Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Как научиться рисовать самостоятельно?

 Я занимаюсь обучением рисованию с 2003 года, и вот уже 15 лет вновь прибывшие ученики и просто интересующиеся изобразительным искусством люди задают один и тот же вопрос - “Можно ли научиться рисовать самому, без учителя? Ну, ведь есть же художники-самоучки, широко известные мастера своего дела? Так как же это сделать?” Друзья мои, как практикующий художник во втором поколении и профессиональный педагог (а у меня есть выпускники, которые сами преподают живопись), в 5147 раз отвечу: НЕВОЗМОЖНО НИКАК.

  Научиться рисовать самостоятельно невозможно. Почему, спросите вы. Сейчас объясню подробно.

   ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ САМОМУ?

   1) Нет опыта: обучающиеся сами не знают что и как делать.
   Если вы взялись за незнакомое дело, то само собой, нужен наставник-профессионал, который определит, с чего нужно начинать своё обучение, в какую сторону развиваться и как. В рисовании всё то же самое. Чтобы освоить азы рисунка и живописи, нужно понимать, с каких упражнений начинать, как устроена технология живописи, как смешивать краски, как держать карандаш, какие задачи ставить перед собой и как оценивать собственные рисунки. Без проводника в мир изобразительного искусства - это сплошное минное поле. Наделать ошибок и разочароваться в рисовании и самом себе, своих способностях в таком случае - раз плюнуть.

   2) Не получится отследить процесс.

   Если художник самоучка, как мы выяснили, не всегда понимает, что именно и как нужно делать при обучении рисованию самостоятельно, просто рисует, что хочет и всё, то и сравнивать собственные работы друг с другом ему будет сложновато. Оценка будет субъективной, по принципу “нравится - не нравится”, а значит, можно легко выпустить из поля зрения удачные куски в живописных работах, повторяющиеся качественные изменения в рисунках, точность передачи пропорций и тона, выразительность тональной моделировки, качество штриховки и так далее.

   3) Художник-самоучка не видит своих сильных и слабых сторон.

   В силу образования и опыта, это может заметить только квалифицированный художник-педагог. А это очень важно. Например, бывает врождённое чувство тона, когда человек видит и может изобразить много тональных градаций или у него может проявиться удивительное чувство формы во время уроков рисунка. Художники-самоучки этого просто не смогут заметить и отследить и могут долго издеваться над собой, заставляя делать заливки акварелью по силуэту для выразительности, аккуратности или намешивать 1000 оттенков фиолетового. Без правильно поставленного диагноза лечение не назначают.

   4) Однобокость развития.

   В большинстве своём, обучающиеся самостоятельно художники склоняются в сторону того, что им больше нравится, а не к тому, что им необходимо сделать в процессе обучения рисованию. Например, рисуют только простым карандашом в одной и той же манере, долбят в одно место, желая получить разные результаты. Или занимаются только упражнениями в гиперреализме, пытаясь добиться натуральности, но все попытки идут прахом, так как упускается самое важное - конструкция и форма предметов и объектов. А срисовыванием отдельных тёмных и светлых пятнышек этого не добиться. Для результата следует видеть ситуацию широко, с разных точек зрения, выстроить умную стратегию из выполняемых упражнений-рисунков, а это может только учитель-художник.

   5) Последовательность обучения и владение методикой.

   Кстати, о стратегии. Сразу с наскоку научиться рисовать, даже что-то вполне конкретное, не получится - вы же не сразу научились ходить и говорить в детстве, правда? Нужно формировать навыки и нарабатывать умения постепенно, от простого к сложному. Самостоятельно понять, что именно стоит нарабатывать и в какой последовательности, не выйдет. Более 250 лет существует Академия художеств в России. За это время создано великое множество обучающих программ по рисованию: начиная с дополнительного образования в нежном возрасте (сейчас занимаются с детьми от 1 года) до высшего профессионального художественного образования. Такая программа обучения требуется и любому желающему научиться рисовать, а вот уже правильно её подобрать именно под вас, соотнести время обучения, цели и задачи (конкретно ваши) и данные к рисованию от природы, поможет, опять же, учитель рисования. Самостоятельно обучиться даже по готовой программе, художнику невозможно (см. некоторые положения далее). нужен сильный тренер, как в спортзале.

6) У самоучек информация, обычно, находится, изучается и осваивается частями, не связанными между собой.
Сталкиваюсь с этим постоянно. Приходящие в художественную школу в Екатеринбурге ученики так и говорят - “рисовал картину маслом, портрет карандашом, цветы, пейзажи акварелью и лошадь поэтапно”. Результат - начинаем обучение рисованию с нуля, так как все эти попытки были сделаны от фонаря, неосознанно и о каком-то результате говорить не приходится. Даже если вы старательно нарисовали человека в фас и профиль, это не значит, что получится изобразить его в 3/4. Кроме того, кого вы нарисовали - мужчину или женщину? Пожилого или ребёнка? А какой этнической группы он был? А если вам предложить в качестве модели азиата, темнокожего, младенца, старика, нестандартной красоты лицо, лицо с сильной асимметрией, освещённое снизу лицо, голову, повёрнутую набок, в ракурсе сверху?.. Учитель видит связи между упражнениями, именно благодаря им вы сможете после обучения рисовать самостоятельно всё, что захотите.

   7) Педагог видит сильные и слабые стороны художника и умеет с ними работать.

   Да и не нужно уметь всё и сразу. Самые выдающиеся художники потому и выдающиеся, что занимались с учителем, который смог усилить и подчеркнуть сильные их стороны и замаскировать, подтянуть до среднего уровня - слабые. Плюс, проконтролировал процесс.

  Леонардо учился у Вероккьо, Ван Дейк - у Рубенса, Репин и Поленов - у Чистякова. Почти все крупные художники передавали своё мастерство ученикам, существовали школы (как художественного направления) Венецианова, Караваджо, Филонова, в которых ученики и последователи мастеров совершенствовались как художники. По другому не научиться рисовать. Даже Ван Гог, который много занимался саморазвитием и самообучением живописи, всё же получил начальное творческое образование в студии Кормона, а затем много и интенсивно обучался у своих друзей-художников, не напрямую конечно. Но это - исключение, в который раз подтверждающее правила. Не стоит уповать на врождённую гениальность, ориентируясь на великого Винсента. Почему? Почитайте его дневники и письма к брату Тео.


  • Сайт
  • Магазин