Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Мольберт мой - друг мой. Обзор мольбертов и этюдников. Какой мольберт выбрать?

   Обычно, серьёзно намереваясь обучаться живописи, начинающие художники идут в магазин с целью потратить кучу денег на самое необходимое, и в растерянности хватают первое, что понравилось. А как иначе, ведь глаза разбегаются от такого обилия и красоты!  И всё же, какой мольберт выбрать? Нужно ли покупать этюдник? И чем они отличаются друг от друга? Начнём с “тяжёлой артиллерии”.

МОЛЬБЕРТЫ

  I) Статичный (не складной) студийный.

  1) Станок для живописи профессиональный.

   Очень удобен для профессиональной живописи маслом. Тяжёлый и крепкий, устойчивый: такой мольберт выдержит холст любого размера, тщательно его зафиксирует и не будет переворачиваться и качаться, благодаря утяжелителям в нижней части крупных, увесистых ножек. За ним удобно работать стоя, кроме того, он регулируется под любой рост. Но можно рисовать и сидя. Холст накрепко зажимается между полкой-планкой и специальной “собачкой” и не изменяет своего положения ни на милиметр в процессе работы, даже если писать очень энергично. Идеальный вариант для личной мастерской и монументальных размеров. Он долговечен - хватит на 3 поколения вперёд.

  У мольберта есть небольшой нюанс: он фиксирует холст не совсем вертикально, чуть под углом, с наклоном вперёд. Сначала это кажется неудобным, но, если рисовать стоя, то лучше и не придумаешь.

 

  2) Профессиональный мольберт для акварели.

   Также, как и станок для живописи, он имеет тяжёлое, прочное основание и устойчивые ножки. Часто оснащён ещё и устойчивыми мебельными колёсиками на ножках для удобства. Основное отличие акварельного мольберта - столешница или подставка для планшета, меняющая угол наклона от горизонтального положения до почти вертикального. Это помогает писать акварелью как по-сырому, держа лист горизонтально, так и прописывать детали, делать заливки и отмывки, позволяя краске течь сверху вниз, естественным образом. Часто у таких мольбертов продумана поверхность для размещения кистей и красок и резервуар с водой. Словом, предусмотрены все нюансы техники.

   Основной недостаток этих двух моделей - массивность и крупногабаритность: в жилой квартире такой элемент интерьера весьма неудобен.

 

   II) Мольберты-хлопушки.

   Из названия понятно, что мольберт можно сложить вдвое, после занятия рисованием, и отставить в сторону - это удобно, если рисуем дома или в небольшой мастерской. Площадь планшета у таких мольбертов бывает разная: от А2 до А0. Планшет, как правило, прочный, из гладкой фанеры или ДСП, поэтому можно крепить бумагу прямо на него кнопками или скотчем. Бывает 3 или 4-ногий.

   Из минусов - неудобно писать на холсте или специально обтянутой бумагой планшете. Такой мольберт больше подходит для детского творчества или хобби. Он тяжеловат и, одновременно, недостаточно устойчив (ножки разъезжаются и, со временем, расшатываются ), особенно “капризны” 4-ногие хлопушки.
 

   III) Динамические (складные) студийные мольберты.

   1) Треноги.

   Оптимальный вариант для хобби и первых профессиональных опытов. Мольберт лёгкий и прочный, бывает деревянный или металический. Он удобен как в хранении, так и во время занятий рисованием. Планка и зажим регулируют холст на необходимом уровне, крепко держат его в чуть диагональном положении, идеальном при рисовании сидя. Ножки регулируются по высоте. Такой мольберт устойчив и практичен, оптимален по цене/качеству.

   Из минусов - рисовать на таком мольберте можно только на небольших форматах (до А2) - из-за облегчённой конструкции, при установке большого рабочего формата, мольберт теряет равновесие.
 

   2) Складные портативные мольберты.

   Всё вышеперечисленное относится и к ним, но обычную треногу можно собрать до длинной вертикальной планки, а складной телескопический мольберт до небольшого по размерам “брёвнышка”. А сложив его в специальную сумку и перекинув через плечо, можно смело отправляться на пленэр или в арт-путешествие.

  Но, есть и недостатки - из-за лёгкости конструкции на пленэре такой мольберт использовать всё же можно с трудом: его просто сдует ветром. Пригоден только в помещении.

 

   3) Настольные мольберты.

   Подходят для маленьких форматов и не занимают много места в квартире, но не практичны. Рано или поздно захочется чего-то более профессионального, тем более, что настольные мольберты “привязаны” к стулу и обязательные в рисовании отход назад и оценка общего состояния цвета и тона, пропорций в листе или холсте, становятся практически невозможными. Кроме того, во время работы за таким мольбертом, можно забыть о рисовании с натуры, а это - основа основ в постижении изобразительной грамоты. Хотя, для первых рисунков и самостоятельных упражнений -  вполне приемлемое начало.
 

IV) Декоративные мольберты.

   Минимольберты, подставки для интерьера, литые витиеватые мольберты-оградки и прочие элементы декора - всё это антураж для эстетического интерьерного решения. Рисовать на них, не то что неудобно - невозможно. И, уж если говорить откровенно, лучше использовать на первых порах обычный стул со спинкой, чем потратить “лишние” деньги на неподходящий именно для вас мольберт. Наберитесь терпения и опыта - выбор будет сделать проще и дешевле.

 

ЭТЮДНИКИ

   Для пленэра и рисования вне мастерской используют специальные портативные мольберты, одновременно - ящики для переноски кистей и красок - этюдники. Для зарисовок в блокноте и быстрых рисунков акварелью этюдники не нужны, но, чтобы рисовать маслом пейзажи с натуры, они обязательны. Итак, этюдники бывают…

  а) Классический этюдник со складывающимися ножками (ящик+ножки).

  Бывает трёх основных размеров.

  Большой - для крупных холстов - при переноске тяжеловат, особенно если плотно загружен тюбиками с маслом, палитрой, кистями и баллонами с разбавителем.

  Средний - самый оптимальный и удобный - можно писать на нём как крупные (до А2) формата, так и мелкие картины. Устойчивый, прочный.

  Маленький - лёгкий, компактный, но при ветренной погоде переворачивается, не позволяет рисовать на крупном формате. Для любителей от души широко помахать кистью он не подойдёт.

  Ножки бывают разные: выдвигающиеся складные и скручивающиеся (они переносятся в специальной сумке - футляре отдельно). Кому что удобнее. Этюдник со скручивающимися ножками дешевле, но незначительно.
 

  б) Этюдные ящики.

   Это сами корпуса этюдников без ножек - только хранилище красок, откидная крышка (опора с креплениями под холст) и ремень для переноски. Если вы пишете сидя, вполне подойдёт. Но такой ящик лишает художника обязательного “отхода” от работы. Для студентов - неплохой экономичный вариант, но лучше купить полноценный классический этюдник - он своё отработает, особенно если вы планируете догую творческую жизнь.
 

  в) Кассетники для этюдов.

   Это переноска для холстов и картонов, в нём нет места для хранения и переноски красок, как нет и рабочей поверхности. Обычно кассетники покупаются или изготавливаются на заказ в дополнение к традиционному этюднику, но можно обойтись и без него совсем (см.статью).
 

  г) Наручные и крепящиеся к телу этюдники.

Множество забавных модификаций не всем по душе. В перестроечное время мой папа сам изобретал подобные конструкции, но не все они были удобны и обойтись без них часто было проще. Выбирайте под себя.


  • Сайт
  • Магазин