Мой профессор из Академии часто пускал студентов в свою мастерскую, доработать или напечатать гравюры для международных выставок, пока это не обернулось угрозой ремонта. Все знали, как щепетильно он относится к чистоте и порядку. Однажды я даже слышала, как гардеробщица факультета объясняла первокурсникам кто такой Зуев и почему к нему особое отношение в Академии: “У него даже мастерская белая. И чистота там такая! Всё стерильно, как в родильном отделении.” Да, Владимир Валентинович даже студентов в свою творческую группу отбирал как в спецназ: нужно было подойти по многим факторам, чтобы заниматься графикой под руководством маэстро.
А уж мастерская у него, действительно, образцово-показательная: педантично-аккуратно расставленные на полках книги и каталоги выставок, листы бумаги, нарезанные под нужный формат и уложенные ровными стопками на столе, взывающие к работе, до сияющего блеска вычищенные, отполированные инструменты - пинцеты, шаберы, гладилки - стоят, озаряя и без того сияющую белым светом мастерскую. И ни пылинки, ни соринки - чистые столы и тайлеры. Как будто и не работает тут никто, а приводит желающих познакомиться с искусством графики посетителей, как в музей. А ведь Зуев работает много, долго, с полнейшим погружением и отдачей, он даже внешне преображается, когда рисует эскизы (я подглядывала))).
Конечно, профессору ой как не просто поддерживать такой порядок: одно дело - прибрать за собой и совсем другое - запустить в святая святых толпу разгорячённых желанием творить орангутангов-студентов! Эти способны на всё, и на одеялке для мягкости печати свою гравюру по ошибке оттиснуть, и отпечатки пальцев на стенах оставить, и скомканными, грязными бумажками всю рабочую зону забросать. Поэтому, студенты, перед тем, как попасть в мастерскую к профессору, проходили воспитательно-назидательные учения и знакомились с правилами поведения в студии. Некоторые из этих правил для меня были сами собой разумеющимися истинами, некоторые - оригинальным решением насущных для художника проблем, а некоторые - и вовсе гениальными открытиями.
Хочу поделиться кое какими находками с вами, чтобы в мастерской было удобно, уютно, хорошо рисовать.
10 советов по оптимизации мастерской художника.
1) Посильная чистота и порядок. Конечно, у живописца больше шансов измазать мебель, стены, рабочие поверхности и инструменты, например, масляными красками, но это не значит, что всё так и надо оставить. Ежедневная уборка после сеанса рисования, своевременное мытьё кистей и распределение инструментов и материалов по местам - обязательное условие. В чистой мастерской больше пространства для мыслей и идей.
2) Чистота речи немаловажна. Ругань, выяснение отношений, плохое настроение и эмоции старайтесь оставлять за дверью и не начинать занятия рисованием если вы озлоблены или эмоционально фонтанируете негативом. И я уже молчу про ненормативную лексику - это вето. За бранные слова в аудитории студентов нередко выгоняли из самых разнообразных учебных заведений, вплоть до Академии художеств. Думаю, объяснять дальше не нужно.
3) Удобство для вас (в первую очередь!), ваших партнёров, коллег, моделей и других. Удобство подразумевает лёгкое нахождение предметов мебели и инструментов на своих местах, комфортное нахождение в студии длительное время, хороший свет (в том числе и местный - лампы, софиты), свободу передвижения по мастерской и лёгкий доступ к самым часто используемым материалам и инструментам. Например, для правши лучше поставить источник света слева над столом, чтобы не закрывать рукой свет.
4) Всё под рукой = продуманная система хранения. Папки, коробки, контейнеры помогают структурировать инструменты и материалы, а подписи на них облегчают поиск. Ну, и стоит поискать варианты компактного, оптимального использования пространства, например, привинтить крышки банок для хранения мелочей к нижней части полки, завести надверный фартук с карманами для хранения кистей, карандашей, эскизов. Мой профессор даже обрезь бумаги не выбрасывает: тонкие 3-5-сантиметровые полоски он пачкой крепит к стене на кнопку, а если нужно срочно что-то записать, нет лучше стикера - сдёрнул и пошёл записывать.
5) Средства связи и комфортные паузы-перерывы в работе тоже важны. Хорошо, если в мастерской окажется стабильный интернет - ваша связь с миром - и удобный доступ к нему, а также кресло или диванчик для отдыха в специальной зоне. Чайник и чай/кофе + чистые фарфоровые чашки - приятные и вдохновляющие мелочи. Именно они создают уют и душевную творческую атмосферу, особенно, если вы рисуете долгими сеансами.
6) Рабочая доска идей и вдохновения. На ней ваши идеи, эскизы, вдохновляющие фотографии и детали будут стимулировать мыслительную деятельность и напоминать о самом важном. А прикреплённые к доске рисунки, записки и дополнительные материалы не потеряются в рабочем беспорядке.
7) Напоминалки. Кстати, кроме зарисовок и эскизов на доске идей вполне можно крепить стикеры-записки с описаниями идей и фамилиями художников, которых стоит посмотреть, мелкие предметы, красивые цветные листья из гербария, цветовой круг, интересные открытки и фантики с забавными картинками и красивыми орнаментами, необычные куски ткани и просто милые или удивительные предметы и объекты. У меня, например, над рабочим столом висит вырезанный из дерева папой соболь - он мне напоминает о наших совместных творческих исканиях и вдохновляет видеть необычное в самых банальных вещах.
8) Мелочи тоже важны. Материалы и инструменты в удобном доступе и на видном месте, особенно то, что нужно для занятий живописью постоянно: очки, тряпочки для обтира, канцелярские ножи и так далее. Лучше их готовить заранее, чем искать в последний момент, когда вас уже накрыла волна вдохновения. Один мой знакомый художник вот так искал обтир в шкафу, где хранились платья жены, во время написания картины маслом. Потом весь гардероб супруги пришлось сделать обтиром - живого места на нарядах не осталось от отпечатков пальцев художника. Не надо так.
9) Комфорт и атмосфера в помещении. Вентиляция обязательна: без потока свежего воздуха художнику просто не выжить, особенно во время сеанса живописи маслом, поэтому, не забывайте регулярно проветривать мастерскую, лучше до и после занятия живописью. И в перерывах, конечно. Необходимо оставить пространство для отхода от картины - от метра до 5 метров, в зависимости от размера рабочей плоскости, надеюсь, не нужно объяснять, зачем. Лёгкая нейтральная музыка тоже иногда создаёт настроение для творчества.
10) Традиционная уборка и вынос мусора в конце каждого сеанса. Хорошее правило - готовиться к новому сеансу рисования, завершая предыдущий: заточка карандашей, раскладывание красок по местам, мытьё кистей и палитр (иногда и пола). Ну, и уходя, прихватить мусор с собой, чтобы он не залёживался и не нагнетал атмосферу))).
Как видите, иногда совершенно очевидные вещи помогают поймать порыв вдохновения, улучшить самочувствие и результат деятельности художника. Даже если ваша мастерская - всего лишь угол в спальне, не беда. Важно, что она есть, а сделать её удобной и любимой - вполне посильная задача даже для начинающего художника. А как выглядит ваша мастерская? Поделитесь фото в комментариях.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)