Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Интервью с промышленным дизайнером и инженером Сергеем Пилипенко. Ведёт Екатерина Крюкова. Для поступающих в вузы и колледжи.

Екатерина: - Сегодня у нас разговор о промышленном дизайне и в гостях у нас человек, который в этом вопросе хорошо разбирается, практикует работу в этой сфере и занимается развитием дизайна в разных сферах. Сергей пробовал себя и в дизайне полиграфии, и в 3д дизайне, но промышленный дизайн у него в приоритете, и это основная его деятельность сейчас. Сергей Пилипенко по образованию, вообще, инженер-конструктор, но так сложилось, что он занимается промышленным дизайном. Сергея я знаю всю жизнь - это мой родной брат. В нашей семье все поделились на лириков и физиков: Сергей всегда склонялся в сторону физики, но в последние годы он метнулся в творчество, в техническое творчество. Вот об этом он нам и расскажет.

Сергей: - Постараюсь ответить.
Екатерина: - Серёж, я зайду издалека (я-то знаю, а вот наши гости вряд ли): с чего вообще началось твоё увлечение промышленным дизайном, как ты к этому пришёл и как, вообще, весь твой путь к дизайну в этой сфере лежал? С чего всё начиналось, как развивалось: расскажи, пожалуйста.
Сергей: - Пожалуй, увлечение началось в глубоком детстве, поскольку папа у нас - художник. Многие проекты по работе он приносил домой, поэтому я с увлечением наблюдал (и ты, наверное, наблюдала) за его работой, многое хотелось повторить. Я кое-что копировал, задавал папе вопросы, иногда глупые, иногда нет, отвлекал его от работы. В общем, очень интересно было за папиной работой со стороны наблюдать. А папа делал не только художественные дизайн-макеты, но и вживую их реализовывал.

Екатерина: - Это я могу подтвердить, так и было.
Сергей: - Да, макеты какие-то и даже уже готовые продукты какие-то он делал. Я вот помню, например, оформление шахматного клуба папа делал с коллегой. Они от и до: от разработки дизайн-проекта, сделали полностью под ключ само оформление интерьера. Там, я помню, была такая стена, на которой было создано панно, очень красивое, с применением аэрографии. Они самостоятельно подбирали материалы и полностью, под ключ, завершили весь проект.

Екатерина: - Да, так и было. Это был один из вариантов, потому что таких проектов, действительно, было много. И у меня сохранились папины альбомы, то, что сейчас называют скетчбуки художника. И эскизы, и не только эскизы, но и чертежи, разработки, они в каком-то виде сохранены. И, что самое интересное, сохранились разработки объёмных фигур, объёмных дизайнов, как сейчас говорят. Словом, это начиналось ещё лет 30 назад. Поэтому, мы с братом это всё видели воочию, мы там жили в этом всём, в этой творческой каше.
   Получается, тебя вдохновляло то, что папа делает, и в какой-то момент ты решился, осознал, что ты хочешь именно этим заниматься? Или это неосознанно было всю твою жизнь?

Сергей: - Ну, это очень привлекало. Это эстетически особенно привлекало. И хотелось именно повторять то, что делал папа. И в процессе обучения в школе, я параллельно учился в художественной школе. Это собственно было моё базисное образование - художественная школа. В процессе обучения в художественной школе появлялся всё больший интерес к области изобразительного искусства, но больше всего мне нравилась именно графика. Именно работа с тушью, с карандашом, аэрографом: вот именно эти вещи больше всего привлекали. Вот.

   И помню ещё в плане макетирования: папа делал медали для спортивной школы в нашем городе. Он прямо вытачивал их из графита. Это были клише, чтобы в дальнейшем изготовить их из металла, медали. Очень интересная работа! В то время она по старинке, видимо, ещё делалась. Вот. А также, для вдохновения, папа всегда собирал какие-то листовки, журналы… И из библиотек приносил очень много журналов различных. Я помню, у него даже сохранялись (ты уже говорила, Катя) целые папки, где хранились разные вырезки логотипов каких-то, интересных надписей, шрифтов.. Катя это до сих пор хранит.

Екатерина: - Да, я показываю это в школе ученикам, потому что сейчас это всё-равно делается в компьютере: папочки, кто-то minde-map делает, а раньше это делалось именно так. И вот эти вот раскладки, палитры какие-то или наборы элементов дизайна - это всё для вдохновения собиралось. Это правда.

   Я ещё хочу тебе напомнить, что у тебя был вполне дизайнерский диплом в художественной школе: это был Данила-Мастер, делающий каменный цветок. Сюжет был такой, идея сама. А реализовывалось это в эпоксидной смоле, которая сейчас на пике популярности мастер-классов в нашей, художественной сфере. И сам дизайн вот этих лепестков мозаичных, которые ты из смолы делал и клеил, ты их сначала проектировал, планировал, а потом уже делал в материале. То есть это такой концепт был будущей работы. Так было дело?

Сергей: - Да-да-да! Ещё помню, была интересная работа (и она была очень близка к дизайну), связанная напрямую с дизайном - это была детская игрушка. То есть нужно было придумать концепцию, форму игрушки и мы вырезали её из древесины подручными материалами, у кого какие были возможности: пилы, лобзики и тому подобное. Помню, у меня был проект - вертолёт. Он был необычной формы. Но я частично скопировал его.

Екатерина: - Не скопировал, а вдохновился!
Сергей: - Нашёл вырезку из журнала и мне понравилась форма, я её частично скопировал оттуда, а частично внёс свои корректировки.
Екатерина: - Ну, да, референс использовал…

Сергей: - В стиле хай-тек необычный…
Екатерина: - Да, то есть такие проекты были. Детская художественная школа уже давала много возможностей попробовать свои силы в новых видах деятельности, дизайна и, конечно, это дало развитие.
А вообще, Серёжа, расскажи, что такое промышленный дизайн. Потому что многие не совсем понимают. Мои ученики, например, поступают уже не первый год в Вузы на дизайн и выбирают направления разные. И когда я их спрашиваю: а почему не промышленный-то?, отвечают - вроде как-то не так интересно. Может эта сфера пока, не то что менее востребована, может она менее афишируема, так скажем? Не так рассказывают о ней интересно и замечательно? Что это за сфера такая? О чём речь вообще идёт, когда говорят о промышленном дизайне?

Сергей: - Ну, тут очень много можно говорить, но я скажу довольно коротко. Это творческая деятельность, связанная с эргономикой и вопросами удобства вещей. В первую очередь - это эргономика, а во-вторую отработка эстетических свойств вещи. Вот. Подчёркивание её эстетических свойств, внешних. Но ещё раз хочу сказать, в первую очередь - это удобство и эргономика. Это задачи именно промышленного дизайна.

   Ещё вспомнил, что послужило началом. Помню, папа принёс из технической библиотеки стопку журналов “Техническая эстетика”. Многие считают, что в Советском Союзе дизайна, как такового, не было и любят ругать советский дизайн, хотя, на самом деле, был шикарный и очень большой проект в НИИТ. Тогда, в Советском Союзе, самого слова “дизайн” ещё не было, а было название “промышленная эстетика”. И вот, на мой взгляд, такое словосочетание больше характеризует промышленный дизайн, чем слово дизайн в целом. Сейчас словом дизайн называют много что…

Екатерина: - Hand-made, например.
Сергей: - Словосочетание техническая эстетика как нельзя лучше характеризует промышленный дизайн. И вот, листая эти журналы, папа находил очень много вдохновения для своих работ, ну, и я соответственно тоже. Листал эти журналы: там были такие красивые дизайн-проекты! Их хотелось перерисовывать, повторять… И вот, один из проектов, который я использовал в моей работе, вертолётик вот этот игрушечный, я увидел именно в этом журнале. Кроме того, что хотелось именно перерисовывать оттуда эти проекты, хотелось их повторить вживую. И папа мне тогда подсказал очень интересную идею: клеить некоторые вещи из бумаги. И вот тогда я прямо увлёкся вырезанием из ватмана развёрток и склеиванием этих макетов.

Различные машинки, тракторы… очень интересно было этим заниматься! И в дальнейшем это вылилось даже в курсовую работу в художественной школе. Тогда папа дал задание всем моим одноклассникам: разработать развёртку и склеить модель из бумаги. Ну, естественно, мальчики склеивали какие-то технические вещи, девочки - более художественные: животных и цветочки. Всё это было сделано в объёме, из коробок, грубо говоря. Кто-то делал в цвете, кто-то просто из белой бумаги, из ватмана.

Екатерина: - Сейчас это направление тоже, кстати, популярно, полигональные фигуры на пике популярности в декорировании помещений, витрин. Это же вот оттуда ноги растут! Изначально это было творчество школьников такое вот, идеи для развивающих занятий, а сейчас это отдельные виды, направления дизайна, вполне хорошо существующие на рынке.

