В своей книге "Делать фильм" Феллини пишет: "Фильм — это попытка построить какой-то мир, какую-то среду так, чтобы они выглядели убедительно; попытка удержаться в этом измерении, воссоздать чувства — волнение, удивление, — связанные именно с ним".
В изобразительном искусстве то же самое. Картина — не копирование реальности, а выдумка, авторская идея, облечённая в задуманную художником форму. Решить, каким именно будет этот замысел, помогают занятия композицией. И это самое сложное. Сложно ещё и потому, что стало модным говорить о том, что классическая композиция устарела, и задача современного художника — сделать что-то новое. Безусловно. Но ведь чтобы нарушать правила, их нужно как минимум знать.
Кроме того, классическая композиция (правило треугольника или овала, золотое сечение и т.д.) устарела ещё сто лет назад (привет импрессионисты, фовисты и т.д.) - на её месте появились новые решения организации плоскости и пространства, но это тоже не случайный набор элементов изображения.
Возьмём правило ритма. Даже ещё сузим рамки: правило вертикальных ритмов на примере кадров фильмов вышеупомянутого режиссёра. Они строго структурированы, уравновешены, гармонизированы по размеру пятен, текстурам, силуэтам, силовым линиям. Кроме того, строго выдержана общая светлота кадра, тональный вес каждого пятна, продумана метрическая система элементов для отдельного конкретного случая, причём не сами по себе, а соответственно смысловой нагрузке эпизода. И это уже не классическая композиция.
И самое интересное: по моим наблюдениям, чем категоричнее художник отказывается от исследования композиции, тем прочнее он "влипает" в её самые шаблонные проявления. Увязнуть в статичных схемах и строго симметричных решениях так легко, особенно если нет качественной насмотренности и понимания основ теории композиции. Кстати, Феллини очень элегантно выходит из положения в этом случае (безапелляционная зеркальная симметрия легко превращается во вполне узнаваемую диссимметрию или едва уловимую асимметрию, а иногда и кое-что поинтереснее): смотрите фото внимательно.
Сочинять легко и свободно, создавать собственные миры и отдельные произведения, помогают знания композиционных законов и правил, средств и приёмов. Именно мыслить творчески, реализовывать собственные идеи в художественной форме так необходимо уже на стадии освоения изобразительной грамоты. А уже после — полная свобода действий: отказ от стереотипов, создание собственных иллюзий, магических формул, убедительных визуально выдумок. И вот тогда можно с гордостью повторить за маэстро Федерико: "Если вдуматься, выдвинутое против меня несколько лет назад обвинение в том, что я — великий мистификатор, пожалуй, не так уж необоснованно".
Если вам понравилась статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге с указанием обратной активной ссылки.
3. Покупайте у нас курсы рисования в Екатеринбурге.
Или если вы из другого города, то приобретайте наши видеокурсы рисования.