамотно использовать символику цвета. Всего за раз и не перечислить. Словом, вариаций бессчетное множество!
Идея натюрморта.
Чтобы получилось интересно и “красиво” нарисовать, натюрморт продумывается. Да, даже постановочные натюрморты (и даже учебные натюрморты), в первую очередь, выражают какую-либо художественную идею. Не всегда это идея смысловая - вполне можно обойтись гармонией контрастных или сближенных отношений в натюрморте, демонстрацией разнообразия фактур или текстур, исследованием формы и объёма предметов, плоских и объёмных частей, качества теней и т.д.
А для того, чтобы такую авторскую идею в натюрморте реализовать, художники ставят конкретные задачи перед тем, как приступить к рисованию. Чётко поставленные задачи в натюрморте, обязательные в процессе обучения художников, помогают и в творческой деятельности: передать в рисунке ритмы света и тени, изобразить слепящий свет, выстроить уникальный, задуманный колорит - всё работает на основную идею рисунка или картины.
Говорят, что красота в глазах смотрящего, а в глазах смотрящего художника, тем более. И если внимательно присмотреться к окружающей реальности, в самых простых её проявлениях - вещах и предметах - то придумать идею, ключ к их изображению не так уж и сложно. Иногда сама художественная идея лежит на поверхности, остаётся только её грамотно использовать и облечь в нужную форму.
Средства изображения натюрморта тоже важны.
Цвет, штриховка, градиент, уплощение формы, линия, фактурное пятно - чего только не используют художники, чтобы создать уникальный художественный образ в натюрморте, переводя на язык человека не разбирающегося в изобразительном искусстве, чтобы нарисовать натюрморт красиво. В этом случае продумывается каждый штрих, каждое изображение, каждый мазок. Именно так и поступают профессиональные художники, а как вы уже поняли, любой предмет можно изобразить совершенно по-разному, используя разную эстетику, визуализацию, стилистику.
Вот и получается, что дело не в предметах самих по себе, а в том как и каким образом они изображены, а главное, для чего и с какой целью.
Более того, поиск особенно красивых, изысканных предметов, попытки их изобразить или интерпретировать, отвлекают от самого главного: самого творческого поиска, от всего вышеперечисленного, что и составляет основу искусства, хотя бы в самом простом его виде.
Да и возможности ясно выразить свои идеи посредством рисунка, живописи и композиции на простых сюжетах и предметах более отчётливы и реальны, чем на предметах хитровымудренных или экзотических. Тем более, что понятие красоты у всех разное, а чувство эстетики формируется осознанно в течении всей жизни.
На этапе обучения изобразительной грамоте, особенно, когда чувство вкуса ещё только формируется, имеет смысл выбирать простые предметы для натурных постановок, исследовать жизнь в её визуальных проявлениях и в этом находить прекрасное и удивительное. А как изобразить эти простые чудесные вещи, подскажет учитель рисования, ведь именно с его лёгкой руки предметы обретают свою жизнь в натюрмортах, а краски превращаются в реальные, живые, материальные вещи - складки ткани, стекло, керамику.
Самостоятельно всё это осваивать очень сложно и долго, поэтому не будем терять времени зря и устремимся на занятия в художественную школу, ну, или хотя бы займёмся обучением рисованию по видеоурокам.
Пусть исполнится всё задуманное, а творческие идеи найдут своё адекватное и грамотное воплощение!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)