Прихожу я как-то в гости к своей подруге-художнику и вижу: в прихожей стоит огромный старый, но ещё крепкий шкаф, который совсем никак стилистически не вяжется с самим интерьером квартиры.
- Это что за раритет?- спрашиваю.
А подруга говорит, что в этом шкафу у неё хранятся наброски и эскизы. Открывает она дверцы, а там… . Мама дорогая! Там аккуратными стопками разложены сотни и даже тысячи разноформатных рисунков, а под стопками даты подписаны: … 1998г. … 2000г. ...2005г. и так далее.
- Вот это архив!, подумала я.
Сейчас появилось очень много информации о том, как рисовать, что для этого нужно. Мастера-художники дают советы начинающим по живописи и рисунку, снимают видеоуроки по рисованию, организуют курсы и мастер-классы по разным техникам и приёмам живописи и графики.
Это здорово, что профессиональные художники делятся своим опытом и мастерством. Но почти никто не рассказывает о том, как хранить картины (готовые работы), как за ними ухаживать, чтобы произведения творчества подольше сохранились в первоначальном виде и как организовать свою студию начинающему художнику.
На изображении:картина Брюллов Карл Павлович.«Портрет архитектора и художника А.П.Брюллова»
Давайте по-порядку. Конечно, если постоянно практиковаться в занятиях рисованием, скапливается очень много учебных и творческих работ. Желательно их все сохранять, но для этого нужно придумать, как это сделать. Конечно, если вы привыкли делать наброски, скетчи в альбомах или блокнотах, они не будут “разбегаться” по всей квартире. Достаточно сложить закончившиеся скетчбуки в коробку или составить их на полку. Но, зачастую, рисунки (давайте сначала разберёмся с ними) выполняются в разном формате, и на разных листах. В этом случае вам могут помочь папки.
ПАПКИ.
1) Папка-переноска
У меня их много: самодельные и покупные, с ручками и без, разного размера. Для начала стоит завести папку одного из стандартных рабочих форматов - А3, А2, А1 - с ручками для переноски или с длинным наплечным ремнём. Папка должна быть плотной, жёсткой, желательно из непромокаемого материала. С ней вы будете перемещаться в разные места: на пленэр, на уроки рисования в художественную школу, на совместный скетчинг. При сворачивании в трубочку, листы бумаги деформируются, мнутся, красочный слой ломается, поэтому папка поможет донести готовые работы, рисунки и просто листы бумаги до дома в целости и сохранности. В этом плане папка выигрывает по сравнению с тубусом. Экономить на такой папке не стоит, так как покупается она один раз, а служить по назначению будет долгие годы. При плохой погоде папка просто незаменима: снег, дождь, грязь обойдут ваши рисунки стороной.
Вам может понравиться статья "Оптимизация мастерской художника. 10 советов."
2) Папка для хранения готовых работ.
Она также вам понадобится. Можно завести папки разного размера и качества, в зависимости от форматов готовых работ и цели. Например, мелкие гравюры я храню в канцелярских картонных папках формата А4, располагая их по годам выполнения работ: так их проще находить, если это нужно. Маленькие папки я храню в выдвижных ящиках горизонтально, но, если они достаточно “толстенькие”, вполне можно составлять их в стеллаж, как книги. Мой профессор из Академии так и делает, а между папками ещё вставляет ярлычки с указанием особых сведений.
Работы покрупнее хранятся у меня в папке, форматом чуть меньше чем А2 - она достаточно вместительная и имеет защитные клапаны с трёх сторон, благодаря чему, даже нестандартные листы из неё не выпадают.
Самые большие рисунки и этюды у меня хранятся в крупной тряпичной папке с пропиткой. Все работы в ней переложены листами тонкой бумаги или кальки для лучшей сохранности. Советую так поступать и вам, особенно с листами большого формата, чтобы при вынимании и наложении друг на друга, листы не пачкались и не растирались. Первое время разница будет неощутимой, но через 5-10-15лет штрих “замылится”, вышаркается, задние стороны работ перепачкаются, (особенно если часть рисунков выполнена мягким материалом) и работы постепенно придут в негодность.
3) Папка для этюдов, выполненных водорастворимыми красками.
Хорошо отсортировать в отдельные папки пейзажи, натюрморты, портреты написанные акварелью, гуашью или мягкими материалами (углём, пастелью, сангиной, соусом). Папок, конечно, будет много, но в них будет удобно ориентироваться и не будет проблем с поиском. Кстати, работы, выполненные водорастворимыми красками, особенно хрупки - их нельзя хранить на свету, даже в оформленном виде. Поэтому, если такие этюды ещё только ждут оформления или просто явились упражнением в процессе вашего обучения живописи - пусть они лежат в специально отведённой папке.
Любая бумага выцветает, темнеет и теряет прочность под воздействием солнечного света. Некоторые художники этим пользуются для естественного состаривания листов перед началом работы. Такие рисунки, конечно, выглядят оригинально, винтажно, но, готовые работы всё-таки, лучше поберечь и не подвергать выцветанию. По этой причине так редки выставки акварели и графики, поэтому, обычно, в музеях нет постоянной экспозиции графики.
Так же подойдут для хранения рисунков коробки или низкие ящики (выдвижные или с крышками).
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ХРАНЕНИЯ (ПОЛКИ)
Ещё один вариант хранения - верхние части шифоньеров или длинные широкие стеллажные полки в кладовой - света туда попадает мало, но для надёжности всё-таки стоит прикрыть листы с рисунками куском ватмана или плотного картона (он же защитит работы от пыли). В идеале, при наличии комнаты-мастерской, оптимальным решением для хранения работ будет многофункциональный стеллаж.
Холсты, в состоянии полупросушки и уже просохшие, удобнее хранить на полках стеллажа. Обычно, художники набивают в них поперечные рейки-разграничители. Они удерживают холсты вертикально, защищают их от падения, продавливания и пробивания. Непросохшие картины маслом развешивают по стенам в мастерской, чтобы, благодаря свету и воздушным потокам, масляная краска просыхала быстро и равномерно. Часто профессиональные художники пишут несколько картин одновременно. Как правило, все они находятся на разных степенях прописки (где-то подмалёвок, где-то основная прописка, где-то детализация или завершающие лессировки). Размещение всего этого арсенала по стенам мастерской помогает грамотно распределить внимание между всеми картинами, отслеживать степень просушки и готовности каждого из этапов живописи.
И, конечно, стоит обратить внимание на местоположение вашего хранилища работ в помещении: если листы бумаги свешиваются с полки или торчат из папки лучше их разместить повыше или подальше, чтобы постоянными касаниями, сгибаниями, сминаниями их не испортить. Например, дверца шкафа при закрытии может периодически “зажёвывать” свешивающийся край, и он деформируется или оборвётся. Одна из картин моего папы погибла только потому, что висела рядом с шифоньером и открывающаяся дверца всё время ударяла по стене рядом. Картина падала от вибрации и трескалась, пока красочный слой не раздробился полностью.
Как видите, хранение художественных изображений и картин не менее важно, чем их изготовление, чем сам творческий процесс. Пусть аккуратность и порядок будут вашими верными спутниками в этом деле, впрочем как и удобство. И пусть ваша любовь, уважение и интерес к труду художника продолжается вместе с долгой, счастливой жизнью ваших работ, от эскизов до законченного произведения.