Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Если нечего рисовать. Что нарисовать?

  Папа редко выбирался из дома на этюды, особенно в последние 10-15 лет жизни, и меня отговаривал бежать куда-то в очередной раз. Заняв удобное место возле дома под цветущей белой сиренью, с мольбертом и небольшим холстом, он, прицелившись, тыкал тонкой кисточкой в холст в нескольких местах, отходил медленно, прищурившись, наклоняя голову то в одну то в другую сторону, и снова наносил пару мазков на картину.

Параллельно, он увещевал меня - непоседу и путешественника по окрестностям: “Ну, зачем куда-то непременно нужно бежать, если и здесь, возле дома, столько всего интересного? Вот клумба с цветами, вот лейка возле скамеечки в траве, яблони у забора, чудесный лопух… Это всё так красиво, такой микромир. А великий китайский художник Ци Байши, между прочим, говорил: “Я рисую креветок уже несколько десятков лет и [кажется] только начинаю немного постигать их характер.””

  Во многом папа был прав: лишняя беготня в поисках сюжета или даже долгие поездки утомляли меня как художника ещё до начала работы. А с другой стороны, что прикажете делать, если уже всё перерисовано и рисовать больше нечего? У начинающих художников случается и не такое. Давайте рассуждать вместе.

 

  1) Сезонность: пленер летом, модель зимой.

  Самый удобный и комфортный вариант чередования сюжетов и жанров при рисовании с натуры. За короткое русское лето вполне можно успеть отдохнуть от  традиционной работы в мастерской и поупражняться в живописи с натуры на свежем воздухе. После ярких летних красок и солнца даже в учебных картинах появляется новизна и свежесть.

  2) Сочетание работы с моделью и рисования по фотографии.

  В идеале, рисовать только с натуры, именно этому уделяется основное внимание на занятиях по рисунку и живописи в художественной школе. Но такая возможность есть не у всех и не всегда. К слову, даже Репин использовал фотографии для своих картин, но не в чистом виде. Фото - хорошее подспорье и, в некоторых случаях, выручает художника. Такой комбинированный метод рисования поможет придерживаться реальности, но и не слишком уходить в “перерисовку”, обобщать ненужное.

Также вам может понравиться статья: "О чём думает художник? Как сосредоточиться во время рисования: тишина или звуки?"

  3) Богатство окружающего мира.

  Иногда стоит посмотреть на окружающие предметы и объекты под другим углом, чтобы почувствовать и увидеть в них что-то новое и интересное. Поэзия скрывается и в неприбранном кухонном столе, и в стопке книг на рабочем месте, и в изгибе ресниц близкого человека. Только присмотритесь ко всему этому повнимательнее, не торопитесь, полюбуйтесь.

  4) Мир изменчив: ни одно мгновение не похоже на предыдущее.

  Поэтому можно делать наброски и зарисовки с натуры в разное время суток, в разные сезоны года, передавая в рисунке произошедшие изменения. Врубель, например, во время своего пребывания в больнице, рисовал собственную не заправленную кровать. Каждый раз это был новый, непохожий на предыдущие, рисунок.

  5) Рисуем не сами предметы, а их суть.

  Оглянитесь вокруг и попробуйте рассмотреть внимательно свет, струящийся из окна и выявляющий предметы и их части, силуэты объектов или конструкций из них, проанализировать форму этих объектов, рассмотреть рефлексы и отражения на них, сравнить фактуры. Видите, как много всего можно исследовать, если забыть на время о названии и назначении предмета и взглянуть на него как художник. Вот это и попытайтесь выразить в рисунке: не сам цветок, а его трепет на ветру, не кружку с кофе, а пористость пенки, блики на керамике и изящные потоки пара, поднимающегося над ароматным напитком.

  6) Рисунки в метро. Этот вариант для самых смелых.

  Зарисовки в общественном месте очень полезен для развития глазомера и твёрдости руки и безусловно, интересен - каждую минуту происходит что-то новое, живое, необычное: лица, фигуры и их положение, жесты.

  7) Фигура в движении. Ещё один вариант для засидевшихся дома. Динамические рисунки помогают в работе над традиционными статическими изображениями и дают хороший импульс для новых идей. Смело идите на стадион, площадку, корт - даже простые зарисовки вас вдохновят и придадут сил и энергии.

  8) Автопортрет - натура всегда рядом.

  Если совсем “и скучно, и грустно, и некому руку подать...”, всегда можно порисовать себя в зеркало: в новой позе, необычном повороте, в образе, с передачей мимики или настроения, в графике или в цвете - выбор за вами.

  9) Банальнейший сюжет в новой, необычной технике.

  А если всё надоело до чёртиков, можно взять какой-то примитивный объект, скажем, яблоко и придумать новый способ рисования его: левой рукой (для правшей), используя только точки, не отрывая руки… В конце концов, сколько же всего можно изобрести, если задаться целью! Попробуйте сами.

  10) Изобразить неизобразимое. А если рисование с натуры и по фотографии надоело и рисовать реалистично совсем не хочется, попробуйте включить фантазию и изобразить, например, животное, которое не существует, персонажа любимой книги или иллюстрацию к песне, которая вдохновляет. Тут главное - расслабиться и не думать о том, что нужно во что бы то ни стало создать шедевр. Это всего лишь проба ваших навыков в рисовании и игра воображения.

  Как видите, способов избежать скуки в занятиях рисованием масса, все их и не перечислить. Помните, что у художника одна задача - рисовать; всё остальное уже вторично, и дерзайте.

  P.S. А у вас есть свои личные способы выбраться из состояния ступора, когда нечего рисовать? Поделитесь, как вы решаете эту задачу?


  • Сайт
  • Магазин