Наверное каждый начинающий художник задаёт себе этот вопрос и старательно и упорно ищет ответ на него. Всё не так просто и однозначно, так как путь от начинающего художника к профессионалу или хотя бы к самодеятельному художнику-любителю длинен и очень индивидуален. Вот, например, И. Е. Репин, тоже когда-то был начинающим художником-самоучкой.
Родившийся в украинском Чугуеве, он без всякой подготовки и обучения азам в рисовании, выполнял портреты знакомых, расписывал яйца на Пасху, изображал цветы и пейзажи так, как мог, как понимал, как получалось. А потом он начал учиться в корпусе топографов рисованию и черчению, в иконописной мастерской - написанию образов и у репетитора - живописи и рисованию, чтобы поступить в святое для него место - Императорскую Академию художеств. Но, для этого нужно было сначала поступить и пройти базовое обучение в рисовальной школе при Академии, даже для неё начального уровня было маловато.
Впервые в жизни на экзамене юный Илья Репин рисовал с натуры гипсовую отливку. Это был лист лопуха, отлитый с натуры. Очень интересно и забавно описывает мастер этот эпизод в своей книге “Далёкое близкое”: как старательно он тушевал тени, затирал тёмные пятна, чтобы добиться формы листа и точных рельефов его прожилок, как самоотверженно старался штриховать серые участки… А потом юный художник обратил внимание на аккуратные академические рисунки других абитуриентов и, висящие на стенах класса, как примеры, рисунки учителей школы. В них каждый штришок был на своём месте, ровные параллельные линии красивейшей сеткой наслаивались друг на друга и выявляли объём и форму. Страшно расстроился тогда юный Репин, но работу над рисунком не бросил, доштриховал до конца, выразил игру света и тени, объём и форму гипсового листа так, как умел, показал в рисунке всё, на что был способен. Каково же было удивление начинающего художника, когда он получил первый номер на экзамене за свой рисунок - лучший рисунок на потоке и был зачислен в школу рисования! Радостно, восторженно, удивительно было Илье узнать об этом. Уже потом ему объяснили, что несмотря на недочёты техники и академической грамоты, несоответствие нормам классического академического подхода, его лопух получился максимально эффектным, объёмным, близким к натуре (похожим), а главное - гипсовым.
Вам может понравиться статья "Четыре основные вида рисунка. Виды рисунков."
Да, да, получилось передать материальность самой отливки, формы, а это намного важнее наносной эстетики и соответствия правилам. И это был первый, пускай не осознанный до конца и не самый уверенный, но шаг на пути к мечте научиться рисовать, который привёл к таким шедеврам мастера, как “Бурлаки на Волге”, “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, “Не ждали” и так далее, первый шаг к становлению талантливого колориста и мастера портретной живописи. Как мудрые ученики большого художника, мы с вами начнём рисовать не от балды, постепенно освоим теоретическую базу, выработаем твёрдость руки, получим знания, умения и навыки настоящего художника. Начнём, по традиции, с рисунка. Попробуем создать свой первый, серьёзный, реалистический рисунок, вслед за знаменитым художником, применяя на практике ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО РИСОВАНИЯ.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО РИСОВАНИЯ.
1) От общего к частному.
Основополагающий принцип для всего, что бы вы ни изображали. Сначала набрасывается лёгкими линиями общее расположение всех элементов будущего рисунка, затем они сравниваются между собой, уточняется их местоположение и размеры друг относительно друга. Потом отрисовывается каркас каждого из элементов и уже потом вставляются детали. Например, при рисовании портрета, сначала намечается большой объём всей головы, шеи плеч, затем отделяются друг от друга большие объёмы и проводятся разметочные линии. Потом выстраиваются крупные основные части лица: глаза, нос, губы, уши. Затем уточняются мелкие объёмы и детали, по отношению ко всем крупным формам. То же самое и в натюрморте и в пейзаже. Это позволит избежать ошибок при компоновке и изображение не будет “ползать” по всему листу в результате правок. Очень помогает при этом выполнение отдельного эскиза в маленьком формате, в соответствии с которым будут рисоваться все части большого рисунка.
Вам может понравиться статья "Чем полезны занятия рисованием?"
2) Ведение работы целиком.
Все части, элементы композиции должны вестись параллельно: если положили тон на предмете в свету, заштрихуйте предмет и в тени, и положите тон фона за предметом. Если начали рисовать руки, рисуйте и ноги одновременно. “Рисуя нос, смотри на ухо”, - говорил учитель учителей, замечательный педагог-художник П. П. Чистяков, который воспитал таких мастеров кисти, как Серов, Врубель, Коровин, Репин, Васнецов, Суриков, Борисов-Мусатов и многих других. Стоит прислушаться к такому великолепному учителю, правда? Такой комплексный подход к рисованию помогает увидеть ошибки на ранней стадии и предотвратить их быстро и без вреда уже готовым, тщательно прорисованным кускам, учит целостному видению и ведению всей работы.
Вам может понравиться статья "С чего начать обучение рисованию?"
3) Обобщение.
Беда начинающих и самодеятельных художников в обилии деталей. Их рисунки ими просто перегружены, отчего на такие работы очень тяжело смотреть - не понятно, что здесь главное, чему художник уделил основное внимание. А наш глаз работает именно так - рассматривает что-то одно, самое важное, и скользящим зрением пробегает всё остальное. Поэтому веточку на дальнем плане лучше объединить с фоном и не обязательно отрисовывать все бородавки на подбородке, достаточно двух - трёх)), остальное смягчаем, обобщаем, уводим на дальний план, в туман из штрихов.
4) Детали.
Их тоже нужно вписывать корректно. Обычно в букете хорошо отрисовывают всего три цветочка: один очень подробно, второй не очень, третий условно. Все остальные цветы едва намечают - задача здесь ведь изобразить букет, а не коллективный портрет каждого цветочка. Так что, выделяем только самые важные детали и только там, где они нужны, например, лучше подробнее прорисовать глаза в портрете, чем ноздри, и уж тем более, чем пуговицы на пиджаке.
5) Общая гармонизация рисунка.
В процессе рисования начинающие художники часто отвлекаются от основной задачи и забывают о некоторых очень важных вещах в погоне за “похожестью”, тщательность отрисовки, фактурами. Во время занятия рисованием следует постоянно возвращаться к этапу сравнения частей, проверке рисунка на ошибки и недочёты целиком. Особо следует обратить внимание на перспективу, конструктивное построение, общий цвет (в живописи) или тон (в рисунке), саму манеру штриховки и моделировки, чтобы избежать пляшущего горизонта, косых глаз и перекошенных лиц, коллажного эффекта в рисовании. Рисунок не должен разваливаться на части, все изображённые элементы должны выглядеть гармонично в связи друг с другом.
6) Перерывы.
Они помогают освежить восприятие своей работы, вовремя диагностировать ошибки, посмотреть на рисунок под новым углом. В процессе рисования, с натуры особенно, глаза художника устают, есть даже такое понятие “глаз замылился”. В такие моменты необходим хотя бы небольшой 5-10-минутный перерыв. За один час рисования можно сделать один такой перерыв, чтобы восстановить точное восприятие модели и своего рисунка. И, конечно, если формат рисунка большой и детализация предполагается подробная, лучше разделить работу над рисунком на несколько сеансов, каждый из которых следует начинать с проверки ошибок. А они будут, вот увидите.
Рисование - серьёзный, вдумчивый процесс, который со стороны, на первый взгляд, выглядит очень легко и незамысловато. Но, как и в любой профессии, есть свои подводные камни и положения, необходимые при серьёзном подходе. Если следовать вышеприведённым правилам, стараться, постоянно обучаться, всем сердцем стремиться к идеалу, проходить курсы рисования, слушать и слышать учителя, впитывать, как губка, советы и уроки великих мастеров прошлого - вы будете рисовать красиво, правильно, талантливо, вберёте в себя и переосмыслите весь опыт предыдущих поколений, чтобы создать что-то своё, большое, величественное, стоящее, как это смог сделать замечательный русский художник Илья Ефимович Репин.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)