Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Стиль художественный. Как художнику найти свой стиль в рисовании? Часть I

Давайте разберём само определение, проанализируем его и сделаем выводы.

  Итак, краткий словарь по эстетике даёт такое понятие:

СТИЛЬ (от греческого и латинского stylos - способ и образ изложения, изображения, выражения) - совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества мастера, проявляющаяся в типичных для него темах, идеях, характерах, конфликтах, а также в своеобразии изобразительно-выразительных средств, художественных приёмов.

   Огромный набор всего и сразу!

  Давайте разбираться.

  - Общее определение - только ключ к пониманию сути.

Но для первых мыслей по поводу, его вполне достаточно. Итак, стиль включает в себя как внешние (технические) особенности, то есть технику исполнения, характер экспрессии, способ наложения краски на холст и так далее., так и идейную составляющую - отношение автора к изображаемому конфликту, актуальность его точки зрения и соотнесение с историческими событиями или эпохой, нравственная составляющая произведения, эстетическая или антиэстетическая подача, новизна подачи темы и так далее.

  - Стиль в широком смысле (например: стиль эпохи, страны в целом и другое) отличается от стиля художника.

  То есть достаточно узкое понятие - стиль художника - вполне может умещаться в рамках стиля, например, общемирового. Чтобы было понятно: стиль Модерн объединял европейское и американское искусство на рубеже XIX-XX веков особой стилизацией, принципами асимметрии, орнаментальности и декоративности. Но, в рамках этого стиля трудились совершенно разные художники, со своим узнаваемым, особенным стилем в творчестве. Сложно спутать, предположим, Врубеля и Климта, Родена и Гауди. Получается, что стилистика отдельных конкретных художников - это одна из составляющих определённого стиля в искусстве. Или направления. Или течения. Но об этом дальше.

  Главное, что стиль не появляется сам по себе от одного желания творца, он формируется во вполне конкретное время и в определённом месте, и обусловлен рядом факторов: исторический период, менталитет, политическая ситуация, традиции, мировые и культурные открытия, влияние опыта предыдущих эпох, предчувствие будущих перемен и так далее.

  - Стиль художника - тоже весьма разноплановое явление.

Помимо всего вышеизложенного, стиль включает в себя:

  + Манеру письма/рисования (как художник кладёт мазки, штрихи; как соблюдает технологию материалов, как преобразует и модернизирует классическую технику живописи и рисунка; как тщательно прорисовывает детали и другое)

  + Философию автора (личные убеждения, гражданская позиция, выбор точки зрения на явления или события, способ осмысления реальности, особенности трактовки, религиозные убеждения, отношение к действительности, деление на бытовое и возвышенное и многое другое).

  + Жанр (описывает художник современные события или исторические эпохи, его интересует предметный мир или природный, человек и его психология или то, как он взаимодействует с социумом, животные или растения, море или лес, цветы или архитектура?)

  +Технику (живопись или графика? Масло или акварель? Пастель или гравюра? А может быть собственная уникальная или смешанная техника?)

  + Тему (о чём интереснее всего повествовать или рассуждать: о прекрасном и безобразном; что хорошо, а что плохо; маленький персонаж в большом мире или влияние личности на масштабные события; отношения между людьми или между человеком и природой?)

  + Стилизацию (реалистично или символично ведётся повествование, деформируется ли изображение во имя основной идеи или выглядит максимально похожим на натуру, “нарушается” ли что-то в изображении в контексте реалистического подхода для того, чтобы усилить впечатление на зрителя).

  +Композицию и её особенности (замкнутая или открытая, фрагментарная или классическая, как расположен композиционный центр по отношению к периферии, как используются контрасты, плановость, объём и форма и многое другое).

Всего и не перечислишь.

  - Стиль художника может меняться во времени (разные периоды творчества), но не от картины к картине.

   Если все картины художника разные, в них нет общих, объединяющих черт, - авторский стиль в живописи ещё не сформировался. Или мысли художника и форма их выражения существуют отдельно. Вывод: больше рисовать, раскрывать тему и идею неоднократно, стремиться к большей выразительности и точности интерпретации.

  Но, так как художник не стоит на месте, размышляет, анализирует события и идеи, может меняться его точка зрения и изложение. Но это происходит не в раз, постепенно приобретаются новые черты. К примеру, Э. Мане писал очень традиционные портреты и натюрморты в начале своего творческого пути, свобода и лёгкость проявлялись только в расположении фигур на холсте и необычных поворотах персонажей. Уже потом добавился “скользящий” небрежный мазок и некоторое утрирование, разложение на составляющие цветовых пятен.

  - Стиль формируется не сам по себе, а сам процесс его формирования требует времени.

   Даже если пока нет некоторого единства, связи формы и содержания в вашем творчестве, это не повод отчаиваться - главное продолжать развиваться. Всему своё время. Стиль появится, когда вы созреете, сам собой. Не нужно его искусственно притягивать и выдумывать. Увлечённость и трудолюбие сами всё сделают. Так увлечение историей отечества и исследование быта жителей Сибири сформировали стиль живописи Сурикова, а очарование Палестиной - свежесть и ясность живописи Поленова.


  • Сайт
  • Магазин