Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Как составить натюрморт для рисования? Подбор предметов и элементов натюрморта. Часть 2.

6). Ритм пятен, фактур и масс в натюрморте.

Человеческому глазу интересны контрасты, чередования, разнообразие, поэтому в постановке натюрморта стоит уделить этому особое внимание.

Например, разнообразить родственную по цвету гармонию тональными контрастами (если все предметы тёплые, использовать тёмно-бордовые или чёрные в контрасте с молочными, бежевыми, тёплыми серыми, чередуя светлые, средней темноты и тёмные предметы).

   Таких способов ритмизации много, сочетание в одном натюрморте ярких и блёклых оттенков цвета в предметах и антураже, глянцевых и шершавых фактур, мелких (дробных) и крупных (цельных) массивов и пятен… Важны именно повторы одного цвета в разных вариациях оттенков, тонов. Не нужно сооружать цветовую феерию, достаточно выбрать 1 цвет и его вариации или 2 контрастных оттенка (смотрите цветовой круг) и родственные им цвета.

   Располагать предметы в натюрморте тоже стоит ритмично: не нужно математически точно рассчитывать количество цвета - лучше методом проб, переставляя предметы с места на место, двигая их, искать наиболее выгодное положение для каждого. Если просто собранные в кучу они выглядят хорошо, значит расставить их на подиуме не составит труда. Но, опираясь на собственный вкус и интуицию, помните, что тёмных чистых цветов количественно должно быть больше, чем чистых (спектральных) светлых, например, жёлтого - в разы меньше, чем фиолетового. Эту закономерность мы подробно разбираем на курсах “Композиция и цветоведение” и “Колористика”.

   Немаловажно и сохранение свободных пространств в натюрморте. В идеале чередовать массивы пустот вокруг предметов с самими предметами. Так взгляд зрителя будет отдыхать на свободных участках и концентрироваться на заполненных предметами и объектами. Нужно ли говорить, что массивы пустот тоже следует оставить разными по размеру и массе (где-то предметы группируем поближе друг к другу, где-то расставляем пошире). Про разнообразие массивов предметов я писала в первой части этой статьи.

7). Чёрный или белый предмет.

   Для простоты выстраивания общих колористических отношений в натюрморте, как при его постановке, так и при рисовании (и в рисунке, и в живописи) используют предмет крайней степени светлоты, малой насыщенности - камертон. Как в музыке он производит эталонной высоты звук, в живописи камертон задаёт максимально светлый или тёмный тон, сравнивая с которым остальные цветовые тона, можно найти их точное цветовое изображение.

   Особенно камертон важен при обучении живописцев академической подготовки. Если учебная постановка натюрморта объёмная, собранная из множества разнообразных предметов и деталей, которые следует изучить, сделать необходимый отбор и объединить при помощи цвета и тона, камертон даёт некоторую точку отсчёта основных характеристик цветов в натюрморте. При многосеансности и качестве прорисовки, свойственным академической живописи, легко запутаться в основных цвето-тональных отношениях в натюрморте, особенно если писать натюрморт сразу, без эскиза. Сопоставление же цветовых оттенков по основным критериям с камертоном позволяет придерживаться ориентиров чётко и ясно.

8). Чередование форм и линий.

   Рисование с натуры в учебных целях (в академической трактовке), разумеется, предполагает полное исключение в применении всяческих искажений и стилизации изображения. Но это не исключает использование линейных контуров реальных предметов и направлений рисующих линий натюрморта для построения интересной композиции. Создавать постановку натюрморта с учётом их тоже стоит. Например, чередование ритмов больших горизонталей линий самого подиума и повторяющих их предметов отлично сочетается с мелкими вертикалями высоких предметов вытянутой формы. Особенно эффектны постановки натюрмортов, созданные из стеклянных колб и простых по форме сосудов разной высоты (стекло исключает объёмность основных форм и ритмически организованные линии краёв сосудов читаются наилучшим образом).

