Екатерина: Всем здравствуйте! Сегодня у нас необычный гость. Сейчас у нас идёт серия совместных эфиров с художниками, дизайнерами, представителями разных творческих сфер. В основном, это делается для абитуриентов художественных Вузов и колледжей, чтобы можно было в реальном времени пообщаться с человеком, с профессионалом в своём деле, услышать от него рекомендации, наставления и увидеть творческую профессию изнутри.
Благодаря таким эфирам, можно посмотреть, как человек находится внутри профессиональной среды и как она развивается, что в ней интересного. Это всегда здорово! Тем, кто рисует в качестве хобби, эти диалоги тоже будет интересны, как общение с творческим человеком, как понимание того, как мыслит творческий человек, чем он живёт, как он вообще устроен и какие виды изобразительного творчества бывают, как они выражены. Мы говорим с людьми, которые зарабатывают творчеством, это, действительно, их профессия: по образованию или по призванию, профессия, или полученная опытным путём, бывает всякое. Обычно, это люди, полностью сконцентрированные на своём деле, радеющие за своё дело, безусловно, яркие и креативные художники в широком понимании.
Сегодня у нас как раз такой гость, особенный гость. Я её очень люблю и очень уважаю, потому что Алёна - это такой нескончаемый источник оптимизма и креативности. Мало того, Алёна Недосекова ещё и замужем за очень творческим человеком - это такой дизайнерский тандем и семейный, а ещё у них двое детей, которые идут по стопам родителей. Это просто изумительно, когда вся семья занимается одним делом!
Поэтому, если нас сейчас будут смотреть родители маленьких детей и не очень маленьких, можно задать вопросы и узнать, как происходило творческое воспитание и как приобщить детей к прекрасному, как приучить детей к творческой деятельности, к работе с инструментами и художественными материалами, к выражению себя через изобразительное искусство и творчество и не только. Например, Софья - дочь нашей сегодняшней героини - развита во всех творческих сферах: она и поёт, и танцует, и рисует, и вообще Соня - замечательный ребёнок. Ждём, когда Алёна к нам присоединится.
Алёна, привет! Очень рада тебя видеть!
Алёна: И я тоже рада!
Екатерина: Алёнушка, давай ещё разочек про тебя расскажу. Мы перед эфиром разговаривали, решали, как тебя лучше представить: ты сменила столько профессий и видов деятельности, именно внутри области дизайна и изобразительного искусства, что было сложно определиться. Мы договорились, что ты такой человек-оркестр, который много чего перепробовал, много смежных сфер изучил; и сейчас, и постоянно ты работаешь на грани разных профессий и сфер, связанных с изобразительным творчеством и делаешь совершенно сумасшедшие, очень интересные вещи, осуществляешь творческие проекты на грани дизайна, изо, полиграфии и архитектуры - чего только в твоём послужном списке нет!
Я думаю, твой опыт будет очень интересен и полезен нашим зрителям: нас смотрят и дизайнеры полиграфии, и дизайнеры среды, есть абитуриенты, которые в этом году собираются поступать на дизайн, любители изобразительного искусства. Компания у нас интересная, мы с удовольствием послушаем тебя - что у тебя есть нам сказать.
И первый вопрос как раз по теме образования, раз я уже заговорила про абитуриентов: какие возможности есть сейчас, чтобы реализоваться в профессии дизайнера? Образование дизайнера: какое есть? Как с ним быть дальше? Имеет ли вообще значение диплом дизайнера? Спрашиваю, потому что ты сама с дизайнерским образованием, ещё с тем, старым, которое закладывалось как фундамент и мы могли выбирать любую сферу дизайна. Расскажи про образование дизайнера, что с ним делать и куда дальше идти.
Алёна: Всем привет ещё раз! Образование - это такая основа, база. Какое бы дизайнерское образование вы ни получали, всё начинается с основ рисования, композиции, цветоведения, потом черчения, компьютерной графики. Это всё очень важно, очень нужно. И это такая база, которая даёт просто безграничные возможности для своего дальнейшего развития, какое бы направление вы при этом ни выбрали.
Эта основа, которая даётся изначально, она самая нужная, самая необходимая: как ребёнок, который научился ползать, может ползти в любую сторону. Образование даёт крепкую базу. Это совсем не значит, что вас потом не метнёт в другую сторону, а если метнуло - совсем не значит, что весь полученный опыт вам не пригодится. Пригодится всё, чему вы научились или научитесь.