Сергей: - И, насколько я знаю, этот журнал - “Техническая эстетика” - до сих пор в кругах дизайнеров очень ценится, на вес золота, можно сказать, он в полном собрании есть в нашей библиотеке Белинского в Екатеринбурге. Если кому-то интересно, можно посмотреть, почитать.
Екатерина: - Ну, и расскажи тогда, как, собственно, рисование применяется в дизайне? Мы уже немного эту тему затронули, поговорили и про художественную школу, и про личные вещи. А напрямую как-то связано это? Как рисование применимо в промышленном дизайне? Существует ли одно без другого?

Сергей: - Это такой сложный, на самом деле, вопрос… Нынешние тенденции во многом говорят, что дизайнеру совсем не обязательно уметь рисовать. Очень много разных мнений, но я всё-таки придерживаюсь мнения, что промышленный дизайнер должен уметь рисовать. Более того, я бы даже сказал, что инженер-конструктор должен уметь рисовать. Это большой плюс и очень большая помощь в его работе. Почему? У каждого, конечно, свои подходы, но я могу рассказать про свой подход. Запечатлеть идею: идея, она быстро возникает и тут же улетучивается, порой возникает как вспышка в голове.

А чтобы запечатлеть эту идею, нужно, за несколько секунд буквально, заэскизировать её. И всё, идея уже запечатлена. И дальше её можно уже развивать. Вот. Благодаря тому, что можешь каким-то образом рисовать, если ещё и хорошо умеешь рисовать, то идею намного проще запечатлить. Мне это очень помогает, конечно. И первые мысли, наброски я начинаю именно с изображения простым карандашом. Вот такое мнение.

Екатерина: - Покажешь чего-нибудь?

Сергей: - Могу показать концепт-арты, которые делал для руководства, чуть попозже.

Екатерина: - Хорошо.

Сергей: - Знаю, что есть другой подход: кто-то пропускает идею через руки, через ощущение материала, допустим, через скульптуру, через пластилин. Кому-то проще сразу же в 3д изобразить. Но вот мне гораздо проще запечатлеть идею в карандаше на листочке бумаги, буквально, что под рукой нашёл: зарисовал формы, основную линию. И уже у меня сохраняется эта идея, в дальнейшем я её могу достать, вспомнить и развить дальше.

Екатерина: - Ну, да, если она не пошла в работу, она сохраняется,  в любом случае. Мы оба получили такое “олдскульное” образование и, наверное, поэтому мы так размышляем. Но как мне кажется, это правильно, судя по веяниям времени, когда дизайнеры делают сразу макет, получается, ну, как будто основы нет. Создаётся сразу готовый проект, а с чего он начинался? Развития его не происходит. Он какой есть, такой и есть. В этом я с тобой согласна, что рисование, конечно, помогает в этой сфере.
А вообще, расскажи тогда, как ведётся работа над проектом, раз уже мы про это заговорили. То есть, как идея рождается, как она реализуется, воплощается, к чему это приводит, чтобы уже на готовом примере рассказать о промышленном дизайне.

Сергей: - Ещё раз повторюсь, что всё-таки я не профессиональный промышленный дизайнер, я - инженер-конструктор. И моя работа нынешняя (я вот уже 6 лет работаю в сфере приборостроения) очень часто соприкасается с промышленным дизайном. Это приборостроение в сфере энергетики, нефтегазовой промышленности и биометрических систем. Это приборы, с которыми ежедневно взаимодействует человек. И приходится решать, в основном, вопросы эргономики и удобства. А это первая задача промышленного дизайна. А дальше, когда уже разбираешься с эргономикой, нужно решать уже эстетические вопросы: подбор материала - пластик это, металл, фрезеровка или литьё…
Всё начинается с эскиза. Я получаю техническое задание, где есть некий перечень компонентов, входящих в будущее устройство: каким дисплеем оно должно обладать, каким перечнем кнопок, какая начинка, объём начинки, маркозащита, пылезащита, где оно будет располагаться, в перчатках с ним будет работать человек или голыми руками.

В соответствии с техническим заданием, уже имеется общее представление о назначении прибора и начинается эскизирование. После эскизной проработки я обычно берусь за 3д моделирование. В 3д набрасываю общий габарит устройства, учитывая внутренние размеры начинки и, чаще всего, делаю концепт-арт. Накладываю тени, рендеры, делаю скриншот с монитора, дорисовываю его в фотошопе или корел фото, чтобы получилось то, как устройство будет выглядеть реалистично в будущем. Эту картинку уже можно показывать руководству или будущим инвесторам. И на основе этой картинки можно уже делать первые выводы: насколько устройство будет успешным, можно вносить корректировки. Вот, кстати, несколько могу показать.

Екатерина: - Конечно, мы ждём!
Сергей: - Вот это биометрическое устройство для считывания лица человека. Оно будет располагаться в вендинговом автомате, который выдаёт еду, напитки, шоколадки. То есть расплачиваться можно будет в вендинговом автомате с помощью распознавания лица. Вот этот концепт-арт. Благодаря ему, мы поняли, что видеокамеру нужно располагать под дисплеем, а не над ним. Потому что иначе, учитывая средний рост человека, сложно будет попадать в обзор камеры. Вот, это одно устройство.
Вот это одно из последних устройств: тоже по считыванию, распознаванию лица. Вот оно крупно.

Екатерина: - Но это уже портативное какое-то устройство?
- Да-да. Это уже настольный считыватель вен ладоней руки, тоже для биометрической системы.
Екатерина: - Вот, друзья, смотрите, будущее уже наступило! Всё, что мы видели в фильмах, оно вот, уже сейчас разрабатывается!
Сергей: - Ну, да. В общем, есть ещё множество разных концепт-артов. Я, к сожалению, все их показать не могу.
Екатерина: - Я вижу, ты сейчас находишься в своей студии, где занимаешься как раз одним из направлений - 3д печатью.

Сергей: - Да, кроме разработки инженерных вещей, создания концепт-артов, я увлекаюсь ещё макетированием, а в макетировании хорошо помогает 3д печать. Благодаря 3д печати можно получать практически любую форму, а это моя мечта с детства. Когда я ещё увлекался радиотехникой, собирая какие-то устройства, хотелось придумать к ним ещё и красивый корпус. Заканчивалось всё тем, что корпус я красиво рисовал, но воплотить его в жизнь не всегда удавалось, не всегда были подручные материалы, а сейчас это как никогда возможно, благодаря 3д печати. С её помощью можно получить практически любую форму. У меня есть два 3д принтера..

Екатерина: - Покажи нам, я немножко показывала уже в сториз: и твои эскизы - концепт-арты, про которые ты говорил, и работающий 3д принтер, как это делается. Но покажи обязательно в эфире.
Сергей: - Здесь у меня такая небольшая лаборатория на балконе…
Екатерина: - Здорово! Спасибо, что показал, я думаю, это очень интересно всем нашим зрителям. Расскажи тогда, какие современные тенденции есть в промышленном дизайне, наверняка это направление очень обширное и ёмкое. Мы, те, кто знает о нём очень условно, для нас это будет новой глубиной.

Сергей: - Опять же, я со своей колокольни рассуждаю, какие тенденции я вижу. Мне видится, что сейчас всё сводится к некоему минимализму. По-моему, Джонни Айв ещё говорил, что самым лучшим дизайном считается тот, в  котором меньше всего дизайна: каких-то деталей, избыточных форм. То есть, чем проще, тем удачнее дизайн. Мы видим это на примере крупных фирм, того же Apple или Tyson.

Екатерина: - Как Микеланджело в своё время говорил, что лучшая скульптура та, которую можно скатить с горы и от неё ничего не отколется! Ничего не изменилось за 500 лет.

Сергей: - Да. Зачастую даже в своих проектах, когда работаешь над устройством, добавляешь ему ещё форм, на твой взгляд красивых, изгибов, может быть даже эргономически необходимых, а в какой-то момент понимаешь, что это всё избыточно. Убираешь лишнее и остаётся сама суть, самая главная форма прибора. И тогда, когда убираешь всю требуху лишнюю, форма оказывается наиболее красивой.
Екатерина: - Да, наверное, как и в любом виде искусства. Я дизайн отношу к искусству, со своей позиции, опять же, потому что я с художественной стороны смотрю. Ты вот работаешь на стыке науки и искусства.
   Ну, и расскажи тогда, где черпаешь идеи, чем вдохновляешься, потому что любой дизайн - это, всё-таки, вдохновение чем-то. Он не создаётся на пустом месте, это явно впечатление от увиденного или от осознанного чего-то. Я думаю, у тебя есть свои какие-то ходы в этом плане.

Сергей: - Естественно, для вдохновения смотришь, в первую очередь, ведущих производителей, в том числе и конкурентов, чем они руководствовались, делаешь какие-то догадки. Хорошие идеи перенимаешь, почему бы и нет? Это, в любом случае, не копирование, ты делаешь своё собственное устройство, свою собственную форму. Мне очень нравится подход, когда берутся идеи из природы, формы, например. Ну, опять же, пылесос какой-то напоминает стрекозу - берутся основные формы стрекозы и получается интересное решение. 