   Важно использовать и ритмические повторы дугообразных форм в натюрморте: больших и маленьких, разной степени скругления, разного поворота и раскрытия. А сочетание ритмов дуг и прямых линий в натюрморте очень приятно для глаза художника и зрителя. Постарайтесь подбирать не предметы, а их характеристики для создания натюрморта под рисунок или живопись, не перегружайте постановку случайными деталями, сочетайте простые и сложные по форме предметы.

   Для того, чтобы увидеть основные структурные линии предметов, попробуйте изобразить получившийся натюрморт линейно. Не обязательно делать точные построения, достаточно эскизно показать основные рисующие линии: направляющие и эллипсы. Если на эскизе нет случайных касаний и совпадений линий в линию (об этом я писала тут: https://jotto8.ru/blog/pravila-komponovki-risunka-chast-1 и тут: https://jotto8.ru/blog/pravila-komponovki-risunka-chast-2 ), а эллипсы все разного размера и логичны раскрытию плоскостей, а также по расположению на листе хорошо ритмуются и уравновешивают друг друга, то натюрморт выстроен удачно. Ошибки постановки натюрморта легко исправить, передвинув или переставив предметы.

9). Тематическое единство натюрморта - дополнительная ценность для зрителя, но не самоцель.
Конечно, смысловая нагрузка в предметах и элементах натюрморта, а также общая тема, объединяющая все элементы постановки, делают этюд или рисунок повествовательным. В этом случае, помимо стандартной учебной задачи, в создаваемом изображении закладывается ещё и некоторая история. Такие учебные работы часто показывают на коллективных тематических выставках или конкурсах. Такие рисунки очень любят зрители из категории любителей изобразительного искусства, самодеятельные художники.

    Но это всего лишь приятное дополнение к учебным задачам. В приоритете у художника (ученика или профессионала) при рисовании с натуры в первую очередь техническая сторона, сюжет либо вторичен, либо формируется в комплексе с изобразительно-выразительными возможностями и задачами (в этом случае, речь идёт о художественном образе).

   Например, написанный с натуры натюрморт “Неприбранный стол” Грабаря - в первую очередь, гимн импрессионизму, попытка передать живые вибрации цвета в слоях воздушного пространства, изобразить неуловимые мгновения бытия, зафиксировать постоянно изменяющиеся блики, тени, цвета и формы в солнечном свету. И уже только потом - это тема семейного застолья, совместного времяпровождения в доброй дружной компании.

А, к примеру, “Утренний натюрморт” Петрова-Водкина - это сначала, игра фактур, и отражений, перспективных ракурсов и ритмически сложных композиционных ходов, а после - эстетика простых предметов, свежесть утреннего летнего воздух, приятные воспоминания.

10). Чередование пёстрого и лаконичного.

   Хорошо чередовать в постановке натюрморта пёстрые, богатые орнаментами предметы и драпировки с однотонными, лаконичными по цвету. Именно соседство одного с другим выигрышно подаст и нарядную цветность первых и аскетичность и лаконизм формы и цвета вторых. На контрасте это всегда выглядит изысканно, интересно и гармонично.

   Чтобы не перестараться с фактурами, лучше использовать не более 1 драпировки с рисунком и не более 2 предметов с декоративными элементами (росписью, орнаментом, дизайнерской окраской). Также не стоит использовать в одной постановке более 3 элементов крупной разнообразной текстуры (например, один металлический предмет, один деревянный и остальные керамические). Грубая текстура может отвлекать художника и зрителя от основной задачи в натюрморте и от основного предмета или группы предметов. А это уже ставит под сомнение сам смысл постановки.

   При распределении предметов на подиуме постарайтесь располагать однотонные предметы на однотонном фоне или однотонные предметы на пёстром (и наоборот, пёстрое на однотонном). Так силуэт предмета останется точным и выразительным, его будет приятно и понятно изображать в живописи.

 

   Постановка натюрморта - целая наука и первый шаг к удачной творческой работе. Поставить интересный, вдохновляющий натюрморт - дело непростое, но увлекательное и, конечно, вдохновляющее на новые творческие открытия и подвиги. Пусть каждый натюрморт приносит вам не только пользу, но и удовольствие, а само погружение в мир предметов, цветов и фактур станет радостным развлечением, способствующим развитию художественных способностей.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин