Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

НАСЫЩЕННОСТЬ.

  Насыщенность - одна из трёх основных характеристик цвета в живописи и цветоведении (теории цвета), вместе с цветовым тоном и светлотой. Это степень отличия хроматического (цветного, принадлежащего цветовому спектру) цвета от равного ему по светлоте ахроматического (бесцветного серого). Также в живописи насыщенность, в редких случаях, называют замутнённостью цвета.

  Чистые цвета называют насыщенными; сложные, замутнённые - малонасыщенными. Насыщенность характеризуется интенсивностью цвета.

  Самое гармоничное живописное изображение выстраивается на сочетании насыщенных и разной степени малонасыщенных цветов. По этому принципу организуется вся свето-теневая (тональная) живопись - всё, что было в истории искусств, от позднего средневековья до импрессионизма. На этой основе базируется реалистическая и академическая школы живописи.

  Малонасыщенный цвет не является ахроматическим. Даже ничтожное содержание цветового пигмента в сером замесе делает его хоть и малонасыщенным, но цветным. Мастера ненасыщенной палитры, “серого” колорита - Эндрю Уайет, Диего Веласкес и другие.

  художнику важно понимать кардинальное отличие насыщенности от светлоты: светлота - близость к чёрному или белому; насыщенность - отдалённость от нейтрального серого.

  Проанализировать, изучить и проверить степень насыщенности цвета в живописной работе и соответствие её исходной модели можно при помощи цветового круга, в котором спектральные цвета находятся на равноудалённых от центра частях окружности, а в центре расположен нейтрально-серый (ахроматический цвет). По мере приближения к центру окружности, цветовые замесы всё более теряют насыщенность, равномерно приближаясь к центральной точке круга. Глядя на такую опорную схему и сравнивая с ней собственные замесы, следует задавать нижеприведённые вопросы:

+ в какой части цветового круга находится цвет?

+ насколько он чист или нейтрален?

Таким образом сбавить насыщенность цвета в живописи легко, просто подмешав к чистому цвету нейтральный серый (чёрный + белый).

  Художники используют насыщенность цвета в разной пропорции в картине в целом, для выражения своей идеи и с целью вызвать эмоциональный отклик у зрителя. Например: малонасыщенные “Прачки” и полноцветная, написанная почти открытыми цветами “Девушка с кувшином” Архипова вызывают разные эмоции.

  Насыщенность - свойство цвета, отличающее звонкие краски от глухих, яркие от блёклых. Заметим, что излишняя насыщенность утомляет зрителя, поэтому лучше использовать насыщенные оттенки дозировано, дополняя их нейтральными цветами (в природе яркие пятна уравновешивает цветовая среда, к примеру: “кричащие” пятна цветочных соцветий поддерживаются сложными оттенками зелени).

Литература:

1. Н. Н. Волков “Цвет в живописи”, - М.: Искусство, 1984.

2. Джульетта Аристид “Уроки классической живописи”, - М.: МИФ, 2017.

3. Эндрю Лумис “Искусство иллюстрации”, - М.: “Колибри”, 2015.

4. В. Освальд “Цветоведение”, Промиздат, 1926

5. А. С. Зайцев “Наука о цвете и живопись”, Искусство, 1986.


  • Сайт
  • Магазин