Екатерина: Это 100%!
Алёна: Всё, чему научилась я, мне пригождается. Я использую свой опыт в любой сфере жизни, а если дело касается проектов, то тем более. Трудно представить, как выглядели бы мои работы, если бы я не владела основами композиции, цветоведением. Обязательно надо учиться и получать эту основу знаний и умений, впитывать её в себя. А дальше уже развивать.
Екатерина: Да, я очень часто вспоминаю нашего с тобой общего педагога - Сергея Лордовича Лефлера, который гонял нас нещадно, заставлял писать прописные буковки от руки, вымерять каждый миллиметр… Это сейчас очень актуально, когда надо написать объявление от руки быстро, когда надо оформить какой-то макет рукописным шрифтом. Люди сидят и специально занимаются каллиграфией, осваивают это месяцами - мы это делали буквально за пару недель интенсивного рисования: ставили руку и вот, всю жизнь пользуемся.
Алёна: Да, такой хороший пример!
Екатерина: Отлично. Ну и тогда, если поступать на дизайн сейчас, какое лучше выбрать направление? Мы с тобой учились тогда, когда дизайн был ещё общей дисциплиной. Как это правильно называлось?.. До нас это были мастера-оформители, дизайн назывался оформительским делом. А сейчас уже есть распределение по отраслям: каждый вид дизайна отдельно. Какие из них приоритетные? В какие виды дизайна стоит идти сейчас?
Алёна: Может, оно и лучше, что сейчас много разных направлений дизайна… Я бы хотела сказать следующее: прежде чем что-то выбирать, нужно хорошо к себе прислушаться, именно к собственным интересам, понять, что тебе интересно. Как ни крути, весь дизайн делится на работу с компьютером и без компьютера. Совсем без компьютера дизайнеру не справиться: к его помощи прибегать придётся, но по минимуму. Или можно полностью погрузиться в сидячую работу за компьютером - с утра до вечера, круглые сутки. Вот это надо понимать. Это важно.
Если человек любит делать что-то руками, создавать что-то живое, креативное, лучше ограничить работу за компьютером. А если человек технического склада ума, то компьютерная графика для него. В этом стоит хорошо и внимательно прислушаться к самому себе. А определившись, выбирать. Компьютер, конечно, наше всё: настоящее, будущее… InDisign, illustrator - этими программами пользуются все - дизайнеры упаковки, одежды, художники любой сферы, которую ни возьми. Сейчас очень нужны специалисты по изготовлению и проектированию моделей, производящихся на машинах, например, мастера резки, гравировки и т.д.. Я не буду перечислять все сферы, можете найти в интернете списки дизайнерских профессий. Вообще, слово дизайн очень модное. Его сейчас везде используют.
Екатерина: Это точно!
Алёна: Какую бы деятельность вы ни выбрали, в перспективе веб-дизайн, компьютерная графика. Но также прекрасно существуют на рынке и флористы-дизайнеры, дизайнеры-оформители - этих специалистов не так много и эта сфера тоже нуждается в специалистах, и она тоже будет расти и развиваться. Главное - к себе прислушаться, чтобы не получилось так, что человек любит двигаться, он активный, любит общаться, что немаловажно, а устроился на сидячую работу.
Он работает с утра до вечера, старается, и диплом об образовании у него есть: сидит рисует и дизайнерит, а через месяц ему становится плохо. Он не понимает, что происходит. А ему движения не хватает, общения не хватает, менеджмента, разговоров с людьми. Все сферы разные, в любом случае, можно найти даже компромисс - и за компьютером работать, и чтобы общение было.
Екатерина: Конечно! Это очень полезные умозаключения и советы - у кого-то будет повод задуматься.
Алёна: Я надеюсь. Это то, о чём я подумала в первую очередь.
Екатерина: Потому что ты на себе это ощутила. Ты, как человек подвижный, наверное, сложно переносила сидячую работу с полиграфией, да?
Алёна: Да, есть такое. Когда это через себя пропускаешь… Когда я ушла с последней своей сидячей работы, ушла из офиса, я нисколько не пожалела.
Я там проработала около года, из-за очередного кризиса пришлось туда устроиться, но я нисколько не пожалела, что ушла оттуда. Это для меня была каторга: весь день сидеть за компьютером. Да, это может быть интересно, я обожаю все дизайнерские программы - Corel, Photoshop, Illustrator - просто обожаю! Но я сделала вывод, что я могу в них работать, когда не активизируется моя внутренняя энергия, внутренняя сила, мне нужно выбирать такие проекты.
Екатерина: Не под заказ работать, а именно реализовывать идеи?
Алёна: Да, да.
Екатерина: Здорово! Мы уже немного говорили о рисовании. Ты начала говорить о том, что между рисованием и дизайном очень тесная связь и что всё начинается с рисования, с композиции. Нас смотрит много художников, давай поговорим о том, что общего между рисованием и дизайном. Это две очень разные сферы: изобразительное искусство и дизайн - это всё-таки разные вещи. Возможно ли вообще одно без другого?
Можно ли работать сразу в программе, например, обучиться работе в Photoshop и гнать логотипы? Или наоборот, возможно ли художнику остаться без знания графических программ и рисовать только в традиционных техниках? Твоё мнение.
Алёна: Я начну с конца. Возможно, наверняка всё. Люди будут экспериментировать по-разному. Но я глубоко убеждена, что всё начинается с рисунка, а рисунок - основа всего. А дизайн уже вытекает оттуда. Рисование для души, а дизайн для жизни. Чего ни коснись, всё вокруг дизайн и его продукты. Что бы мы ни создавали в дизайне, сперва мы накидываем эскиз, рисунок.
Даже если дизайнер не умеет рисовать, он делает эскиз в карандаше и уже потом идёт к компьютеру. У меня так получается гораздо лучше. Когда я беру карандаш в руки, у меня включается мысль, работа мозга. И я уже понимаю - это заказчику я показать не могу, но я сяду за компьютер и в программе сделаю то, что будет не стыдно показать и презентовать. Одно без другого невозможно. Всё начинается с рисунка. Сначала рисунок, потом дизайн. А дизайн - это всё, что нас окружает: дизайнерская кружка, дизайнерская подушка и штора.
Екатерина: Разумеется, мы же люди, и хотя все работают по-своему, традиционный способ - от эскиза к разработке - существует много веков и, я думаю, он останется в любом случае. Ты права.
Алёна: Даже чуть глубже: я сейчас озвучила только поверхность работы. Художник рисует для души. Мы смотрим на картину, радуемся, получаем эмоции. Принесли картину домой, она висит - какая у неё цель? Она стену оформляет, например. В дизайне наоборот - сначала появляется цель или задача, а потом уже дизайнер решает эту задачу. Дизайн несёт прикладную функцию. Чаще всего он для жизни.
Екатерина: Да. Раз уж мы заговорили о функциях, не могу не спросить про декорирование, потому что ты много лет занималась декором, всевозможным декором: и помещений, и мероприятий, и, не буду скрывать, вы оформляли нашу свадьбу совершенно фантастическими красками и цветами. В рамках нашей идеи вы всё сделали очень красиво и многие гости фотографировались именно с вашими изделиями. Это были и фигуры из шаров, и оформление цветами и лентами. Про декорирование ещё хотелось бы от тебя услышать. Насколько искусство декорирования сейчас актуально? И что нужно, чтобы быть художником-декоратором, помимо вкуса?
Алёна: Основываясь на собственном опыте, могу рассказать следующее. Нужно понимать, работаешь ты на фирму или на себя. Такие люди - декораторы - очень нужны, востребованность их растёт и будет расти. У них со временем будет больше возможности реализации творческих проектов в оформлении праздников, свадеб, мероприятий, сцен, витрин и прочего.
Если ты работаешь в компании, всё гораздо проще: ты работаешь по инструкции (чаще всего). Если компания много лет на рынке, у них всё чётко отработано - ты просто выполняешь всё по инструкции. Да, ты включишь свою фантазию, тут нужен вкус. Ты пришёл и своим талантом, руками всё сделал красиво.
Если же ты работаешь сам на себя, это совершенно другая история. Тебе придётся самому искать заказчика, договариваться с ним - ты сам себе менеджер.
Екатерина: Да, нужно продать свои услуги.
Алёна: Да, нужно закупить все материалы для каждого проекта. Потом это всё нужно организовать и подготовить, вовремя успеть. В общем, самоорганизация должна быть на высочайшем уровне. Когда ты не сам всё делаешь, ты тоже должен быть организован, это нужно в любой сфере, но в фирме всё гораздо проще.
