Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

С чего начать обучение рисованию или почему рисунок важнее живописи? Часть II

7) Перспектива, в том числе и цветовая, прямо выходит из линейной и тональной.

   Мало научиться намешивать нужные цвета, важно их положить в нужное место на картине, чтобы все мазки и пятна были гармоничны друг по отношению к другу. И пространство в картине тоже передаётся именно так: правильное и точное перспективное построение - основа пейзажа. Распределение планов на картине, как последовательность декораций в театре, даёт глубину погружения, иллюзию трёхмерного пространства в двухмерном. Сразу в цвете передать эту иллюзию сложновато. Начать лучше с карандашного тонального рисунка, а поняв, как выстроить саму режиссуру картины, чтобы в неё захотелось войти, можно и к цвету приступать. Именно при такой последовательности обучения рисованию можно избежать основных ошибок пейзажистов-самоучек - “влипания” плана в план, плоскостности изображаемого, декоративности, уплощения пространства.

8) Занятия графикой помогают видеть качества цвета лучше, обострённее.

   Одно из 3 основных качеств цвета - светлота (ссылка на статью). Качественные рисовальщики, умело оперирующие тональной шкалой (многообразием оттенков тона), легко могут сопоставить оттенки цвета не только по их отличию друг от друга по цветовому тону (красное, зелёное), но и по светлоте (светлее, темнее). А для классической живописи это намного важнее. Представляете, что будет, если лицо в портрете, например, окажется темнее одежды или фона - вместо светлокожего европейца может выйти, как минимум, очень загорелый мулат. Или наоборот, слишком светлый силуэт на тёмном фоне окажется белым привидением. Да, и всегда есть опасность, в таком случае,написать синяки и ссадины на лице вместо полутонов и плавных цветовых переходов. При систематических занятиях тональным рисунком, в живописи начинающих художников появляются качественные изменения: уходят “петушиные” (не к месту сочные, откровенные, чистые) цвета, палитра становится сдержаннее, тактичнее - краска выглядит не краской, а плотью, текстилем, керамикой, деревом, шерстью, камнем и так далее. В картинах появляется цветовая гармония, а позже - колорит, что очень импонирует глазу зрителя.

9) Рисунок приучает мыслить логически, осознанно подходить к работе, контролировать эмоции, видеть результат наперёд.

   Если иметь в голове чёткий план, последовательность изображения чего-нибудь, работа над картиной несказанно облегчается. Не зря существует до сих пор чёткая академическая последовательность создания картины: от замысла, через сбор изобразительного материала и рисования с натуры, до обдумывания и составления композиции и цветового решения, к живописному завершению проекта на холсте красками.

   Даже в учебной постановке эта последовательность имеет особое значение. Именно опыт последовательного, многочасового рисования избавляет от “тупиков” и неудачных работ, когда ещё не окончив своё произведение, начинающий художник разочаровывается в результате и уничтожает созданное. Или забрасывает в долгий ящик. Логичность, последовательность. поэтапность - неизменная база обучения изобразительному искусству. Без неё результата не будет. “Псих - плохой помощник”, - говорил мой папа, когда я впадала в подобное состояние художника-дилетанта. И только годы обучения классическому рисунку карандашом и мягкими материалами помогли мне, научили сдерживать эмоции там, где это нужно, и выпускать их наружу в необходимый для творчества момент. Нашлёпать краску на холст как попало можно, но только логика её нанесения и методичность в рисовании поможет создать по-настоящему стоящий, реалистичный результат.

10) Занятия рисунком помогают создать реалистическое изображение минимальными средствами.

   Способов и приёмов рисования красками и карандашом - несметное множество. Но это не значит, что все их нужно применять сразу, в одной работе. Есть шанс скатиться в стилистику китча и картина, вместо своей эстетической функции будет нести посыл художника - “смотрите, а я ещё и вот так могу”.       

   Конечно,рассматривать такое произведение не очень приятно и даже для самой низкой ступени художественной ценности - интерьерной вставки - она будет непригодна. Ограничение художника в изобразительных средствах (графика) приучает к обдуманному и целесообразному использованию живописных средств (а также способов рисования и художественных приёмов) в работе с цветом. Не  зря самые великие мастера живописи использовали ограничение палитры для создания своих шедевров. Ведь дело в самом мастерстве, в умении виртуозно управляться средствами изображения, а не обилие цветов, фактур и приёмов. Реализм - в избавлении от излишней пестроты, в разумной сдержанности, в отказе от аляповатости и средоточии на самом главном. Именно строгие, размеренные, сухие занятия академическим рисунком воспитывают вкус, чувство гармонии, помогают находить разные пути решения одной задачи.

   Ограничение в средствах - не ущемление творческого начала, а наоборот, основа более глубокого понимания мастерства художника. И это не только в живописи так. Например, поздняя поэзия Бориса Пастернака наиболее ценна и выразительна по сравнению с ранними его стихами. Даже сам Борис Леонидович отрицал всё, сделанное им до 1940 г.. В поздний творческий период поэт создаёт лаконичные, “чистые” от случайных экспериментов, понятные каждому стихотворные строки неимоверной силы, подбирает слова максимально точные не только по смыслу, но и по музыкальному звучанию, по напряжению, по адаптивности для читателя.

   На место “я художник, я так вижу” приходит - “я художник, я помогу вам почувствовать красоту и трепетность Мира”.
   Не нужно создавать свою Вселенную, тем более, если вы сами плохо понимаете, какая она - покажите зрителю величие Вселенной, в которой мы существуем. Это честнее.

   Вот так обыкновенный рисунок карандашом воспитывает художника, помогает ему на пути становления художественного мастерства, заставляет философски рассуждать и анализировать свои действия, приучает к порядку и дисциплинирует. Конечно, всё хорошо в меру, и уроки живописи полностью исключать не стоит. Любые перекосы плохи. Но особенно на раннем этапе обучения рисованию, при столкновении со сложностями в процессе создания картины, в попытках научиться рисовать самостоятельно уделите особое внимание рисунку карандашом. Посвятите основное время творчества рисованию, чуть сместив со своих позиций живопись, на первых порах. Улучшения будут на лицо. Вот увидите, вы не пожалеете.


  • Сайт
  • Магазин