В переводе с немецкого, натюрморт - “тихая жизнь”. Из самого определения понятно, что под этой формулировкой подразумеваются статичные объекты: предметы разного вида и качества применения, цветы, иногда насекомые или животные, дичь, одежда, аксессуары и прочие вещи, объекты неживой и частично живой природы и произведённые человеком вещи. Сам термин натюрморт есть тут: https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/natjurmort .
Но всё не так просто, как кажется. Существует стереотип, что натюрморты - это только цветы и фрукты. Это лишь небольшая часть всего возможного многообразия видов и особенностей натюрмортов. Действительно, в произведениях художников прошлого и настоящего, в этом жанре живописи, подобных сюжетов много, но только ими вопрос не исчерпывается.
Действительно, подобрать свежие, красивые на вид фрукты и овощи или цветы проще, чем другие объекты. К тому же, они просты по форме, имеют характерную окраску и фактуру, что помогает, особенно начинающим художникам, учиться передавать форму в пространстве живописными или графическими средствами. Поэтому, именно с натюрмортов начинают обучение художников изобразительной грамоте, на их примере исследуют цвет и его особенности, неглубокое пространство в картине, основы формообразования в рисовании.
Как видите, дело не только в эстетическом облике самих элементов натюрморта. Более того, изображение цветов и фруктов в натюрморте, а также других, иногда совершенно неэстетичных, некрасивых и даже отталкивающих элементов, может нести совершенно другой посыл - например, демонстрация постоянной борьбы и взаимодополнения жизни и смерти или быстротечности времени. Примером такой авторской художественной идеи могут служить натюрморты с изображением черепов, мёртвых животных, гнилых фруктов, насекомых отвратительного вида, увядающих или засохших цветов, а иногда и просто нарочито некрасивые вещи - изношенная или грязная обувь, устрашающие маски, вещи из мусорной корзины.
Как и в любом другом жанре изобразительного искусства, в натюрморте красота изображаемых объектов и сама изобразительная трактовка - не самое важное. Искусство - это вообще не о красоте, а об идее. Поэтому, в жанре натюрморта художник повествует не о внешних качествах вещей и предметов, а, в первую очередь, о человеке через его личные вещи, символы бытия. Элементы такого тематического натюрморта не случайны, они тщательно подобраны друг к другу не только по внешним характеристикам, но и по смыслу. Обычно, такие натюрморты можно назвать рабочим столом персонажа или тематической постановкой, например, день Победы, старые вещи, бумага, книги, натюрморт художника, туалетный столик, гаджеты и т.д. Искусство иллюстрации развивается по тем же принципам, поэтому приведу примеры из него, чтобы показать многообразие возможностей художника:
Предметы для натюрморта, при рисовании с натуры, а также по представлению и по памяти, подбираются не только по смыслу, но и по цвету, по форме, по фактуре, по размеру, словом - по внешним визуальным характеристикам. Располагаются элементы натюрморта в постановке тоже не случайным образом, а группируются в тщательно выверенную структуру (как располагать предметы в натюрморте пространственно - отдельная большая тема, расскажу о ней в другой статье).
Если говорить коротко, то в основе всей учебно-тематической постановки натюрморта лежит конкретная задача, выполняя которую начинающий художник осваивает конкретные навыки, применяет теоретические знания на практике и нарабатывает умения живописца или графика. Цель в этом случае - не изобразить чайник или чучело птицы, а учиться у природы передаче формы и объёма в пространстве разнообразными изобразительными средствами. Проще говоря, важно не что изображено, а как это сделано. Соответственно, это “как” тоже может быть разным. Вот для этого и подбираются разные комплектации элементов натюрморта.
В отличие от пейзажа или портрета, натюрморт - самый простой и понятный для восприятия и трактовки как художником, так и зрителем, жанр. Поэтому, как я уже писала выше, учебный натюрморт служит конкретной цели, но задачи его могут быть разными. Проследить взаимодействие цветов и цветовых оттенков в натюрморте, написать натюрморт в тёплой или холодной гамме, создать гармонию родственных или контрастных цветов в учебном натюрморте, научиться передавать форму и неглубокое пространство цветом и тоном, освоить азы формообразования и конструкции предметов реального мира - вот вполне логичные и самые распространённые задачи в работе художника с натуры над натюрмортом. Именно они формируют мастерство художника, художественное мышление и вкус, задают основу для творчества.
Как вы понимаете, элементы натюрморта на картинах художников, в учебных натюрмортах учеников художественных школ и иллюстрациях могут быть абсолютно разными, необычными, характерными для выражения авторской идеи или творческой задачи. Богатство выбора изображений натюрмортов говорит о том, что этот жанр, максимально близкий человеческому быту и отражающий его, будет интересен всегда. Изменяясь и преображаясь во времени, неся новые смыслы и эмоциональную нагрузку, предметы и объекты натюрмортов художников отлично передают дух времени, энергетику и вкусы самых разных людей. А это значит, что художник и зритель сосуществуют и развиваются как единое целое, созидая, размышляя, постигая мир вещей, а через него - законы всего мироздания.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)