Историй типа “Как поссорился Иван Иванович и Иваном Никифоровичем” в жизни, конечно, полным полно, а в творческой сфере их в разы больше. Кто-то кому-то что-то не так сказал, не так посмотрел, пошутил, покритиковал - и понеслось… Примеров масса. Мне бы хотелось показать, наоборот, примеры гармоничного, дружественного сосуществования художников и показать плюсы такого взаимодействия.
Когда я изучала тему балета (для выполнения серии графических работ, рисования эскизов и чтобы понять, как рисовать сюжеты на эту тему, мне пришлось перелопатить гору мемуаров, документов и воспоминаний о танцовщиках разных лет, изучить их характеры, стиль танца, чтобы рисовать лица, и фигуры людей не только правильно, но и эмоционально и осознанно), меня особенно поразил эпизод из жизни семьи Лиепа. Когда Марис, танцевавший в Большом театре сольные партии, являющийся премьером, начал понимать, что его карьера заканчивается (у танцовщиков есть негласное правило: если дети приходят в театр, отцам пора уходить), в кордебалете уже танцевал его сын Андрис, а дочь Илзе терпеливо ждала, когда будет возможность поступить на службу в театр. Здравым умом все понимали, что на один Большой театр количество Лиепа очень большое, но никто никого не винил. Более того, эту тему не то что бы не обсуждали, в голову никому из домашних не приходило, что они могут помешать карьере друг друга. Все помогали друг другу советом, партнёрством на тренировке и так далее. И даже когда Мариса Эдуардовича уволили из театра и запретили проходить внутрь даже через чёрный ход, он продолжал готовить с сыном сольную партию, покупая билет на текущий спектакль в кассе и проходя по нему в фойе, а из него в репетиционный класс. Эта семья - образец не только в бытовом значении слова, но и семья профессионалов.
Бывают случаи (и они очень часто встречаются) и обратные, когда близкие люди чувствуют (а может быть и сами для себя придумывают) конкуренцию между друг другом. В среде художников это особенно распространено: одного покупают, а другого нет; один проходит отбор на специфические выставки, а другой нет - конкуренция. Друзья, ну ведь это же ясно как день: все мы разные, и это здорово! Даже если художники работают бок о бок, у них может быть совершенно разная манера, стиль, подход к творческому процессу, школа, метод работы, скорость и так далее. Заказов хватит на всех, не нужно жадничать, а если не взяли на одну выставку - обязательно возьмут на другую, может быть, даже более серьёзную и важную. А иногда, простой отказ от заказа (например, рисование портрета или иллюстрации) или темы избавляет от лишних нервов, страданий из-за перестройки на не свою волну, переработки или недосыпания и прочих неприятностей. А переданный кому-то заказ может сослужить добрую службу.
Серов Валентин Александрович - "Портрет художника К.А. Коровина"
Кроме того, в художественной практике хорошо себя зарекомендовали творческие тандемы. Не в смысле: их было двое - Петров и Водкин; один обводил, а другой раскрашивал. А именно дуэты из двух самодостаточных художников, совершенно разных по творческой манере, но придерживающихся одних взглядов на искусство и творчество. За примером далеко ходить не нужно: Гончарова и Ларионов, Репин и Васильев, Коровин и Серов. Вдвоём можно легко обсудить текущие дела, найти объективный выход из сложной ситуации, поддержать во время творческого упадка морально или даже материально, да и основные расходы можно делить пополам (на материалы, аренду выставочного пространства или мастерской) и так далее. В таких отношениях можно не только постоянно совершенствоваться в мастерстве, применяя и исследуя особенности стиля и техники живописи друг друга, но и постоянно чувствовать психологическую поддержку коллеги.
Париж "Улей" 1918год. La ruche montparnasse paris 1918 amedeo modigliani
Многие художники объединяются в целые группы, чтобы было дешевле содержать мастерскую, проще и быстрее обучаться, удобнее выставляться, а главное - постоянно общаться с такими же художниками, обсуждать насущные вопросы. Сложно себе представить, что без такого объединения не было бы такого крупного течения, как импрессионизм, что если бы не существовала в Париже “Улья” (общежития для студентов-эмигрантов), не вышли бы из него художники, сделавшие искусство XX века: Модильяни, Пикассо, Сутин и многие другие. Именно из партнёрства художников-реалистов сложилось Товарищество передвижных выставок, давшее стремительное развитие русскому реалистическому искусству в целом и отдельным его представителям в частности. Нам, художникам XXI века, есть с кого брать пример. Элементарно, прокладывать себе дорогу на пути творчества, как и на любом, другом, очень сложно и затратно. Как говорит пословица: если хочешь идти быстро - иди один, если хочешь идти далеко - иди с друзьями.
Париж "Улей"
Конечно, на этом пути будут и ссоры, и непонимания, и размолвки, но такова жизнь. И практика показывает,что, особенно на первых порах, объединение, дружеское, доброжелательное отношение друг к другу, поддержка и взаимопомощь творят чудеса. Например, однажды в пух и прах разругались художники Бакст и Бенуа - не поделили между собой работу по оформлению спектакля, заказанного Дягилевым для Русских Сезонов. Даже сцепились в рукопашную. Бенуа даже обозвал Бакста “жидовской мордой”. И пришлось великому русскому художнику Серову их мирить. Он тактично объяснил сначала Бенуа, что у него “морда” тоже не очень русская, и к работе это не имеет никакого отношения. А потом попросил Бакста не обижаться на обронённое в сердцах. И художники одумались, пожали друг другу руки и продолжили оставленную работу, ведь зрители, исполнители, режиссёры и продюссер не виноваты в том, что личные амбиции и отношения вдруг вышли на первый план в этой огромной работе. И, в результате, мы имеем величайшие театральные постановки: “Шехеризаду”, “Жизель”, “Жар-птицу”, которым не только рукоплескал Париж, но и которые сделали Русские сезоны визитной карточкой русской культуры в целом, повлияли на моду, дизайн, музыкальные эксперименты 1910-х годов. Восточные и типично русские мотивы стали появляться в искусстве XX века почти повсеместно.
Рисунки разных художников к Русским Сезонам Дягилева.
А эта преданнейшая дружба Серова и Коровина, которые вместе ездили на этюды, делили заказы, готовили оформление русского павильона для Всемирной выставки в Париже. Их даже в шутку называли: “Коров и Серовин” - сложно было найти столь разных по темпераменту и характеру, но единых в своём порыве - создавать что-то важное, новое, интересное - художников.
Так неужели мы всё забыли? Неужели такие блистательные примеры великой дружбы, понимания, взаимоуважения и выручки ничего не значат? Неужели для нас, художников XXI века, важно только потешить свои амбиции, научиться рисовать. Неужели, освоить азы живописи важнее, чем создавать вместе большое, единое дело - строить культуру будущего? Неужели разовая выгода дороже честного имени и большой дружбы? Давайте ещё раз подумаем над этими вопросами, поищем вместе одну большую общую творческую цель и будем объединяться на пути к ней. Ведь вместе всё делать проще, веселее и действеннее.
Леон Бакст «Голубой Бог. Невеста»
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.