Про Эко сложно говорить в пределах одной книги, да и что о нём говорить - давно всё сказано, его надо читать.
“Нулевой номер” - последний роман мастера. Он намного проще основных книг писателя, но это тоже Эко - умный, иронизирующий над собой и всем мироустройством (вообще, интеллектуальный стёб - яркая особенность его книг, за что и люблю), мастерский рассказчик, ловко жонглирующий композиционными ходами, репликами, цитатами и аллюзиями.
Здесь на основе незамысловатого сюжета раскрываются темы исторической правды, свойствах и особенностях человеческой памяти, влиянии на все процессы и создании “четвёртой власти”, о профессиональной этике, тайнах и заговорах.
Конечно, внутренняя кухня издательства, интересна, но мне, как художнику, больше важен не сам сюжет, а его подача, построение романа, язык повествования и качество прописки деталей и характеров - то, что роднит литературу с другими видами искусства. А всему этому у Умберто Эко, безусловно, стоит поучиться: он ювелирно вставляет описания в сюжет, вминает историю в историю, чередует исторических персонажей с выдуманными героями, точно передаёт дух времени и полноту характеров.
При всём этом, смыслы происходящего в романе всегда “навырост” читателю, неоднозначны, а вместе с мыслями, во время чтения, активизируются чувства и эмоции.
Конкретно эта книга не так увлекательна и не так изощрённо сюжетна, как другие книги автора, но целостна (вплоть до остроумного хода с подбором шрифта для издания) и современна, ведь вопросы существования в информационном поле волнуют, пожалуй, любого читателя или пользователя.
В целом книга для любителей читать между строк, неспешно, это запутанный детектив и драма одновременно, нейтральная полоса между реальностью и вымыслом.