Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Откуда берётся вдохновение?

  В своей книге “Давние дни” М.В. Нестеров - крупный художник портретист и мастер религиозной картины - упоминает такой случай из своей жизни. У Михаила Васильевича созрел замысел картины “Юность Преподобного Сергия”. Позже она переросла в целую серию полотен, иллюстрирующих основные вехи жития Святого Сергия Радонежского и показывающих величие его духа и высоту его веры. А пока, ещё достаточно молодой художник искал образ юного светоча земли Русской.

Нужен был трогательный, воздушный, одухотворённый герой, готовый сделать первый шаг на пути своего служения Богу и Отечеству, готовый вступить на первую ступень духовного подвига. Много было создано эскизов композиции будущей картины, спланирован и выверен пейзаж на дальнем плане, положение фигур юного пастушка и монаха-схимника, определена цветовая гамма. Но пока не было самого главного - лица юного Варфоломея (в крещении Сергия), выражающего кротость, верность идее, стремление, уверенность, покорность и спокойствие. Много моделей написал художник в мастерской, нарисовал массу рисунков, но никак не мог найти ничего подходящего, абсолютно точно передающего авторскую идею.

  В один из перерывов в работе, Нестеров вышел прогуляться по деревне, в которой работал над пейзажем для картины. Возле одного из крестьянских дворов взгляд его остановился на белокурой голове ребёнка. Девочка, только начавшая поправляться после тяжёлой болезни, вышла из дома надышаться свежим воздухом. Светлые льняные волосы коротко острижены, огромные серые глаза в пол лица, смотрят серьёзно не по годам и будто заглядывают в самую душу, сильная худоба делает лицо и всю фигурку невесомой, как будто неземной, ангельско-духовной, кроткой и личико ребёнка, бледное и прозрачное, полное внутреннего неугасимого света и благости - вот что он так долго искал! Художник даже своим глазам сначала не поверил, а потом бросился к девочке с просьбой позировать для портрета. Но, испугавшись столь сильного энергичного порыва художника, девочка бросилась бежать и, не смотря на ещё не полностью прошедшую болезнь, погоняла художника, не успевающего за ней, по всей округе. А потом ему пришлось ещё уговаривать родителей ребёнка позволить дочери позировать для картины. На счастье, они подумали и согласились. А полотно Нестерова “Видение отроку Варфоломею”, теперь узнает каждый школьник.

  Иногда вдохновение находится в самых неожиданных местах, совсем не там, где художник ожидает его встретить, а бывает, что само предварительное исследование темы перед написанием картины или сбор материала для неё уже окрыляют. Также помогает сдвинуться с мёртвой точки, разгореться новой идеей или найти решение текущей задачи обращение к творчеству классических и современных авторов. Идеи витают повсюду и часто одна и та же мысль приходит одновременно в разные головы, или ещё интереснее, чужая идея находит новое звучание и раскрывается полнее в произведении иного художника. Вы когда-нибудь задумывались, сколько Венер было написано художниками? И все они разные. А иногда мастера специально создают реплики на уже существующие произведения, чтобы дорасказать зрителю ещё что-то, усилить или опровергнуть идею предыдущего автора. Так, например, Э. Мане написал свою “Олимпию”, почти скопировав композицию “Спящей Венеры” Джорджоне и “Венеры Урбинской” Тициана. Только у Моне изображена совсем не богиня, в классическом понимании этого слова, а дама полусвета в ожидании клиента. Именно поэтому она так шокировала зрителей и была запрещена для экспонирования.

  Ну, и ещё пример, не связанный с изобразительным искусством. Гениальный Булгаков “подсмотрел” образ Воланда у другого автора. Ничем не примечательный небольшой рассказ натолкнул писателя на идею романа. Он углубил образ, обогатил его, создал антагониста, тщательно продумал композицию произведения и теперь мы имеем один из величайших романов XX века! Вывод: взять чужую идею, доработать, перепрошить её по-своему, углубить и расширить - тоже вариант. Это ни в коем случае не плагиат - это уже самостоятельное, отдельное, авторское произведение. В изобразительном искусстве таких примеров тоже масса.

  Ну, а если вдохновение посетило вас совсем неожиданно, в самый неподходящий момент, и при всём желании нет возможности броситься к рабочему месту и рисовать, рисовать, рисовать? Обязательно, как можно скорее,постарайтесь зафиксировать мысль, посетившую вас, на клочке бумаги или в записной книжке телефона. Записать, зарисовать, отметить идею просто необходимо сразу. Через пару минут, а тем более через полчаса, всё непременно забудется и от вдохновляющих мыслей не останется следа. Потом, уже спокойно добравшись до мольберта, вы эту идею доработаете, обмозгуете, разберётесь в деталях. Для начала пусть она просто будет.

  Труд художника состоит не только в том, чтобы точно, грамотно, понятно изобразить в виде живописного или графического произведения свои мысли и чувства, но ещё и отразить реальность, настоящую или вымышленную, существующую сейчас или существовавшую 50-100 лет назад. Художник наблюдает, исследует, подмечает детали, фиксирует сценки, характеры героев, отмечает то, что его удивляет, восторгает, напрягает, то что ему не безразлично. Всё это и рождает идеи, вдохновляет, позволяет творить и созидать. Это исследование, открытость миру и наблюдательность и является основными источниками вдохновения. Ловите впечатления, фиксируйте их, придумывайте новые способы их изображения и вы создадите настоящие произведения творчества и ,я надеюсь, искусства. Вдохновения вам, дорогие друзья-художники!


  • Сайт
  • Магазин