Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Величайшие женщины-художники.

   В истории изобразительного искусства женских имён не так уж и много. Артемизия Джентиллески, Фрида Калло, Сюзанна Валадон, Камилла Клодель, Зинаида Серебрякова, Вера Мухина - имена, хорошо знакомые всем любителям искусства. А ещё?

Были ли другие, не менее значимые рисовальщицы, живописицы, скульпторы? Разумеется, были. Я расскажу о самых ярких, на мой взгляд, представительницах своей эпохи, жанра, стиля. И уж конечно, напишу о их мощном индивидуальном вкладе в искусство живописи, рисунка, композиции, скульптуры.

   Начнём с того, что женщин в изобразительном искусстве немало, просто сравнимо с количеством мужчин-художников, их значительно меньше. Нет, с талантами, креативностью и пытливым умом у творческих девушек всё в порядке. Им элементарно, не хватило времени, возможностей обучаться и творить, физических и душевных сил из-за типично женских бытовых и социальных установок, обязанностей, ролей. Продолжать не буду, чтобы меня не упрекнули в феминизме. Но из любого правила есть исключения и их достаточно. Вот тут, например, выборка из 111 женщин-художников разных эпох https://bellezza-storia.livejournal.com/319805.html .

Кроме того, есть версия учёных, что самые первые наскальные рисунки тоже принадлежат женщинам - именно они, поджидая мужчин с охоты с добычей, изображали на стенах пещер животных и людей в представляемых ситуациях.
Расскажу про самых, на мой взгляд, интересных женщин-художников разных эпох.

Тимарета (Тамара, Timarete)

   Почти никто не помнит имён античных художниц, хотя их было не мало. Почти все творческие женщины Древней Греции - дочери художников, получившие полноценное художественное образование в их мастерских. К слову, общественное положение женщин тогда находилось намного ниже мужского, даже школы для девочек существовали только в отдельных городах-полисах.

Тимаретта упоминается Плинием, как дочь Микона Младшего (ещё был Микон Афинский, другой художник). Живописных произведений Тимаретты не сохранилось, но существует много её изображений в средневековых трудах в виде иллюстраций и текстов. Например, о ней упоминает Боккаччо:

Из записей древних писателей и историков (в частности, Плиния) следует, что Тимаретой написан образ Артемиды (Дианы) для древнего и особо почитаемого храма Артемиды Эфесской в Эфесе (да, да, тот, самый прекрасный, который сжёг Герострат). Значит, это изображение, ценилось как почитаемая икона, а имя художницы, наравне с мужскими именами гордо демонстрировалось и транслировалось в источниках, дошедших до нашего времени. Всё это говорит о значимости и масштабе таланта Тимаретты не только среди современников, но и о желание донести рассказы о ней потомкам. Кстати, сохранились и изображения этой прекрасной живописицы - средневековые художники-иллюстраторы, по представлению, разумеется.

   А ещё о большом почитании Тимаретты при жизни и после смерти говорит вот это её изображение. Разумеется, средневековые художники заменили рисуемый художником образ на более “презентабельный”, но обратите внимание на то, что подмастерье, смешивающий краски для живописицы, юноша. А это серьёзное исключение из правил этики, морали и закона тех времён. Что также говорит о почёте и уважении таланта этой чудесной женщины-художника.

Розальба Карьера или Каррера (Rosalba Carriera)

   Художник пастелист рубежа XVII-XVIII веков. Известна своей уникальной манерой изображения лиц и фигур в жемчужно-перламутровых тонах и нежной моделировкой формы, так характерных для стиля рококо, соответствующего эпохе. Карьера училась мастерству у своей матери, мастерицы по кружеву, и начинала как декоратор шкатулок из слоновой кости. Но, увлекшись портретной миниатюрной живописью (её пастели язык не поворачивается назвать графикой), снискала славу великолепного портретиста и одного из главных представителей стиля в Италии и Франции.

Вступила в гильдию Святого Луки в Риме в 25-летнем возрасте. В 1720 году по настоянию крупного финансиста и коллекционера переехала в Париж, где построила успешную карьеру придворного художника - получила заказ на 36 портретов королевской семьи, которые выполнила с ювелирным мастерством и в популярной тогда стилистике рококо.

   Художник была знакома с Ватто, у неё учился живописи Густав Лундберг (яркий представитель стиля в Швеции). Была избрана членом Французской Королевской Академии. Побывала в Вене, работала при дворе Карла VI, давала уроки живописи будущей императрице Марии Терезии.

О Розальбе Каррьере был написан исторический роман, а сама фамилия стала нарицательной. Именно благодаря ей слово, обозначающее успех в профессиональной деятельности, - карьера - появилось и вошло в обиход.

Анна Голубкина

   Первая русская женщина-скульптор, один из символов “серебряного” века, уникальный представитель искусства русского Модерна. 

   Она с детства хорошо рисовала и лепила, но обучаться профессии начала в возрасте 25 лет. Девушка, выросшая в семье крестьян-старообрядцев, с юных лет привыкшая к тяжёлому физическому труду и далёкая от классических образцов искусства тяжело пробивалась в профессию. Просто переезд в Москву и позже Петербург, а затем Париж стоил колоссальных сил (девушек только начали принимать в Академию художеств и не относились к ним как к серьёзным студентам). Но безусловный талант, смелость и сила характера помогли крестьянке из Зарайска стать революционером в искусстве скульптуры.

   Анна обучалась в частной художественной школе у Волнухина, в знаменитом Московском Училище Живописи, Ваяния и зодчества, около года в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Уверенная в собственных способностях, целеустремлённая и требовательная к себе, она сразу искала свободы в творчестве, без сожаления расставалась с сжимающими в догматические рамки академическими принципами. Стремление к жизненной правде, особой экспрессивной выразительности образа отличало уже первые ученические её работы, они нередко признавались лучшими среди остальных учеников.

   Но желание совершенствования, поиск новых выразительных пластических возможностей и современного изобразительного языка в скульптуре не давали скульптору покоя. Она едет в Париж (всего было 3 поездки), прислушивается к советам Родена. Именно здесь приходит первый серьёзный успех - Голубкина получает бронзовую медаль на выставке Весеннего Салона за скульптуру “Старость”.
Её работы мощны по эмоции, а динамичная, выразительная лепка создаёт ощущение изменчивости, энергетического подъёма, монументальной силы.

   Ярко выражен в работах художника мотив движения - от поступательно-ритмичного до масштабно-всепоглощающего - вестник революции, скульптор почувствовала и изобразила её в поэтических образах при помощи камня и гипса. Её в высшей степени экспрессивный, борющийся со стихией пловец на фасаде МХТ им. Чехова - сверхчеловек, атлант, титан, рвущийся из “моря житейского” к великому и прекрасному будущему, почти всемогущ.

   Голубкина преподавала во ВХУТЕМАСе в 1918-1922 годах, на Пречистинских рабочих курсах она была руководителем скульптурного отделения, написала книгу  "Несколько слов о ремесле скульптора“.

   Таких ярких самобытных талантов, уникальных женщин-художников не мало. Каждая прошла свой творческий путь, каждая боролась за возможность развития в творческой профессии, за осуществление мечты и реализацию творческих планов. Последуем и мы их примеру. А какие женщины-художники вдохновляют вас? Напишите в комментарии о них, хотя бы просто в благодарность за верность себе и своему таланту.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин