Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Холст на подрамнике: какой выбрать? как натянуть?

Холст на подрамнике - классическая и самая удобная основа для живописи (о других вариантах я уже писала здесь: https://jotto8.ru/blog/osnova-pod-masljanuju-zhivopis-na-chem-risovat-maslom ). В отличие от холста на картоне, который скручивается и изгибается со временем, твёрд и тяжёл, холст на подрамнике лёгкий, в меру прочный и при надлежащем изготовлении, хранении, транспортировке не деформируется. А ещё такой холст немного пружинит при нанесении краски кистью  или мастихином. Холст на картоне такого эффекта не даёт, он менее гибок и некоторые эффекты и техники, например деликатная живопись мастихином, на нём практически невозможны.

Холст на подрамнике из салона - не самый лучший вариант. Во первых, сама холстина соткана либо из смеси натуральных волокон и синтетики, либо сделана из очёса льна или хлопковых отходов - прочность нитей таких холстов невысокая, со временем волокна разной толщины будут деформироваться, натяжение холста на подрамник станет неровным, выявятся повреждения грунта и красочного слоя. То же самое может случиться при изменении температуры и влажности воздуха, а любая транспортировка картины ведёт к этому.
Самый надёжный и практичный вариант холста на подрамнике - самостоятельно изготовленный. Для этого стоит с умом подойти к самому выбору холста. Если совсем лень и времени мало, можно купить готовый загрунтованный холст в салоне. Он продаётся метражом, можно купить кусок нужного размера. Но лучше взять чистую ткань и проклеить и загрунтовать её самостоятельно. Это гарант того, что холст будет равномерным, без деформаций и повреждений скрытых под слоем грунта.

Я специально прошла по магазинам тканей и выбрала несколько вариантов, подходящих для натяжения на подрамник под живопись. 

Бортовка подойдёт для живописи пейзажей и фактурных натюрмортов. Она крупнозернистая, просветы между зернами нитей достаточно крупные. Проклеивать такой холст придётся на 4-5 раз, но грубая поверхность даёт интересные возможности для фактур и приёмов.

Диагональ суровая - в меру тонкая, прочная ткань, зёрна ткани мелкие, плетение плотное. Такой холст подойдёт для портретов, пейзажей тонкой детализации.

Двунитка - характерное двойное переплетение создаёт в меру высокий рельеф поверхности. Ткань более редкая, по сравнению с диагональю, но вполне пригодная как для творческих, так и для учебных живописных работ. При проклейке немного растягивается и провисает, поэтому натягивать её на подрамник стоит особенно туго.

Прежде чем начинать обтяжку подрамника, проверьте ткань на наличие дефектов: просветы между нитями, торчащие нити и волокна и прочее. Всё это нарушит цельность грунта, красочного слоя и картины в целом, такой холст нам не нужен. Стираем холст перед натяжкой и хорошо проглаживаем - ещё раз проверяем на наличие дефектов.

1). Раскладываем холст на полу, выравниваем края - удаляем отдельные торчащие нити, проверяем, чтобы линия реза шла ровно по направлению волокна ткани, не по диагонали. Определяем направление нитей основы и утка́ (кромка расположена по долевой нити - нити основы).

2). Накладываем подрамник сверху (кстати, о том, как сделать или выбрать подрамник для живописи, я писала здесь: https://jotto8.ru/blog/kak-vybrat-ili-sdelat-samomu-podramnik-dlja-zhivopisi-trebovanija-k-podramniku ). Располагаем его параллельно нитям плетения. Со всех сторон от подрамника оставляем запас ткани - 5-7 см (если с какой-то стороны попадает кромка, можно чуть меньше). Отрезаем ровный кусок, режем вдоль нитей плетения.

3). Кладём подрамник точно посередине отреза ткани (если есть кромка, с этой стороны запаса будет чуть меньше). Начинаем обтяжку подрамника с большей стороны. Подворачиваем холст на 0,5 - 1 см внутрь - эта часть будет спрятана внутри, чтобы ткань не распускалась. После подворачиваем холст внутрь, накладывая его на заднюю сторону подрамника не слишком глубоко. Скос реек подрамника при этом находится внизу (подрамник лежит “лицом” вниз).

Начинать удобнее с середины большей стороны (лучше измерить точно). Закрепляем отворот холста мебельным степлером или гвоздём, прибитым молотком. Гвозди предпочтительнее для натяжки холста, так как они не так ломки и более надёжны, не “режут” холст. Если вы собираетесь прибивать холст гвоздями, выбирайте мелкие обувные (сапожные) гвозди. Их следует забивать не полностью по самую шляпку, а немного загибать в сторону, так гвозди будут лучше удерживать холст в натянутом положении и не разорвут его.

Когда середина большей стороны подрамника с холстом зафиксирована, то же самое выполняем по краям большей стороны. При этом следует хорошо растягивать холст в стороны, чтобы создать сильное натяжение вдоль стороны подрамника. Во время натяжки следите за равномерным распределением волокон ткани, параллельным направлению стороны подрамника. Смещение и изменение направления волокон недопустимы.

Расстояния между гвоздями или скобами должны быть одинаковыми и расположенными симметрично относительно центральной закрепки. Расстояния между закрепками оставляем небольшие - 3-4 см, в зависимости от размера подрамника (чем меньше, тем меньше).

4). Когда одна сторона хорошо зафиксирована на подрамнике, начинаем натяжку противоположной стороны в точно такой же последовательности. Сначала подворачиваем и закрепляем середину противоположной стороны. При этом холст сильно натягиваем. Для более сильного и эффективного натяжения лучше использовать специальные щипцы для натяжки холста. Но можно справиться и просто силой пальцев, с опытом она появится и вы сможете легко создавать необходимое натяжение. Слишком туго натягивать холст не стоит - перетянутую ткань легко пробить или порвать, тем более, что при проклейке поверхность холста станет жёсткой.

Когда середина зафиксирована, натягиваем холст по углам подрамника - в начале и в конце стороны подрамника. Тянем холст не только вдоль направления боковой стороны, но и по диагонали к углам, чтобы выровнять направление нитей холста относительно реек подрамника. Поначалу сложно одновременно подворачивать край, тянуть холст, распределять направления нитей и фиксировать холст гвоздями или скобами, удобнее делать это этапами-рывками. Здесь нужна практика.

Нужное натяжение и зафиксированные углы и середина противоположной стороны холста есть, теперь подтягиваем и фиксируем оставшиеся части. Старайтесь располагать места крепления холста друг напротив друга на противоположных сторонах, так натяжение будет более равномерным и прочным.

5). Малые стороны подрамника натягиваются тоже последовательно. Здесь удобнее начать с подворачивания углов на холсте. Расправляем ткань на углах так, как показано на фото, срезаем лишнее по углам (немного, ткани для натяжения должно остаться достаточно). Убираем только те кусочки, которые создают лишний объём ткани на углах, это может помешать при оформлении картины в раму.

Натягиваем холст (тащим на себя и в угол) в районе угла подрамника, заворачиваем холст со стороны угла внутрь, задаём подворот малой боковой стороны, прижимаем подвёрнутую часть к подрамнику. Фиксируем.

То же самое повторяем на противоположном углу малой стороны. Помните, что натяжение холста идёт в сторону углов, в данном случае. Постарайтесь отследить параллельность волокон натянутой ткани малой стороне подрамника, это важно.

Подворачиваем, натягиваем и фиксируем середину малой стороны. Равномерно вдоль распределяем основные точки крепления холста к подрамнику, натягиваем оставшиеся части, фиксируем на тех же расстояниях друг от друга, что и на большей стороне.

6). Оставшуюся сторону натягиваем по аналогии с предыдущей: сначала углы, затем - середину, после - остальные точки части. Больше всего силы при натяжении стоит приложить к углам и работе с последней стороной - они гарантируют качественное, равномерное и в меру сильное натяжение холста.

7). Ещё раз проверяем направление нитей холста и их параллельность краям подрамника. При лёгком ударе пальцем натянутого холста он немного прогибается и вибрирует. Это нормально. При проклейке такое натяжение будет звенеть при резком касании или ударе кистью, значит такой холст не деформируется и будет минимально подвержен провисанию при изменении температуры и влажности.

Натяжение холста на подрамник - дело хлопотное и требующее навыков и знаний отрасли, но качественный, самостоятельно обтянутый и загрунтованный холст - надёжная, крепкая основа любой картины. И, конечно, писать на таком холсте - огромное удовольствие!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин