Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Как передать объём предметов в рисунке? Часть I.

  Художники-самоучки ищут секрет передачи объёма опытным путём, перерисовывая одну фотографию за другой, пытаются нарисовать все детали, изобразить каждую чёрточку, видимую глазом. Но в результате получается всё равно плоская фотография, хотя и очень похожая на оригинал.

Секрет рисования объёма в том, что в отличие от псевдообъёма (затемнение по краям объекта), существует масса тонкостей, исходящих из визуального анализа модели. Конечно, чтобы все их освоить понадобится множество часов практических упражнений — многочасовые занятия по рисованию карандашом, но для того, чтобы понимать, на что именно обратить внимание во время рисования, я выделю основные пункты. Итак, чтобы предмет на рисунке выглядел объёмным, стоит применить один из перечисленных ниже приёмов рисунка и способов изображения.

Чтобы показать объём в рисунке, стоит использовать:

1) Сквозное построение.

  Прорисовка предметов и объектов насквозь, как будто это проволочные каркасы, а не реальные предметы помогает понять, из каких простых форм состоит изображаемый объект. Таким образом даже начинающий художник без труда соберёт сложную, разнообразную форму, как из конструктора, и при помощи нажима на карандаш и изменения толщины линии (то, что ближе — более широкими, жирными, тёмными линиями) предмет передаст объём предметов. Для пущей убедительности можно показать линию разреза на предмете — как будет выглядеть профиль предмета, если резануть его, например, пополам. Это тоже доказывает в глазах зрителя полноту объёма.

Но, чтобы рисунок был выразительным, и чтобы не только изобразить в рисунке объём предметов, но ещё и пространство между всеми элементами (объектами), все рисующие линии должны быть разной толщины, темноты и степени наполненности: по мере удаления они будут становиться более тонкими, лёгкими, блёклыми. Передние части эллипсов можно подчеркнуть, усилить (линия чуть жирнее, толще), тогда цилиндрические предметы «закрутятся», станут выразительнее, объёмнее.

 

  2) Точно взятые тональные отношения (с учётом освещения).

  Когда рисуете, помните, что изобразить в рисунке нужно не сам объект (лицо, деревья, складки ткани), а разницу между пятнами. Например, что светлее, верхняя плоскость яблока или боковая; тень на самом предмете или падающая от него тень; предмет или фон? Для этого, во время рисования следует задавать себе мысленно подобные вопросы и отвечать на них при помощи простого карандаша. Распределение света, теней и полутонов на предметах и вокруг них, точная их фиксация, сравнение и изображение в рисунке — гарант передачи и объёма в рисунке.

 

  3) Грамотно поставленный свет, выявляющий объём и форму.

  Если вы хотите научиться рисовать с натуры, а это самое мудрое решение, какое только может быть принято начинающим художником, то не торопитесь сразу хвататься за карандаш и бумагу. Рассмотрите внимательно то, что хотите изобразить, оцените, достаточно ли хорошо освещён предмет. Свет должен выявлять форму и объём предметов и объектов, поэтому лучше выбрать источник света сверху сбоку (обычно слева): так будут хорошо прослеживаться основные тени, полутени, света, блики и, что особенно важно, рефлексы. Свет не должен быть «слепящим», то есть не должен находиться перед художником и освещать объект «в лоб», также избегайте положения источника освещения в «контражур», то есть за рисуемым предметом. Такое освещение либо совсем лишает объект теней и полутеней, либо полностью погружает его в темноту. В таких случаях объём предмета практически не прослеживается и изобразить его очень сложно.

 

  4) Штриховка по форме.

  Направление штрихов, особенно на ранней стадии обучения рисунку, имеет особое значение. Помимо разницы между тушёвкой и штриховкой, начинающий художник должен уделить внимание и распределению штрихов по поверхности предмета. Это не только сделает рисунок грамотным, с точки зрения профессионализма, но и создаст некую эстетику в рисунке, упорядоченность, методичность. А самое важное: штрих, положенные строго по направлению поверхности предмета (по форме), усиливают звучание объёма этих самых предметов, делают рисунок трёхмерным, помогают «прощупать» и передать при помощи карандаша особенности выпуклостей и вогнутостей, перетекания из одного объёма в другой. Смотрите образцы: рисунки мастеров прошлых эпох и студентов Академии имени Репина — классическая штриховка сеточкой, выявляющая форму и объём — это то, к чему вам стоит стремиться.

 

  5) Неравномерность проработки.

  Многие художники самоучки допускают досадную ошибку, стремясь одинаково тщательно прорисовать всё, что входит в рамки рисунка. Не надо так. Одинаково качественно прорисованный объём всех предметов и объектов, как ни странно, всю объёмность в рисунке уничтожает. Поэтому, самое важное прорисовываем более тщательно, скрупулёзно, а второстепенное и детали — более небрежно. Вот увидите, объёмность главных предметов только усилится.

>>>Чтобы прочитать Вторую часть этой статьи перейдите по этой ссылке<<<


  • Сайт
  • Магазин