Ты в неё пришёл, может быть ты чуть меньше заработаешь, но всё сделал чётко по инструкции, не занимаясь дополнительной работой. Работая самостоятельно, приходится проявлять и личностные, и профессиональные качества: фантазию, общительность и прочее.
Екатерина: Ну, это же того стоит! Новогоднее оформление ГУМа и ЦУМа в Москве - это просто произведение искусства, хотя это всего лишь оформленные витрины! Ежегодно показывают эти фотографии, каждый раз всё делается в разном стиле. В прошлом году, я помню, это были русские сказки: манекены были одеты в национальные костюмы, серый волк сидел, жар-птица…
Это такие чудеса! Всё подсвечено - это просто волшебство какое-то! А до этого, я помню, было оформление в стиле богородской деревянной игрушки: движущиеся фигурки медведей, мужичков с молотками, какие-то птички вылетали. Вроде бы, это просто оформление витрины, но это был целый праздник, можно было стоять и наблюдать.
Алёна: Да, это целый мир! В первую очередь, это эмоции, которые получают люди. Те, кто работает над этими проектами, тоже получают много эмоций. Всё зависит от того, в какой компании работать. Может быть, в фирме кому-то работать интереснее. У меня был и такой и такой опыт. Мне больше нравится работать самостоятельно, когда приходилось всё делать самой полностью. Но, нужно учитывать, что реализация крупных глобальных проектов возможна только в компании, где много людей и каждый отвечает за своё дело: кто-то придумывает, кто-то изготавливает. Одному человеку просто не справиться. Может быть кому-то интереснее так работать, участвовать в больших проектах. У меня был такой опыт. Это было здорово!
Екатерина: Главное, опыт самоорганизации, да? По нашему диалогу я ещё делаю вывод, что помимо вкуса нужно ещё обладать навыками time-менеджмента: что и как нужно сделать? Где какие закупки могут быть? С какими поставщиками надо наладить отношения? Это колоссальная работа, надо сказать.
Алёна: Да. Когда я об этом думала, я вспомнила несколько курьёзных случаев. Бывало такое, ты договорился с заказчиком, что найдёшь ткань для оформления именно этого цвета, а ты идёшь искать, осталось 2 недели до завершения проекта, вроде бы немало, но вот нигде нет именно этого цвета, ни в одном магазине, ни в одной базе Екатеринбурга. Вот вчера был, а сегодня нет. Приходится выкручиваться. Компании тоже с таким сталкиваются, но там не один человек всё делает, поэтому им немного легче.
Поэтому одному лучше за такие проекты не браться, нужно объединяться. Я, конечно, тоже никогда не работала одна - нас целая компания ребят-фрилансеров была, но всё равно по большей части организационные вопросы я решала сама.
Екатерина: Ух! Да, это сложно. Получается, ты такой сам себе предприниматель - всё время что-то предпринимаешь.
Алёна: Точно, да.
Екатерина: Алёна, давай поговорим ещё об одном виде деятельности, который ты очень успешно освоила и много лет этим занимаешься - это роспись стен. Сейчас это очень модно: состоятельные люди заказывают целые картины во всю стену, оформляют помещение в определённой стилистике. Ты делала много росписей стен, очень разных - и детских, и для взрослых помещений, и домашних, и для общего пользования, для детских садов в том числе. Что такое роспись стен: модное направление или это смежная область между архитектурой и живописью, или дизайном помещений и декоративно-прикладным искусством? Где границы? Расскажи ещё про это.
Алёна: Роспись стен - это моя любовь! Для меня это самое интересное занятие, так с детства повелось. Я почему-то люблю рисовать именно на стене, у меня это какая-то дикая страсть. Это модно? - да. Это и дальше будет модно. Это и нужно, и востребовано. Заказчики есть и будут, и никуда не денутся. Так что если кому-то, как и мне, нравится рисовать на стене…
Екатерина: … то можно начинать!
Алёна: Да, попробуйте. Это здорово, правда! Роспись стен может быть дизайнерским решением или архитектурным в интерьере: при помощи настенной росписи можно сделать пространство шире, создать определённую атмосферу. Росписи стен есть везде - в игровых помещениях, даже Пассаж весь расписали. Интерьерная роспись создаёт определённое настроение, безусловно, это часть интерьера и архитектуры (мы же рисуем не только в интерьере, но и в эсктерьере). Роспись применима везде, и в рекламе, например, в офисах я рисовала название фирмы на стене. Это такая частица большого общего дизайна.
Екатерина: Сложно, тяжело физически хрупкой девушке стены расписывать?
Алёна: Да я бы не сказала, что тяжело. Наверное, когда всё знаешь и понимаешь, тяжести не таскаешь (а я стараюсь не таскать) не сложно. Бывает, от машины до объекта донесёшь сумку с красками, но обычно мне помогают, я же девочка.
Екатерина: А есть ли какие-то направления в росписи стен, может быть особо популярные?
Алёна: Есть например, такие ребята, которые говорят - мы графики - и всё рисуют в графическом стиле. Или, например, есть художники, которые только анималистикой занимаются, рисуют животных в абстрактной стилизации. Художники уже сами выбирают своё направление и так работают.
Екатерина: То есть нет такого, скажем, как в семидесятые-восьмидесятые, когда были определённые способы стилизации фигуры человека, всегда панорамный пейзаж либо колоннада?
Алёна: Конечно, сейчас такого нет. Сейчас в росписях стен абсолютная свобода - все работают в рамках своей фантазии, от заказчика тоже многое зависит. И способы рисования тоже абсолютно разные, и материалов сейчас просто тьма-тьмущая.
Екатерина: О, да! И флуоресцентные краски, и объёмная штукатурка… Наверное, это всё идёт в ход?
Алёна: Да-да-да! И светящиеся в темноте краски - всё, что угодно. Можно и баллончиками рисовать, есть разные приспособления, типа виджетов, краскопультов - всё есть.
Екатерина: Круто! Это очень интересно! Алёна, тогда ещё сразу вопрос, раз уже заговорили про способы нанесения изображения на стену. Ты освоила аэрографию и активно пользуешься приёмами аэрографии. Как это правильно называется: жанр, инструмент?
Алёна: Так и называется - аэрография. Мой вид росписи так и называется. Я, конечно, и кистями, и баллонами могу рисовать, но именно аэрографом я пользуюсь очень часто. В основном его использую для работы.
Екатерина: А чем он удобен? Может какие-то эффекты интересные им получается создать? Я помню, ещё когда училась в художественном училище, которое мы с тобой вместе заканчивали, у нас был курс основ дизайна. Я - живописец-педагог, у меня этот курс был совсем небольшой, а у вас побольше. У нас был один аэрограф на группу и нам давали им попользоваться на 15 минут каждому, чтобы попробовать, как краска плюётся. На мне он засорился, я наплевала на две открытки и всё. На этом моё знакомство с аэрографом закончилось. Расскажи, чем он интересен-то?
Алёна: Это, да, когда плохой аэрограф в руках, так и происходит. Это ужасно. Я покупала несколько аэрографов, больше трёх. Первый был ужасно ужасный. Такой, как у тебя. Это был мой первый китайский аэрограф за 3000 рублей, на пробу. Я тогда думала - это же так дорого: зачем купила, а вдруг у меня не пойдёт? Попробовала. Он прослужил недолго, может быть, около 2 недель и сломался. Полетели у него все детали - я его к чертям выбросила и купила дорогой аэрограф. Потом не пожалела денег и купила ещё подороже и сейчас абсолютно довольна. Сейчас у меня два германских аэрографа - я очень счастлива, мне нравится!
Екатерина: А какие возможности у него? Помимо того, что аэрограф даёт мягкое распыление…
Алёна: Сейчас расскажу. Почему я пришла в аэрографию? Почему вообще взяла в руки этот инструмент? Потому что когда кисточкой краску наносишь, она кладётся густо и цвет, ну, не такой, как хочется, текстура не такая. Мне не всё нравится. А когда аэрографом рисуешь, во-первых, можно заполнить краской большое пространство качественно. Во-вторых, можно градиенты красивее сделать. В-третьих, когда рисуешь по белой основе (я к этому со временем пришла, что обязательно нужна белая основа), краска аж светится.
Екатерина: Акварельный эффект.
Алёна: Конечно, краски бывают прозрачные, непрозрачные. Бывает, можно как акварелью рисовать, бывает, что нет… Для меня этот эффект свечения, яркости очень важен. Вот, например, художница Мария Пронина, моя подруга, говорит, что мои работы слишком яркие, говорит: “Алёна, такое вообще нельзя детям показывать!” Но моим клиентам яркие цвета нравятся, мне нравятся. Я просто обожаю всё яркое! Сейчас вот вообще весь мир яркий! Я, как дизайнер, родилась из Corel Draw, из векторной графики, где можно использовать насыщенные цвета. Сейчас всё такое - и в книжках, и в рекламе картинки яркие. И моя роспись, благодаря аэрографии, приобрела такую особенность - она очень яркая. Поэтому я и работаю аэрографом.
Екатерина: А какими красками ты работаешь аэрографом?
Алёна: Это специальные краски для интерьерных работ, акриловые. Я их специально заказываю через интернет. У нас, в Екатеринбурге, их пока не продают. Это специальная краска, у неё очень маленькая дисперсия, чтобы она легко проходила и не засоряла очень маленькие сопла.
Екатерина: Да, это целое производство! Открываешь целый мир интерьерной живописи! А помимо тех направлений, которые мы с тобой сейчас озвучили, где ещё может реализоваться художник или дизайнер, или человек, который находится на границе этих сфер? В каких вообще смежных областях или направлениях можно развиваться молодым художникам (может быть у тебя самой такой опыт есть), помимо декорирования, росписи стен, полиграфии - помимо непосредственно художественной работы?
Алёна: Ой, такие люди, как мы, как ты, делают всё красиво и реализуют себя в почти в любой области. Кто-то начинает безумно красивые торты печь, кто-то шьёт… Я, например, начала шить недавно. Сфер, где развивается художник или дизайнер, масса: куда ни посмотри. Всё, что мы делаем, всё красиво. Понимаешь, талантливый человек талантлив во всём. Безусловно, все наши способности когда-нибудь нам пригодятся.
Екатерина: Да, ты права, начиная с быта, я думаю: элементарно, украсить свой дом, интерьер, одежду, накраситься красиво. Это тоже немаловажно. Я знаю, что многие девочки идут в сферу красоты и наши общие знакомые, с кем мы вместе учились…
Алёна: - Да, маникюр, визаж - многие девочки этим успешно занимаются.
Екатерина: А новогодние праздники - это вообще отдельная история, когда нужно украсить вообще всё: начиная от ёлок, которые надо хорошо подать покупателю, и заканчивая открытками.
Алёна: И в быту тоже. Я, наверное, больше про быт говорю, в связи с моим декретом, поэтому такие примеры привожу.
Екатерина: И здорово!
Алёна: У нас когда рождаются какие-то идеи в семье, сразу их реализуем. Например, сейчас повесили школьную доску на кухне и на ней мелом пишем кто что. Можем и список продуктов, которые нужно в магазине купить, написать, чтобы не забыть, и витамины кому какие пить, и вообще всё, что в голову пришло. Такое простое, но нестандартное решение списков.
Екатерина: Замечательно, такие доски визуализации давно в ходу, просто у всех они свои. Учитывая, что у вас двое детей, это тоже удобно - есть чем занять.
Алёна: Я просто тебе правду говорю…
Екатерина: Ну да, мы сейчас все в этом состоянии быта находимся волей обстоятельств...
Алёна: Точно, всем привет, кто в быту!
Екатерина: А что самое интересное в творческой работе художника, дизайнера? Что тебя особенно привлекает? Вот я давно поняла, что для меня важно рождение идеи. Я могу не завершить что-то, но когда у меня идея пошла, я всё бросаю, сажусь и начинаю её разрабатывать как-то материализовать, описывать, зарисовывать - не важно что именно делать. Важен сам процесс.
И я очень люблю творчество именно за это, за то, как идея рождается. Мне кажется, это какая-то химия, это что-то сверху приходит, а не от меня идёт. Как это у тебя происходит и что для тебя самое интересное и самое важное в творчестве?
Алёна: Знаешь я люблю творчество, наверное, за момент встречи с новым человеком, с новым заказчиком. Это общение… Я вообще считаю, что от общения с людьми мы получаем очень много энергии. Правда, можно не покушать, а после общения с людьми заряжаешься такой энергией, позитивной, интересной, что-то внутри тебя начинает жить! Я когда встречаюсь с новыми людьми, потом, как правило, ещё долго и плодотворно сотрудничаем, я их чувствую. Это так здорово!
Вот, ты - художник, ты рисуешь чаще, чем я, картины и все другие классные вещи, поэтому у тебя мысль сама рождается. А мне мысли дают клиенты, понимаешь, я больше дизайнер, декоратор-оформитель и мне уже дали идею и я её развиваю. Иногда у меня просят совета, как лучше сделать, но чаще всего уже есть какая-то основа, от которой я отталкиваюсь. Самое классное - это и встреча с заказчиком и процесс работы, и эскизные поиски. Но самое-самое, это когда рисуешь, и вот видишь, что уже получается. И перед самым завершением, когда уже сам видишь, что классно получилось, что тебя самого цепляет до такой степени, что можешь целую ночь прорисовать, не наблюдая времени - это самое интересное! Когда я понимаю, вижу, что вот оно… Наверное, можно так ответить на твой вопрос - сам процесс творческий, само его завершение.
Екатерина: Да, да, сама реализация, само погружение во всю эту кухню!
Алёна: Да, это не передать словами. Наверное, у каждого это происходит по своему.
Екатерина: Ну, конечно. А я хочу задать ещё такой вопрос в сторону. У вас творческая семья, я вас давно знаю: и твоего супруга Павла, и тебя, и Софья с нами знакома хорошо, чуть ли не с младенчества. Сейчас ещё Фёдор подрастает. Как вам вместе живётся, таким творческим, в одной квартире? Помогает вам семья в реализации ваших проектов и идей? Бывает ли, что мешает? И вообще, как вырастить творческого ребёнка? Нас смотрят многие мамы, они сейчас своих подрастающих чад приучают к некоторым видам творческой деятельности: к танцам, пению, рисованию, лепке. Расскажи немного про свою семью и как вы все уживаетесь вместе.
Алёна: Ну, вместе жить - это классно. Это просто потрясающе, когда близкий человек с тобой на одной волне!
Екатерина: Софья пишет в чат, что хорошо живёте.
Алёна: А насчёт детей я могу вот так сказать, наверное, всё индивидуально, но в моём случае главное - не мешать. И создать все условия для её реализации и творческого процесса. Софье сейчас 11 лет, она довольно таки творческая: она очень хорошо рисует, замечательно лепит - главное ей не мешать.
Екатерина: Она же ещё и артистка - Соня поёт.
Алёна: Да, по большей части она поёт, занимается в хоровой школе. Сейчас Соня ещё в КВН пошла.
Екатерина: Классно!
Алёна: Мы создаём условия для ребёнка, чтобы у неё было время, личное пространство, материалы, из которых она может мастерить. Дочь очень любит пластилин, простой и воздушный, глина у нас тоже есть, но мы пока до неё не добрались. В основном она лепит. Немного работает с фетром - с такими простыми материалами.
Екатерина: Ага, hand-made.
Алёна: Главное, дать ей время и не трогать. А если быть для ребёнка учителем, посадить и сказать: “Давай рисовать куб” - с Соней так не выйдет. У меня с ней так точно не получится порисовать, может быть только у меня так. Ребёнок сам всё делает, главное, не мешать. Конечно, что-то из этого творческого процесса рождается, но надо понимать, что это ещё ребёнок. Где-то можно чуть-чуть подсказать, но по большому счёту у меня два правила: не мешать и создавать условия. Всё.
А насчёт Паши - мой муж тоже дизайнер - вот он-то, кстати, классический дизайнер, работающий за компьютером.
Екатерина: Павел занимается полиграфией уже много лет.
Алёна: Можно и так сказать. Он региональный дизайнер компании Coca-Cola. Он занимается и интернет-рекламой, и полиграфией. В принципе, он рисует по роду своей деятельности, но бывают и исключения, например, футболки или толстовки с печатью проектировать или объёмные рекламные модули разрабатывать, что-то необычное, красивое, большое. И веб-дизайн Паша тоже осваивает - сайты рисует. Он как раз строго компьютерный дизайнер.
Екатерина: Получается, вы друг друга дополняете, друг-другу помогаете и за счёт этого развиваетесь вместе?
Алёна: Да, это здорово, потому что Паша может мне подсказать что-то, а я ему.
Екатерина: Это, действительно, круто, потому что я сама тоже нахожусь в таком семейном тандеме - мы с Артуром тоже всё обсуждаем вместе, все дела делаем вместе. И там, где один может немного растеряться и просесть, второй подхватывает инициативу и мы двигаемся дальше. И в такие моменты, когда сложные ситуации возникают или вопросы требуют иного подхода, в творчестве без этого никак, я считаю, это идеально, когда пара занимается чем-то одним. Ну, хотя бы близкими делами.
Алёна: Да. Даже просто поддержка много значит! Мы, например, оформлением шарами занимались вместе, и декорации делали тоже вместе, а росписью стен я занимаюсь сама. Паша в мою работу не лезет, но если нужно где-то что-то помочь: купить, донести, привезти, поддержать, с ребёнком посидеть - он всегда рядом. Эта семейная поддержка, абсолютное понимание очень важны. Это здорово! Могу сказать, что мне крупно повезло.
Екатерина: Да, и многие девочки об этом говорят. Мы проводим уже не первое интервью в таком формате, и многие девушки дизайнеры и художники, которые были со мной в эфире, говорят, что дорогого стоит, когда муж поддерживает и помогает. Это большая редкость. Привет Паше!
Алёна, ты всю жизнь в творчестве. Ты заканчивала художественную школу, художественное училище, реализовала кучу всяческих проектов, работала в разных областях дизайна - не жалеешь ли, что пошла в творческую сферу? Я знаю, что многие боятся связывать свою жизнь с дизайном и изобразительным искусством, считают, что это рискованный шаг или что это не так важно и нужно людям, как скажем, фундаментальные профессии: металлургия, медицина, экономические специальности и т.д.. Были ли какие-то сложности у тебя? Советуешь ли идти в творческую профессию?
Алёна: Я поняла. Ребята, сейчас такое время, когда особенно не надо бояться идти в творческую профессию. Именно сейчас быть дизайнером, верстальщиком, проектировщиком - то, что надо.
Это то самое время, когда вы точно не останетесь без работы в любом направлении и сфере, связанной с работой за компьютером. И без интересной счастливой жизни тоже не останешься. Профессия дизайнера - это вообще секрет счастья! Мне кажется, это намного круче, чем быть бухгалтером. Если есть склонность к творчеству, нужно обязательно это дело развивать и идти в профессию смело. Безусловно, я нисколько не жалею. Я очень благодарна судьбе и Господу Богу за то, что у меня именно так всё сложилось.
Когда я заканчивала школу, у меня даже мысли не было пойти в какую-то другую сторону или выбрать иную профессию, потому что важно было пойти хоть куда, в любую сферу, но обязательно связанную с рисованием.
Потому что больше всего я люблю рисовать, всё остальное мне не интересно. Конечно, должны быть разные профессии: очень нужны медики, особенно сейчас, и юристы нужны обязательно. Но дизайнеры тоже всегда будут востребованы и всегда будут счастливы в своём творчестве, если правильно выберут своё направление. Направлений в дизайне очень много, ещё раз повторю, что важно к себе прислушаться и выбрать подходящее к складу ума, характеру, провидению.
Екатерина: А тем, кто сейчас стоит на пороге Вуза, кто будет поступать уже в этом году и уже на финишной прямой подготовки к экзаменам, дай пару советов: что делать? На что обратить внимание? Как себя организовать в этот период?
Алёна: Ключевое слово тут - делать. Можно даже особо не задумываться как, просто делать, делать, делать. Надо серьёзно готовиться, обязательно поступать. Если что-то пойдёт не по плану, важно не теряться, продолжать идти к своей цели, впитывать в себя всю информацию, которую получите на 1,2 курсах особенно. Именно впитывать, впитывать как губка знания, отсеивать ненужные вещи и отвлекающие от главного занятия. Сейчас молодые люди умные, они серьёзно подходят к учёбе. Мой совет - дерзайте, поступайте, не думайте долго - шевелите руками, ногами…
Екатерина: ...и мозгами!..
Алёна: … готовьтесь тщательно. Вперёд! Я за вас очень рада, счастлива, что нашего брата будет больше. Хорошие специалисты в области дизайна очень нужны стране. Я вот очень счастливый человек во многом благодаря творчеству. Катя, большое спасибо! Мне очень понравились твои замечательные вопросы.
Екатерина: Тебе спасибо, что, во-первых, откликнулась, что согласилась, знаю, что тебе было очень трудно выбраться - это не просто, когда маленький ребёнок на руках.
Спасибо Софье, что она так лихо тебя подменила и позаботилась о братике. Я была очень рада увидеть и услышать тебя, Алёна, и передаю Паше огромный привет! Вы замечательные ребята, великолепная семья и очень крутые дизайнеры! Я счастлива, что знакома с вами. Спасибо! Было очень интересно и познавательно.
Алёна: Обнимаю, целую! Взаимно рада была увидеться! До скорой встречи!
Екатерина: До свидания!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)