Некоторые, только что прибывшие в художественную школу ученики, называют картинами свои учебные работы, а кое-кто, создав творческую копию известной фотографии в масляной технике на мастер-классе, гордо заявляет, что написал картину. И то и другое не совсем верно. Картина, с точки зрения изобразительного искусства, - воплощённая в живописи идея художника.
В учебной работе студента и в переносе фотоизображения на холст посредством кистей и красок, этой идеи нет. В этом случае, произведение не задумано самим создателем: либо рисующий следует учебным задачам, либо использует чью-то уже готовую идею для собственной живописи (кстати, тут ещё и вопрос авторского права остаётся открытым).
Итак, картина сначала задумывается художником, а не пишется с натуры. Всё, что нарисовано с натуры красками, называют этюдом (суть термина этюд я раскрываю здесь: https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/etyud ) .
1). Этюд может служить рабочим материалом для картины.
История искусств знает много таких примеров: рабочие этюды известных художников даже занимают должное место в картинных галереях и музеях, но атрибутируются они как “этюд к картине”, например, в музее изобразительных искусств у нас, в Екатеринбурге есть несколько этюдов с натуры, выполненных известными художниками - Поленовым, Суриковым, Левитаном... Их сюжеты и персонажи знакомы многим любителям искусства по знаменитым картинам: “Христос и грешница”, “Утро стрелецкой казни” и другие. Но это не полноценные картины.
В этюде, в отличие от картины, много случайного, не имеющего особого отношения к основному замыслу картины, просто подсмотренного в природе. Например, в нашем, екатеринбургском этюде головы жены бородатого стрельца Сурикова, сама поза (положение плеч, свисающие вперёд руки) и цвет деталей одежды просто взяты с позирующей модели, они не несут никакой нагрузки, ни смысловой, ни композиционной. Важно только выражение лица, которое художник почти точно перенёс в сюжетную картину.
А вот всё вышеперечисленное - написано совсем по-другому, на картине все элементы: движение, цвет, детали, подчинены общему замыслу. Яркий цвет шапочки и одежды женщины подчёркивают центральную фигуру композиции - чернобородого стрельца в красном кафтане, ритмуются с яркими тёплыми пятнами юбки сидящей на первом плане фигуры, одеждой идущей женщины, цветом соломы в телеге. Всё здесь не случайно, каждая форма и цвет тщательно продуманы и находятся на своих местах, тем самым удерживая внимание зрителя, заводя его на новый и новый круг просмотра.
Но это не значит, что портрет не может являться картиной. Если портрет выражает конкретную художественную идею, целостен по форме и содержанию, лишён случайных деталей - его вполне можно считать картиной. Примеров масса. Например, “Портрет читающей девушки” Репина. Основная идея портрета - свет, исходящий из вдохновенного лица и всего облика и свет физически окутывающий всю фигуру, золотистые волосы и тонкие руки модели.
В портрете нет ничего лишнего - случайных складок одежды (они написаны очень бегло и небрежно), деталей интерьера (совсем неважно, что находится вокруг чарующего светящегося образа), даже не сразу бросается в глаза отсутствие правого подлокотника кресла. Да это и не важно. Важен сам светлый лик и удивительная радость исходящие от портрета.
Мало того, существуют портреты, написанные полностью с натуры, но по праву считающиеся полноценной картиной. Например, знаменитая “Девочка с персиками”.
Да, молодой Серов, действительно, ничего не изменял и не досочинял, а просто превратил увиденное в теперь уже хрестоматийное произведение искусства. Отличие этого портрета от простого этюда в том, что саму структуру будущей картины Серов создал в своей голове, расположил предметы интерьера так, чтобы они соответствовали его авторской концепции, усадил Верочку Мамонтову в нужное место в удобной позе и уже потом написал этот гимн юности и свежести, радости жизни. И писал Серов свою первую авторскую картину не за один сеанс - два месяца создавался шедевр, улучшался, доводился до нужного состояния. Убери хоть один элемент картины - всё рассыпется, распадётся, лишится очарования, цельности, ясности. Даже фигурка гренадёра едва видимая из-за плеча девочки (которую Серов, кстати, сам раскрашивал), органично дополняет ритм тёмных пятен.
2). Этюд как самостоятельная учебная или творческая работа.
Учебные живописные работы также считаются этюдами. Это не картина, а написанное с натуры в учебных целях произведение. Оно создаётся не по вдохновению и замыслу, а несёт практическую ценность: в такой работе начинающий художник выполняет конкретные учебные задачи. В зависимости от задач, такой этюд может быть быстрым или длительным, крупного или маленького формата, разной степени прописки.
Профессиональные художники пишут этюды для тренировки мастерства или для сохранения рабочей формы. В этом случае, этюд выполняется для разминки, как простое упражнение. Иногда такие этюды экспонируются на выставках, наряду с полноценными картинами, чтобы показать широту возможностей живописца.
Бывает, что сначала художником создаётся этюд с натуры, а потом, на его основе, пишется картина. В этом случае, композиционная структура картины, её посыл и идея отталкиваются от визуальной части этюда, улучшаются, усиливаются при работе над самой картиной. Этюд здесь просто помогает зафиксировать основные цвета, оттенки, состояние света и т.д..
Различать этюд и картину, конечно, необходимо. Нужно это, в большей степени, для самих художников, чтобы понимать, что они рисуют и для чего. К этому приучает классическое художественное образование: понимание сути художественной деятельности, её смысла, структуры и особенностей. Поэтому уроки классического рисунка и живописи стоит совмещать с занятиями по композиции для комплексного, единого освоения не только изобразительных навыков и умений, но и принципов художественного мышления.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)