Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Увидеть и нарисовать (но не умереть!)))

   Есть художники, которые остро чувствуют красоту, они её видят в самых, казалось бы, незначительных вещах. А уж как изображают! Дух захватывает… Один из таких художников, умеющих превращать бытовую серость в поэзию, банальные сюжеты в хрустальные мгновения бытия - Юрий Иванович Пименов. Сколько свежести, счастья, трогательной простоты и, одновременно, изящества и любви в его картинах! “Новая Москва”, “Ожидание”, “Лирическое новоселье”, “Проливной дождь”, “Начало любви”, “Огни университета” - такие родные, знакомые, но невероятно красивые, свежие картины и сюжеты.

   Вот и выходит, что всё настоящее, важное, вызывающее эмоции и развивающее чувства - в простоте. Не всегда нужно городить натюрморт из самых дорогих и изысканных предметов, не каждый раз необходимо подбирать по цвету одну драпировку к другой, чтобы получить выигрышное цветовое сочетание - иногда случайно брошенные на стол вещи, неприбранный стол, полевые цветы в вазе намного интереснее, выигрышнее, привлекательнее, а главное честнее отражаются в творчестве художника.

   И глаз человека жадно ловит вокруг эту красоту, а если культивировать, воспитывать в себе чувство прекрасного, то за сюжетом и моделью далеко ходить не придётся. Можно вдохновляться чем угодно: почти любой сюжет будет казаться эстетичным и привлекательным. К слову, до XIX века русских пейзажей художники не писали. Считалось, что они недостаточно благородны и красивы, а значит, не достойны изображения. “Лучший пейзаж в Италии” - провозгласила Академия художеств и начала отправлять молодых мастеров туда на стажировку. Ну или во Францию, в крайнем случае.

   А потом в рядах преподавателей МУЖВЗ появился А. К. Саврасов, закончивший это учебное заведение педагог, художник-пейзажист, воспевающий такую сильную, необъятную, совершенно нелогичную любовь к традиционному серому, невзрачному, но знакомому каждому русскому человеку пейзажу. Да ещё и, ко всему прочему, он воспитал целую плеяду художников-пейзажистов, поднявших искусство пейзажа в России на небывалую высоту, превративших низкий жанр в удивительный, прекрасный, любимый многими поколениями зрителей. Коровины, Сергей и Константин, Левитан, Серов, Светославский и другие преемники реалистической живописной традиции сделали русский пейзаж культурным достоянием, развили его до философских масштабов, показывая типичную русскую природу от юга до севера: то душевно-широко, то трогательно-нежно, то угрюмо -гнетуще, то величественно-печально. Они увидели, обострили и передали в живописи то, что чувствует русский человек, глядя на серое небо в облаках, голубую кромку леса над цветочным полем, студёную гладь озера и робкую, ветхую часовенку на пригорке.

   Наибольший интерес для человека представляет то, что его окружает, это скажет любой психолог. И, конечно, изображение личных вещей, бытовых сценок, натюрмортов из жизни всегда выглядит привлекательно, любопытно, симпатично именно потому, что знакомо и понятно. Не зря зарисовки еды и предметов, рисунки пейзажей так любят художники-скетчеры. Брошенные кеды, пирожное и чашечка кофе, цветок в стакане, книги, альбомы и краски, разбросанные на столе в художественном беспорядке, открытая сумка с вещами - на бумаге, даже при беглом, небрежном изображении, всё это выглядит таким привлекательным, милым, интересным. Так зачем ходить далеко и искать что-то особенное, чтобы нарисовать? Всё самое интересное рядом, самое необычное - в заурядном, истина в простоте. Нужно только её увидеть, почувствовать, понять.

   “Какие же они у вас красивые!”, написала в комментарии к моим эскизам одна любительница балетного искусства, - “В жизни они совсем не такие”. Конечно, художник вкладывает в изображение частичку своей души, видит и передаёт благородство и эстетизм, усиливает привлекательность. Нет, он не приукрашивает специально, не искажает - он озаряет реальность духом творчества. Именно поэтому так прекрасны рыбы на блюде и свежие овощи в картинах Серебряковой, так щемяще-тоскливы пустые кресла полотен Ван Гога, так таинственны сухие краски, кисти и флаконы с разбавителями на холсте Кончаловского. Обычные предметы стали необычными, они несут печать своих хозяев и личностное отношение к ним художника.

   Это под силу не только большим мастерам. И начинающие художники, вдохновляясь реальностью, могут совершать чудеса - главное пробовать, рисовать, наблюдать, подмечать. Опыт придёт, мастерства можно достигнуть, а вот личные эмоции, впечатления от увиденного, индивидуальный вкус в выборе и трактовке сюжета - ваше уникальное преимущество. “В искусстве важно не что, а как”, - говорила Майя Плисецкая. В изобразительном искусстве тоже. Именно поэтому, даже самый простой сюжет, при желании автора, может заиграть самоцветами и удивить свежей идеей и оригинальностью.

   Однажды весной, во время копки огорода, папа обратил внимание на стоящие в углу старые ботинки, вычищенную до блеска им же самим лопату и ведро с посевной картошкой. Улыбнулся, запомнил. А когда выдалась свободная минутка, он соорудил нечто подобное прямо в гостиной, получив простой, знакомый всем огородникам, весенний натюрморт. Он написал его с натуры маслом на холсте. Картина получилась свежей и искренней. И все, глядя на неё, улыбались, а одному знакомому поэту она напомнила знаменитые башмаки Ван Гога из его крестьянского цикла. И родилось стихотворение.

   Вроде бы, ничего особенного.

   Но столько всего в этой простоте!

Оглянитесь вокруг: вдохновение ждёт вас! В каждом уголке, в каждом предмете и в каждом мгновении бытия - вдохновение. Смотрите внимательнее, спешите удивляться и восхищаться, и вы тоже соприкоснётесь с волшебством.


  • Сайт
  • Магазин