Гелий Коржев "Старые раны"
Есть такой анекдот у художников: “Если нагадить под дверью и позвонить - получится инсталляция, а если сначала позвонить, а потом нагадить - перфоманс”. По сути своей, всё верно: перфоманс действие; инсталляция - объекты. Но для начинающих ценителей современного искусства и то, и другое - нечто странное и непонятное.
Дело в том, что чтобы понимать, оценивать, изучать современное искусство, нужно быть к этому готовым. К тому времени уже должен быть закончен период ознакомления с классическим художественным наследием и искусством XX века. По большому счёту, современные художники делают всё то же самое, только другими средствами, такими, которые используют в своей практике люди XXI века: видео, аудио, фото, 3D и другие.
Виктор Попков "Мезенские вдовы"
Возьмём такой пример, для сравнения, чтобы вам было понятно, что я имею ввиду. Есть такая сложная, но важная и совсем не популярная у молодых авторов тема - Великой Отечественной войны и её влияние на судьбы людей. Наиболее глубоко она раскрыта в творчестве художников “сурового стиля”. Гелий Коржев, к примеру, показывает трагедию целого народа в лице одного человека. Взгляните на его полотно из серии картин “Старые раны” - как глубоко и больно. Не сентиментально-трогательно, а мощно, но без лишнего пафоса. Кроме этой работы, у автора есть ещё достаточное количество картин, посвящённая ветеранам - их спокойные, мудрые лица, тяжёлые руки говорят о страшных испытаниях, пройденных этими людьми, о их величавом достоинстве и о посыле добра и счастья будущим поколениям. Обязательно рассмотрите внимательно эти произведения живописи.
Виктор Попков "Шинель отца"
И ещё один пронзительный и удивительно духовный художник, один из моих любимейших авторов, Виктор Попков, нередко обращался к этой теме. Его вдовы в картинах так называемого Мезенского цикла: “Ой, как всех мужей побрали на войну...”, “Мезенские вдовы”, “Шинель отца” - кричат о боли и трагедии людей “опалённых войной”, но дают надежду на то, что жизнь продолжается, окутывают покоем, напоминают о силе и стойкости духа.
Виктор Попков. Северная песня. Ой, как всех мужей побрали на войну... 1968
Эти художники достаточно традиционные с точки зрения современного зрителя. Сами композиции, способ изображения соответствует образу мысли человека 50-х - 80-х годов прошлого века. И, несмотря на величайшую силу образа и, пробивающую пелену всего наносного этику восприятия исторических событий, это уже не современное искусство.
Я повидала достаточно много работ наших современников на эту тему: некоторые - более убедительны и проникновенны, некоторые менее. Но, на мой взгляд, наиболее точно, лаконично и сильно тема Великой Отечественной войны была решена одним из студентов Академии художеств имени Сурикова: экспозицию представлял не холст, не графический лист, не скульптурная композиция, а невысокий подиум, на котором была вертикально поставлена и прислонена к стене неструганная деревянная доска, см 25 шириной. К доске обычным строительным гвоздём была прибита пилотка. Всё. А теперь представьте себе всю мощь этого образа: здесь и перекличка времён, и боль загубленной юности и протест милитаризму, да и много чего ещё. Эта инсталляция нас, зрителей XXI века, “цепляет” сильнее, чем любая картина или рисунок, своей натуральностью, сдирающей кожу, условностью традиционных техник, символизмом изображения, скупостью описания и стилизации. Вот такое оно, настоящее современное искусство, выворачивающее наизнанку привычные устои, вызывающее сильные чувства и эмоции, а главное - новое.
Но для того, чтобы достичь хотя бы небольшой меры его понимания, возможности оценить и прочувствовать идейный посыл художника, нужно проделать большой путь личностного развития, особенно в сфере изобразительного искусства, что для художника-ценителя просто необходимо. Я обозначу некоторые этапы этого развития и понимания современной эстетики в искусстве.
ШАГИ К ПОНИМАНИЮ И ИССЛЕДОВАНИЮ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА НАЧИНАЮЩИМИ ХУДОЖНИКАМИ:
1) Учиться на классике.
Прежде чем браться за современное искусство, необходимо исследовать традиционное художественное наследие: всё от Древнего мира до XX века (обычно искусство, XX века изучается отдельно), прослеживая основные тенденции, школы, стили, направления, эпохи и так далее. Хорошо бы отдельно изучать и разделять искусство стран Европы, Азии, русское искусство.
2) Воспитывать вкус.
Этому поможет элементарная насмотренность: можно определять для себя художника или стиль на целую неделю и просто смотреть репродукции картин, гравюр, скульптур ежедневно, хотя бы по 10-15 минут. Смотреть нужно внимательно, изучать технику мастера, композицию, цвет, фактуры и многое другое. Кроме того, желательно почитать о том, что происходило во время создания произведения в стране и мире, какие люди и события повлияли на художника. Здесь пригодятся знания истории, литературы, архитектуры, музыки, развития театра и так далее.
3) Находить общее в картинах художников разных стран и эпох, изучать первоисточники, прослеживать влияние одного художника на другого.
Это может быть не только передача традиций и методов работы от учителя к ученику, например от Рубенса к Ван Дейку, но и преемственность образа, и новое решение старой темы автором. Сравните Данаю Рембрандта и Климта, и вы поймёте, о чём я говорю. Это иная композиция, иной стилистический язык, иной поворот сюжета.
4) Учиться создавать что-то новое, используя базовые знания умения и навыки изобразительного искусства, теорию и историю искусства.
Одним из базовых законов композиции является закон новизны, об этом следует помнить всегда, когда вы берётесь за создание произведения и воплощаете собственные идеи. Но о композиции мы ещё поговорим отдельно, а вот использовать визуальные отсылки к художникам прошлого - очень похвально. Это может быть колорит, стилизация, композиционный строй и даже деталь и так далее. Вот, взгляните, как мой папа заложил в свою картину стилистические особенности пейзажей Грабаря.
Александр Эдуардович Пилипенко - Зимний пейзаж
Александр Эдуардович Пилипенко - Весна
5) Смотреть современных художников в интернете и вживую.
И не просто смотреть, а стараться понять, откуда “ноги растут”, думать “головой”, а не “глазами”, анализировать то, что видите. На первых порах, когда ещё трудно отличить, какой из современных авторов достоин внимания, а какой нет (ведь в интернете полно “мусора”), лучше смотреть художников, работающих в традиционных техниках: живопись, графика, скульптура, иллюстрация, некоторые смешанные техники, например, коллаж и тому подобные. В этом вам могут помочь наши подборки художников по жанрам с тегами: #onedayoneartist ;#одинденьодинхудожник . Они появляются ежедневно по будням в соответствии с тематикой дня: #графика #акварель #живописьмаслом #иллюстрация #смешаннаятехника (пастель, цветные карандаши) на моей личной странице фэйсбук- https://www.facebook.com/pilkatya , вконтакте - https://vk.com/id26156039 и тематических сообществах нашей Художественной Школы Jotto вконтакте - https://vk.com/jotto8 и фэйсбук - https://www.facebook.com/jotto8 . Это простые для понимания, технически качественные и наиболее интересные современные художники, работающие в традиционных техниках живописи и графики. Чтобы было удобнее отслеживать интересные подборки и сохранять себе наиболее понравившиеся, добавляйтесь в друзья и подписывайтесь в сообщества. Мы всегда рады новым творческим людям.
Ищите и находите, дерзайте, а мы постараемся вам помочь не просто научиться рисовать, но и создавать и понимать произведения искусства и творчества.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. Покупайте наши курсы рисования в классе в Екатеринбурге.