Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Намешать синий цвет: миссия выполнима! История из жизни.

Всем известно, что помимо сложных, составных цветов и оттенков существуют 3 основных первичных цвета, данных от природы: жёлтый, синий и красный. Их нельзя получить смешением. Они первичны. Но, моя история волшебная и даже из этого правила нашлось исключение. Чего только не бывает в студенчестве!

   Заведующая кафедрой живописи на нашем факультете была Ольга Степановна Белохонова, великолепнейший мастер акварели, Член Союза художников России, стипендиат Управления культуры Свердловской области, иногда она заменяла ведущего педагога на нашем курсе и это было прекрасной возможностью освоить пару мастерских приёмов или получить дельный совет, услышать профессиональное мнение со стороны.

Безусловная любовь и уважение, даже некоторый трепет перед мастером, конечно, наполняли её занятия. Да и сами уроки живописи под руководством Ольги Степановны всегда отличались особой творческой энергией, вдохновением, смелостью в подходах к живописным техникам и приёмам, безграничными возможностями реализации, казалось бы, банальной и не особо интересной учебной задачи.

   Но, конечно, особенно запомнились и были, по-настоящему откровением, уроки акварели. Огромные папки с ученическими работами студентов Ольги Степановны часто приносились самыми крепкими мальчиками, изнывающими под тяжестью кип бумаги, но уже смирившимися со своей участью вьючного транспорта. Обычно впереди этого чудесного каравана из 2-3 “счастливцев” тащивших чудодейственно-вдохновляющие живописные сокровища с неизменным спокойствием и достоинством шествовала сама Ольга Степановна, направляя и приоткрывая двери в мастерские.

И, поистине, клады скрывались в недрах этих фантастических папок: акварельные миниатюры, метровые сверкающие звонкими цветами этюды, ювелирные портреты, мощные энергичные абстракции, смелые фактурные эксперименты… Было от чего потерять все возможности органов чувств, кроме зрения, разумеется. Мы не дыша наблюдали за этими жемчужинами и бриллиантами акварельной техники. И, конечно, вдохновлённые и ошарашенные, создавали свои маленькие шедевры самым магическим образом.

   Однажды, после такого вот визуального великолепия, принявшись за этюд очередной учебной постановки, я с особым зверством набросилась на ультрамарин. Постановка, действительно, была почти полностью ярко-синяя, насыщенная по цвету, выстроенная на тонких цветовых нюансах и модуляциях. А большой формат работы предполагал ещё и некоторый размах и количественное наличие краски. А в моём наборе акварели синего оставалось совсем чуть-чуть. К слову, очень рекомендую докупить разнообразных синих и жёлтых цветов к основному набору красок, с ними и на пленэре веселее, и рядовые учебные художественные задачи решать можно легко и убедительно. Попробуйте, вам понравится.

   Итак, ультрамарин был израсходован, холодные синие оттенки в смесях с розовыми давали совсем другие цвета и применялись только лишь как дополнительные цветовые пигменты, обогащающие общий синий колорит. Заменить пустую кювету нет возможности - занятие-то идёт своим чередом, а до ближайшего магазина нужно ещё дойти. Есть пара стареньких наборов детской акварели в смеси с “Белыми ночами”, тоже не первой свежести. Но и там чистого ультрамарина нет. Пытаюсь смешать всё возможное, чтобы хотя бы приблизиться к узнаваемому сапфировому оттенку. И уже на постановку не смотрю: мешаю - сравниваю, мешаю - сравниваю между собой выкраски на бумажном пробнике.

   За этим неблагодарным занятием и застала меня Ольга Степановна. Я не сразу её заметила, погружённая в эту своеобразную цветовую археологию. “Катя, попробуйте смешать изумрудную и фиолетовую”. Была-не была: сделаем, терять-то нечего! Начинаю смешивать и (о, чудо!) проявляется цвет! Конечно, получился не чистейший ультрамарин, но очень близкий по оттенку, чуть более мутный синий. А это уже кое-что! Подобавляла в него оставшиеся синие - вполне годные, интересные оттенки получились. Так и заканчивала работу, сочетая смешанные и чистые синие, намешивая синий по мере возможности.

   Уже после, осмысливая и додумывая всё произошедшее, я посмотрела на цветовой круг, проанализировала цвета, находящиеся по обе стороны от спектрального синего (сине-зелёный или изумрудный и фиолетовый). Вот оно, почти в чистом виде аддитивное смешение цветов! В акварели краски прозрачные, цвета проявляются за счёт свечения белой бумаги, а наложенные друг на друга или смешанные соседние с искомым цвета дают нужный оттенок. По всем правилам живописи это было невозможно сделать, а по законам цветоведения, как оказалось, вполне реально. Разумеется, это только экстренная мера во время сложного живописного упражнения и постоянно таким способом получения синего цвета пользоваться не получится, но в редких исключительных случаях и такое возможно.

  Иногда, чтобы рисунок или этюд сложился, не хватает простого, но дельного совета наставника. Уж опытный художник-педагог точно найдёт выход из самого сложного положения. Ну, а если даже все известные варианты решения опробованы, есть ведь ещё и пока не открытые, практически не опробованные, но теоретически возможные. И это здорово! Именно для выхода из таких щекотливых ситуаций и стоит изучать теорию искусства. И не только для этого.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин