А моряки ходят, а не плавают. А актёры служат, а не работают. Всё это - особенности профессии, некий профессиональный сленг, но это не значит, что можно выпустить этот вопрос из зоны внимания. Основа профессии, уважение к ней, складывается из мелочей.
И лингвистических особенностей в том числе. Итак, давайте всё же вернёмся к нашим художникам. Попробуем подобрать синонимы к слову художник, заменим его на похожее по смыслу, но отличное по звучанию слово: творец, мастер, создатель, живописец, график… О, живописец! ЖИВО-ПИСЕЦ! То есть тот, кто занимается живописью, пишет живо.
В отличие от графиков, иногда их ещё называют рисовальщиками (но этот термин актуален только в профессиональных, узких кругах и почти совсем вышел из обихода), живописец создаёт своё произведение краской - живописует, пишет, имитирует жизнь в плоскости картины. А вот художники-графики, то есть те, кто создают свои произведения карандашом, углём, пастелью, тушью на бумаге, - рисуют. Есть ещё печатная графика, но это уже отдельная история.
Когда-то художники чётко разделили на 2 берега живопись и графику: те, кто рисует на бумаге - графики, рисовальщики (соответственно, они рисуют); те, кто изображает что-либо на холсте, ДВП, дереве - живописцы (они пишут). Как видите, не всё так однозначно, как кажется на первый взгляд. Но по-простому разобраться в этом вопросе можно, если уточнить, какую именно изобразительную деятельность практикует художник.
Конечно, в любом правиле есть исключения, например, существуют пограничные техники: акварель и пастель. С акварелью всё более-менее понятно - ею обычно пишут, по крайней мере, профессионалы или те, кто к ним стремится. “Рисуют” акварелью только дети и совсем “зелёные” любители. А вот пастелью и “рисуют” и “пишут”, в зависимости от изобразительной манеры - не будет серьёзной ошибкой сказать: “Я нарисовал картину пастелью”. Некорректно тут только слово “картина”. Лучше его заменить на “работа” или обозначить жанр - “натюрморт”, “пейзаж”, “портрет”.
Кстати, если уж говорить о графике, то есть о том, что “нарисовано”, а не “написано”, то в среде художников это называется вовсе не картина, а “рисунок”, “графический лист” или, как уже упоминается выше, “работа”. Печатный графический оттиск называют гравюрой или эстампом (поговорим об этом в другой раз).
Получается, что художники, работающие красками, описывают жизнь, то есть создают реалистичное, близкое к натуре изображение (похожее на оригинал) - пишут. А если цвета изображения условны, не слишком реалистичны или их нет совсем - это рисование.
К слову сказать, иконы тоже пишутся, ведь жанр этот так и называется - ИКОНО-ПИСЬ, то есть письмо икон (ликов). Тут всё просто, без вариантов. Ведь иконы, несмотря на свою условность, достаточно описательны: насыщены характерными деталями, точны по цвету, подчёркивают индивидуальные особенности изображения святых, словом, подчиняются канону. Каждый элемент иконы - знак, символ. Тут слово “письмо” обретает иной смысл, по соотношению с реалистической правдой - “письмо” от слова “писать”, выводить символы, а это - письменность, описательность. Но это, если вдаваться в подробности, так объясняют филологи.
Вот и получается, не все художники пишут и не все дилетанты рисуют. А некоторые - гравируют. А кое-кто и вообще, ваяет. Вот так-то.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. Покупайте у нас курс "Рисование с нуля до портрета на заказ" в Екатеринбурге. :)