Во всём многообразии рисовальных техник сегодня немудрено запутаться, и уж тем более отличить, что относится к классическим видам рисунка, а что используют и применяют для выражения собственных идей современные художники. Рисунок карандашом - самый популярный способ рисования и одна из излюбленных техник как начинающих, так и профессиональных художников.
Эта техника любима за свою простоту, доступность и изящество. А кроме того, несмотря на предельную лаконичность и даже некий примитивизм, при помощи карандаша, обычного, простого карандаша, можно получить совершенные, красивые рисунки, удивительные фактуры, необычные приёмы рисования, реалистические и даже гиперреалистичные рисунки и много великолепных, фантастических графических вариаций.
Итак, если взять за основу рисунки современных художников, распределить их по некоторым категориям, найти массу различий и сходств, то можно вычленить несколько наиболее часто встречающихся современных типов рисунков простым карандашом. Сразу скажу, что я исследовала современные тенденции в рисовании и разных художников по всему миру (не только русских), поэтому для русскоязычной аудитории кое-что будет восприниматься не совсем привычным и далёким от классической русской школы изобразительного искусства. Но ведь это не значит, что нужно игнорировать всё новое и непривычное. Итак, обзор делался с учётом влияния изобразительной манеры художников прошлого и назначения рисунка (рисунок может существовать не только сам по себе, но и являться подготовительным этапом к более серьёзной работе).
Давайте рассмотрим подробный обзор.
ТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ РИСУНКОВ.
1) Академический рисунок.
Да, до сих пор академический рисунок не сдаёт позиций. Это классический, самый востребованный в профессиональных кругах, особенно если говорить о художественном образовании, тип рисования. Академический рисунок отличает следование чёткой методической последовательности нанесения линий и штрихов, внимательное и бережное обращение с моделью (как правило, она несколько облагорожена, положение её соответствует классическим образцам, освещение тщательно продумано - оно подчёркивает объём и форму модели, помогает наиболее точно их моделировать), деликатное распределение штрихов по форме (академическая штриховка сеточкой), передача объёмов и пространства при помощи светотени (тоном). Излишняя эмоциональность, фактурность, контрасты тут недопустимы. Такие рисунки создаются с единственной целью - тщательное изучение натуры, этому и подчинён весь процесс рисования.
2) Реалистический рисунок.
В отличие от академического подхода, такой рисунок допускает некую свободу в выборе изобразительных средств для получения ощущения реальной формы, пространства, характера. Возможен небольшой гротеск, чтобы усилить реальность впечатления. Такие рисунки не выглядят “причёсанными”, “идеальными”, аккуратными, такими, как академические, но и излишеств трактовки сюжета тоже не позволяют, лишь расширяют границы дозволенного. Обычно, реалистические зарисовки применяются для изучения характера головы портретируемого в портрете, для сбора изобразительного материала перед работой над стилизацией (например: иллюстрацией, символом, картиной или отдельным персонажем). Основное отличие от академизма - заострение черт, подчёркивание индивидуальных особенностей, не усреднённость, а уникальность.
3) Скульптурный рисунок.
О внешней эстетике при таком рисовании забывают напрочь. В скульптурном рисунке самое важное - точность пропорций и распределение форм и объёмов изображаемого. Здесь нет красивых, элегантных штрихов академического рисунка или равномерной густоты тона и разнообразных фактур реалистического рисования. Здесь господствуют жёсткие, динамические линии, грубые штрихи, лишь слегка оттеняющие объёмы, прочный, как будто проволочный каркас, визуально выстраиваемый изнутри модели.
Если вы хотя бы немного профессионально занимались сульптурой, то легко себе вообразите могучий остов-скелет, который применяется для создания основы скульптуры. Уже на него “наращиваются” большие объёмы, сначала грубыми крупными массами, а уже потом-деликатными мелкими плоскостями и формами. В рисунке то же самое. Такие зарисовки применяют для поиска идейного решения объёмных конструкций разного типа и при изображении модели с разных ракурсов.
4) Декоративный рисунок.
Такой рисунок подразумевает некую стилизацию: уплощение, силуэтное изображение, обрубовку формы, отказ от деталей или, наоборот, перечисление их всех с одинаковой достоверностью. Как правило, ощущения объёма в таких рисунках или нет совсем, или оно очень условно. Задача здесь - создать нарядную, симпатичную, иногда милую картинку, отказавшись от традиционной лепки формы, полутеней, рефлексов, свето-теневого пространства, а также других законов классической светотеневой живописи. Это делается для того, чтобы упростить восприятие изображения зрителем, подчеркнуть главное, самое характерное именно в этой ситуации. Так рисуют иллюстрации, элементы дизайна, персонажей и фоны мультфильмов и компьютерных игр.
Продолжение этой статьи по ссылке: http://jotto8.ru/blog/tipy-sovremennyh-risunkov-ii-chast
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.