Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

О чём думает художник? Как сосредоточиться во время рисования: тишина или звуки?

  Одна моя ученица как-то спросила: “А о чём, вообще, думает художник, когда рисует?” Я вот о всякой ерунде думаю, ничем с рисованием не связанной, это же, наверное, неправильно?” Неоднозначный, конечно, вопрос, но важный и интересный. Давайте порассуждаем.

  Конечно, логику процесса никто не отменял, не даром, вместе с практикой, начинающие художники изучают огромные пласты теории изобразительного искусства. Поэтому, во время обдумывания композиции, художник подбирает и анализирует композиционные приёмы, уравновешивает пятна, создаёт цветовой настрой; во время выполнения рисунка - изучает и передаёт конструкцию предмета, его объём и форму, степень освещения и влияние локального тона. На сеансе живописи он создаёт цветовые гармонии, подбирает мазок к мазку для достижения колористического единства и точного воспроизведения цветовых оттенков друг по отношению к другу. Тщательная, серьёзная работа мысли в этот момент даёт удивительные результаты. А ещё художнику нужно видеть весь лист, холст, рабочую плоскость одновременно, держать в голове последующий и предыдущий этапы работы, проверять соответствие готовой картины с эскизом и много чего ещё. Но случается, что художник отвлекается и вдруг ловит себя на том, что думает о совершенно посторонних вещах, пока намешивает цвета на палитре. Это нормально. Переключаться с одного на другое тоже надо уметь. Но важно и концентрироваться на рисовании, возвращаться мысленно к своим задачам. А вот это, как правило, начинающим художникам сделать очень не легко. Виной всему отвлекающие факторы и неумение концентрировать своё внимание на чём-то длительное время. Поговорим о звуковом фоне.

  Когда я училась в художественном училище, нам запрещалось во время занятий по рисованию слушать музыку, и тихонько в классе (радио, магнитофон), и в наушниках. Запрет вводился для того, чтобы звуки, шумы, слова не отвлекали начинающих художников от обдумывания построений в листе, от логики ведения работы, чтобы внимание рисующих не рассеивалось. На этапе серьёзного академического обучения рисованию такая дисциплина оправдана - начинающие художники часто отвлекаются от работы в процессе рисования, хитрый мозг посылает напоминания о насущных проблемах, долгожданном отдыхе, бытовых делах, предстоящих или прошедших разговорах, словом, уводит далеко от момента здесь и сейчас в мысленные дебри. И уж тем более этому способствует любой аудиофон. Во время обучения рисованию, а я имею в виду классическую, реалистическую школу рисования, мозг ученика должен привыкнуть к логической работе, научиться синхронизировать видимое глазом, рисуемое рукой и анализируемое, исследуемое, сопоставляемое. На это нужно время.  Поэтому музыка, разговоры по телефону, включенный телевизор или радио заметно снижают качество и продуктивность процесса рисования. Но это временно.

Также вам понравится статья: "Если нечего рисовать. Что нарисовать?"

  Я сама, когда рисую или работаю над гравюрой, часто слушаю какую-нибудь аудиокнигу или вдохновляющую музыку (кантри, джаз, lounge-аранжировки), хотя в годы ученичества мне было сложно сосредоточиться даже если кто-то просто разговаривал рядом. В такие минуты тщательно обдумывался каждый шаг, мазок, линия. Так почему же сейчас всё стало намного проще? Конечно, дело в привычке, ведь абсолютной тишины вокруг себя во время рисования никто гарантировать не может. От сеанса к сеансу это отвлекает всё меньше и меньше.

  Кроме того, профессиональный художник, как правило, почти всё обдумывает в эскизах заранее и, когда он уже реализует свой замысел в материале, пишет или рисует, его уже не сбить с толку. А механические действия: построения, умение делать цветовые замесы, накладывать краски, штриховать по форме, добиваться материальности и “похожести” в портрете - всё делается как бы на автопилоте, так как все эти навыки получены, усвоены и закреплены множеством повторов, упражнений, штудий, рисунков, учебных картин во время уроков рисования. На это потрачены годы жизни и огромный физический и умственный труд. Учиться всегда тяжелее, чем в последующем свободно пользоваться этими навыками.

   И, да, обдумывать последовательность шагов в рисовании тоже нужно учиться, закреплять, повторять, чтобы потом, во время ваших самостоятельных творческих занятий, они выполнялись сами собой. Они разные, в зависимости от выбранного жанра, техники и технологии, цели и поставленных задач. Но, в любом случае иметь такой план поэтапной работы над картиной стоит. По мере роста вашего профессионального мастерства художника, он будет сам собою формироваться в вашей голове, не занимая полностью всё внимание и не парализуя целиком мыслительную деятельность. Можно будет и музыку послушать в процессе создания картины, и на важное сообщение ответить. Это дело наживное.

  А бывает, особенно когда за плечами достаточно большой опыт в рисовании, погружение в творческий процесс настолько сильное, что шумы не отвлекают, а создают особую, стимулирующую атмосферу. Конечно для этого нужно быть уже достаточно “натренированным” художником. А вообще, это дело вкуса. И важности задачи. И тишина, и звуковая атмосфера влияют на сосредоточенность художника, но на каждого по-разному. Ну, и степень ответственности имеет значение: прописывать подмалёвок и делать рассчёты при подборе состава для травления металла - разные процессы. Мой папа, например, по возможности рисовал в тишине, поэтому предпочитал работать по утрам, когда все уходили в школу и на работу, или днём, пока родных нет дома, в перерыве между уроками рисунка и композиции в художественной школе. Так он настраивал свою внутреннюю гармонизирующую музыку.

  Я же наоборот, особенно когда живопись требует сильной эмоциональной отдачи, “разогреваю” себя энергичной, сильной классической музыкой или оперными ариями. В такие моменты думается о том, как лучше передать экспрессию, мощь, динамику, ищется направление мазков и их соразмерность холсту. Поэтому, даже если в мастерской художника играет музыка, шумит оборудование или ведётся неспешный разговор, прыгать и кричать, а также бесцеремонно вторгаться с вопросами и комментариями не нужно - тонкий процесс вовлечённости, состояние потока, эмоциональная и мыслительная активность может быть легко разрушена. Обязательно предупредите об этом своих друзей и близких. И выключите наконец звук в телефоне, чтобы остаться со своим рисунком один на один и решить чётко поставленные задачи спокойно и легко.

  Как видите, думать во время сеанса живописи, художнику необходимо. Но если сосредоточиться на конкретной задаче сложно, стоит себе помочь. Современные люди привыкли к информационному шуму, поэтому они продуктивны сильнее всего если этот шум присутствует. Музыка, звуки природы, голоса, неспешное повествование и так далее - всё это создаёт ощущение присутствия и помогает мыслям не распыляться. Люди ХХI века, делающие одновременно несколько дел, постоянно погружённые в многофункциональные электронные устройства, хуже справляются со своими задачами в полной тишине. Поэтому, не забывая о логике и последовательности действий в рисовании, пробуйте создавать для себя атмосферный, вдохновляющий фон, музыкальный или звуковой. Это только улучшит вашу концентрацию на поставленных задачах и нивелирует отвлекающие факторы. Пусть ваше творческое погружение будет глубоким, а результат эффективным. Красивых рисунков и интересных картин вам, дорогие художники!


  • Сайт
  • Магазин