Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Что нужно читать художнику?

   Часто ученики просят порекомендовать какие-либо книги для художников, книги по саморазвитию и учебную литературу для того, чтобы научиться рисовать правильно, красиво, хорошо. Мне кажется, сейчас такое время, что не пишет только ленивый. Сколько всяческих разнообразных книг по различным тематикам: от авторов от профессионалов до любителей, красуются на книжных полках!

Тут без навигатора или советов наставника можно погрязнуть с головой и так никогда не выбраться. Давайте разбираться вместе: что нужно, что можно, что рекомендовано, а что необходимо читать художнику, пусть даже и начинающему.

  К примеру, я взяла себе за правило читать от 2 до 5 книг в месяц, в зависимости от степени загруженности. Чтобы понять и осмыслить всю эту информацию, я чётко разграничила интересующие меня темы. Думаю, вам это тоже будет интересно, полезно, удобно.

1) ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Одна из моих любимых тем. Читаю современных и классических авторов, без этого в моей профессии сложновато. Практика и опыт, конечно, имеют значение, и не последнее, но нужно постоянно обновлять свои знания. Для обучающегося художника эта информация будет полезной при создании и реализации идеи в материале: можно будет учитывать особенности восприятия картины зрителем его поведение, чувства и эмоции (в том числе и зрителем, неуравновешенным психически: вспомните историю “Данаи” Рембрандта, которую еле удалось восстановить после того, как она была облита кислотой одним из сумасшедших посетителей). Также, книги этой тематической направленности помогут самостоятельно организовать или спланировать свой учебный процесс, помогут находиться в состоянии творческого потока, не теряя земли под ногами.

1) Роберт Чалдини “Психология убеждения”

2) Чарльз Дахиг “Сила привычки”

3) Кен Робинсон “Призвание” (в том числе видео TED-конференция “Как школа убивает творчество”)

4) Драйден Гордон “Революция в обучении”

5) Михай Чиксентмихай “Поток”

2) ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ.

Выделим в отдельную область исследования на эту тему. Особенно такая литература полезна для фрилансеров или художников, работающих в студии. Такие книги помогут организовать свои занятия рисованием наилучшим образом. Благодаря им обычно сводится к нулю вопрос о том, что не хватает времени на уроки живописи, откладывание начала занятий на потом. Также эта литература способствует тому, чтобы вообще начать рисовать, сделать первую попытку. Без тайм-менеджмента ваша работа просто не будет двигаться.

Из рекомендованных мною:

Пётр Людвиг “Победи прокрастинацию”

Сет Годин “Уроки Икара”

3) СМЕЖНЫЕ СФЕРЫ (писательское, актёрское мастерство, музыка)

Работа в разных творческих сферах очень близка нам, это такой же постоянный трудоголизм. Очень много упражнений, черновиков, эскизов, скетчей выполняется на этапе задумки, как и у художника. Кроме того, у всех творческих людей есть общие темы для размышлений, идеи пластического решения образа, идеи вдохновения. Это очень важно, тем более, что в творчестве, в том числе и в рисовании, музыке, танцах и так далее, мы не являемся прямыми конкурентами и ничто не мешает исследовать одну и ту же мысль разными пластическими средствами. В мировом искусстве таких примеров масса. Например, легенды и мифы Древней Греции, и я уже молчу о библейских сюжетах. Для пущей убедительности, вспомним легенду о Нарциссе - прекрасном юноше, превратившемся в цветок. На этот сюжет создано великое множество произведений искусства и культуры: картины Брюллова и Караваджо, карикатура Домье, балет Николая Черепнина, танцевальная миниатюра Касьяна Голейзовского и так далее.

Рекомендации:

Марина Москвина “Учись видеть”

Твайла Тарп “Привычка к творчеству”

4) БИОГРАФИИ И АВТОБИОГРАФИИ

Великие люди, как правило, наталкивают на определённое решение сложных вопросов, являются во многом примером для подражания. Это не обязательно могут быть художники (хотя стыдно заниматься рисованием, не зная ничего о творческом пути хотя бы самых известных мастеров), но и общественные деятели, люди культуры и искусства: писатели, поэты, музыканты, актёры театра и кино, режиссёры, учёные, путешественники и так далее. Читая такую литературу, жизнь, в том числе и творческая, становится интереснее, появляется повод поговорить, рассказать какую нибудь историю знакомым. Это обогащает кругозор, делает мир вокруг полнее и интереснее, а значит, открывает для художников-учеников новые темы и сюжеты картин и способы их изображения, формирует характер и симпатии.

Рекомендации:

1) Марис Лиепа “Я хочу танцевать сто лет”(кстати, танцовщик занимался ещё и скульптурой, что только помогало в профессии)

2) Малала Юсуфзай “Я-Малала”

3) “Мария Каллас”, ЖЗЛ и так далее, выбирайте на свой вкус.

5) КЛАССИКА

Без неё в жизни вообще очень сложно. Советую читать всем, не важно, русская это литература или зарубежная. Она приучает к определённому образу мысли, к логике, а в занятиях рисунком без логики не обойтись. Классическая литература позволяет видеть вокруг красоту и добро - это тоже очень важно, особенно для творческого человека. Я наблюдаю много современных художников, и каждый раз вспоминаю фразу одного из моих преподавателей: “Художник должен что-то нести миру, и это что-то - должно быть не экскременты”. Когда читаешь классику, понимаешь, что автор несёт в мир огромный поток любви, гармонии, красоты - именно того, чего так не хватает в современном мире. Современные художники очень часто про это забывают, вообще это сейчас очень распространено. Зайдите в инстаграм, посмотрите теги по определённым темам, то что делают самодеятельные и профессиональные художники. Очень много грязи и негатива. Давайте будем стараться задавать жёсткие рамки для себя и, тем самым, постараемся сохранить экологию культуры, восприятия творчества. Вспомните образцы классической живописи, созданные в ту же эпоху, что и произведения литературы, например, XVIII - XIX вв: у них общая стилистика, тема, идеалы, к которым обращаются до сих пор, потому что они вечны. Например, тема человека в толпе: “Портрет Самойловой, удаляющаяся с бала” Брюллова, “Маскарад” Лермонтова; “Возлюбленная (невеста)” Д.Г. Росетти и некоторые стихи Маяковского - можно перечислять бесконечно. Большая, красивая, этичная тема и чудесное, яркое её прочтение это всегда интересно, ново, актуально.

6) КНИГИ ПО БИЗНЕСУ

Как известно, бизнес тоже творчество, в определённой степени, а для художника маркетинг и реклама: презентация своих работ и себя лично, упаковка, продажи тоже имеют значение. Многие наши ученики пытаются писать портреты и пейзажи на заказ - меня это очень радует. Значит ученики нашей художественной школы востребованы. Конечно, коммерческая жилка в искусстве и творчестве - это не самое главное, но без неё, к сожалению, сложно, всё-таки, мы живём в эпоху капитализма.

Рекомендованные мною:

1) Ким Чан и Рене Моборн “Стратегия голубого океана”

2) Сет Годин “Фиолетовая корова”

3) Карл Сьюэлл, Пол Браун“Клиенты на всю жизнь”

Ну и, конечно, отдельной темой для разговора является.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ (учебники, авторские книги, самоучители и так далее) Во всём этом разнообразии мы разберёмся в следующей статье. Я попробую их классифицировать и также дам свои рекомендации. Читайте больше, по возможности, и делитесь своими впечатлениями о прочитанном в комментариях: буду рада также получить новые рекомендации для своего списка чтения на будущее.


  • Сайт
  • Магазин