Наиболее часто я применяю в работе другой подход: отталкивание от наполнения прибора. Классно, когда форма начинки прибора подсказывает, как будут выглядеть его внешние формы. Руководствуясь этой же эргономикой: формой рук, пальцев, расположением пальцев, ты делаешь наиболее удобную для пользователя форму. Отталкиваясь от этих критериев - начинки и антропологических свойств - получается форма изделия. И уже не первый раз я сталкиваюсь с тем, что она получается довольно красивой. Когда вот таким способом получается внешний вид устройства, на мой взгляд, это самое классное! 

Екатерина: - Да, я помню, папа рассказывал, как защищал проект кто-то из его знакомых, делал разработку бритвенного станка под форму тела человека. Ты, наверное, помнишь эту историю? Как раз это твой подход, когда всё основывалось на удобстве руки, когда форма самого прибора напоминала форму антропологическую, форму кисти руки под мужскую руку. Там были  определённые стандарты. И даже цвет задавался телесный, чтобы ещё раз повторилась идея взятая от человека и к человеку же привязанная.

Сергей: - Я вот тоже помню из детства интересный момент, когда к нам в гости (это я не знаю, 1998, может быть, год был) приехал наш дядя из Москвы.
Екатерина: - Автодизайнер!
Сергей: - А он как раз заканчивал Строгановскую Академию, работал дизайнером. Он рассказывал тогда с таким интересом и вдохновением про свою работу, как он работал над проектом Руссо-Балт. Можете загуглить, об этом есть информация - Русско-Балтийские автомобили. Я тогда так завороженно слушал дядю! О том, как они, прямо голыми руками, собирали вживую, в натуральный размер автомобиль. Они вырезали его сначала из пластилина какими-то скребками, а потом его обклеивали пластиком, стекловолокном, получали формы и потом собирали фюзеляж, грубо говоря, автомобиля, его кузов. Первый такой автомобиль был создан именно руками, то есть, дизайнер должен не только уметь проектировать, он ещё должен очень хорошо уметь работать руками, с материалами различными. Вот такое впечатление из детства.
Я сейчас, кстати говоря, с дядей часто контактирую, задаю ему вопросы, а он мне помогает в работе.

Екатерина: - Да, Михаил Рюрикович Тренихин, действительно, наш родственник, дядя, если грубо рассказать, чем он занимается - он автодизайнер. Он полностью ушёл именно в направление автодизайна, то есть занимается машинами, ну и вот, всем, что с этим связано. Он работал над проектом автомобилей для кортежа президента и много-много над чем ещё. Да, есть у нас такой интересный человек в семье. Наверное мы все так очень связаны, на одной волне.

Друзья, если у вас есть вопросы к Сергею, обязательно напишите их в комментариях. Будем рады, также, обратной связи от вас.
Серёж, может быть у тебя будут какие-то пожелания людям, которые сейчас в эту стезю - промышленный дизайн - пытаются выйти, начать что-то делать в этом направлении, либо собираются поступать на промышленный дизайн, в частности?

Сергей: - Я бы дал следующее напутствие (это моё личное мнение): в эту область стоит идти через инженерную область. Понимание материалов, как с ними работать, как работать со сталью, с алюминием, как происходит обработка этих материалов, позволяет дизайнеру шире смотреть на создание вещей. Конечно, не бояться браться за проекты, свои идеи пытаться воплощать в жизнь. Беритесь за смелые проекты. Пытайтесь, учитесь.
Екатерина: - Ну, да, сейчас все двери открыты, возможностей для обучения очень много, можно учиться и дистанционно, и напрямую. Кафедр дизайна открывается очень много в разных институтах.

Сергей: - Насколько я знаю, лучшая школа остаётся у нас в России - Академия имени Строганова в Москве.
Екатерина: - Да, там обучают дизайнеров разного направления, именно вот такого технического подхода.
Сергей: - Ну и советую изучать журналы “Техническая эстетика”, у кого будет такая возможность. Посмотрите, с чего начинался советский дизайн и сделайте вывод, что он всё-таки был в Советском Союзе, и какой он был не плохой. Там очень интересно всё это расписано и показано.

Екатерина: - Да, вдохновение - это очень важно и вот этот базис, на чём основывается отрасль, тоже. Я к этому всегда призываю своих художников, думаю, это будет интересно и дизайнерам.
Давайте поблагодарим Сергея! Спасибо, что согласился с нами пообщаться в эфире. Спасибо, что нашёл время, подготовился: было очень интересно.
Сергей: - Спасибо вам. Надеюсь, был полезен.
Екатерина: - Очень-очень! Спасибо всем!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин