Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Хочу рисовать комиксы: с чего начать?

Рассказы в картинках бывают разные: по теме, стилистике, сюжету и т.д., но объединяет их одно - для того, чтобы их рисовать нужны основы изобразительной грамоты. И тут, как и в любом другом виде рисования нет “волшебной таблетки”, нет заклинания или универсальной поэтапной схемы как рисовать человека, животное, дерево и прочее.

Как минимум, это обосновано стилизацией, используемой художником для усиленного звучания художественного образа.
Любой образ, персонаж, сюжет разрабатывается художником комикса индивидуально, специально, в зависимости от конкретной ситуации. Посудите сами - комиксы в стиле марвел выглядят одним образом, графические истории об Индиане Джонсе - другим, Тин-Тин и вообще претерпел целый ряд интерпретаций и трансформаций за время своего существования, а современные графические романы и абсолютно разные, по изобразительному языку.
Давайте разбираться по порядку.

1). Художники рисующие комиксы - отличные рисовальщики. А значит, они не просто взяли лист бумаги или графический планшет и создали шедевр на ровном месте, а серьёзно, основательно обучались рисунку, живописи и композиции. Именно хорошая академическая (реалистическая) школа рисования лежит в основе их работ. Перспективные сокращения форм, тщательно выстроенные сложные ракурсы, отличное знание пластической анатомии человека и животных (не выученное по книгам, а освоенное в результате изобразительной практики), знание цветовых гармоний, контрастов (комфортных для человеческого глаза), психологии цвета, особенностей изменения цвета в зависимости от качества освещения, гармоничная структура “кадра”, равновесие форм и объёмов в формате и прочее, прочее - всё это так характерно для искусства комикса и берёт начало в традиционных базовых принципах рисования.

Без освоения их не обойтись ни одному художнику, даже крупные аниме художники, ограниченные канонами жанра, это признают. Поэтому, если ваша мечта - рисовать комиксы, начинайте с базы - построения формы в пространстве (от простого к сложному), изучения цвета в теории и на практике, ну и основ композиции, разумеется.

2). Без стилизации не обойтись. Стилизация - это ни в коем случае не деформация и не упрощение изображения, это скорее интерпретация задуманного художником, усиление характерных особенностей и черт ради большей выразительности образа. Именно стилизация даёт характерную массивность нарисованным мускулам супергероев, трансформирует до гротеска человеческие фигуры, обостряет динамику поз и ракурсов в рисунках. Это не просто приём в отдельно взятой картинке.

Способов стилизации бесчисленное множество, каждый художник находит именно свой, пробует, преобразует реальные объекты и предметы до нужной степени. За счёт точной стилизации можно выразить эмоции, передать характер, эпоху, приписать герою определённые черты, сформировать отношение зрителя/читателя к герою или сюжету и прочее. Искусству стилизации тоже следует уделить время и силы, если вы готовы всерьёз заниматься комиксами. Этому учат на курсах иллюстрации и композиции, по книгам не разобраться. Это уже раздел профессиональных знаний художника, который осваивается при непосредственном взаимодействии ученика и педагога.

3). Умение рисовать из головы не так важно, как грамотное использование референсов и натуры. Многие считают, что создатели комиксов просто имеют хорошую фантазию. Это не совсем так. Рисование по воображению - всего лишь один из видов рисования, основывающийся на всех предыдущих. Базой тут является рисование с натуры. Многократно нарисовав модель в разных поворотах, ракурсах, стилизации, художник формирует насмотренность и мастерство, без которых что-то нарисовать другим способом маловероятно. После (а лучше вместе с ним) блока рисования с натуры, можно подключать рисование по памяти - отрисовывать уже знакомые формы и объекты, восстанавливая их в памяти.

Это помогает в занятиях рисованием закрепить уже изученное и повторить то, что было не полностью проработано. И уже после этих упражнений можно пробовать рисовать по представлению и воображению - только так ваши рисунки будут основываться на базовых, изученных способах изображения действительности и станут выглядеть реалистично, полноценно, грамотно, интересно.
   Художники комиксисты тоже не полагаются только лишь на собственную фантазию, даже если получили серьёзную академическую подготовку по рисованию, они часто прибегают к помощи референсов и живой модели в своей работе, это нормально, комбинированный метод рисования - наиболее удачный при создании сложных сюжетов и оригинальных авторских мотивов.

4). Композиция - ключевой навык профессионального художника, вне зависимости от жанра, техники, направления. В рисовании комиксов композиция важна особенно. Именно она помогает органично связать изображение и текст, распределить пустые и заполненные поля внутри одного изображения, создать равновесие цветных и чёрно-белых, тёмных и светлых элементов, оригинально и интересно расположить пошаговые слайды и много чего ещё. Про композицию: что это и как работает, я писала здесь: https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/kompozitsija .

Для мастера комиксов оригинальная и грамотная композиция - залог успеха, именно она создаёт оригинальность ваших работ и удерживает, привлекает внимание зрителя (для этого существует много приёмов и правил, в двух словах не объяснить). Кстати, в нашей школе композиции посвящён отдельный курс, он есть и в формате видеоуроков https://jotto8.ru/kursy-hudozhestvennogo-risovanija/videokurs-kompozitsija+tsvetovedenie .

5). Индивидуальный авторский стиль художника комиксов вырабатывается естественным путём. Просто сидеть рисовать, стараясь сделать это максимально оригинально и необычно, не самый лучший вариант. Кроме того, индивидуальный стиль и манера любого художника, в том числе и рисующего комиксы, приходит после освоения всего вышеперечисленного само собой. Постоянно думать о своём стиле рисования графических историй, оригинальничать в рисовании - путь в никуда.

Манерность, жеманность и вычурность лишают изображение ясности, глубины и гармоничности. На такие работы не очень приятно смотреть зрителю, а за стремлением создать что-то особенное, в нетрадиционной форме выражения, теряется суть всей работы. Хороший комикс тот, где изображение подчинено идее - стилистика персонажей соответствует духу истории, выявляет её смысл.

6). На планшете рисовать легче, лучше учиться сразу рисовать на нём, а рисование на бумаге - прошлый век. Компьютеры, планшеты и прочие гаджеты - это всего лишь средство для получения изображения. Сам по себе компьютер, графический планшет и телефон ничего не нарисуют - результат может гарантировать только художник, освоивший не только графическую программу (чем рисовать), но принципы рисования, саму изобразительную базу (как рисовать). Не имеет значения, традиционными методами художник создаёт концепт или с использованием современных технологий, важен сам концепт, сама идея и её образное решение.

Именно этому стоит учиться начинающим художникам комиксов. А это можно сделать и без дорогого оборудования. Освоить начальную степень подготовки художника, научиться выражать задуманное в графической форме, делать это грамотно, интересно, точно, помогает реалистическая школа рисования (см. пункт 1), уже опираясь на неё можно изучать работу программ, приложений и работать над совершенствованием самой визуальной формы.
Начинать лучше с традиционного рисования, а уже потом покупать дорогое оборудование и улучшать своё графическое мастерство. Сам по себе планшет и компьютер успеха не гарантирует.

Я разобрала лишь основные вопросы, сложности и ключевые моменты, с которыми сталкиваются художники, желающие научиться рисовать комиксы. Разумеется, всему этому стоит посвятить время, приложить необходимые усилия, побороть в себе упрямство, костность мышления, лень. Но это уже вопрос психологии творчества и к нашей теме он не относится. Красивые, привлекательные, забавные графические изображения, увлекательные рисованные истории, захватывающие по мощи воздействия на зрителя произведения требуют от художника серьёзной дисциплины и подготовки.

Этот путь прошли все великие комикс-художники, мастера комикс индустрии: от Дейва Гиббонса до Джека Кёрби. Брайан Болланд, Джим Стеранко, Дэвид Аха, Маттео Скалера и многие, многие другие мастера комикса прошли этот тернистый путь, чтобы создавать самые мощные популярные произведения графического искусства. Поэтому решайте сами, готовы ли вы взяться за дело и посвятить себя этой прекрасной творческой работе или останетесь просто ценителем, решайте сами.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин