Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Хочу писать только маслом!

Однажды, на занятии живописью, во времена моей учебы, будучи на первом курсе, я писала очередной натюрморт с натуры масляными красками. Конечно, к тому времени, мы - студенты уже изучили курс технологии живописи, выучили таблицу смешения красок и их светостойкости, научились сами готовить “тройник” (состав из трех компонентов: лака, разбавителя, масла для корректного разведения масляных красок до жидкого состояния) и строго, последовательно просушивали слои краски, прежде чем начинать очередной живописный сеанс. Но, ошибки случаются у всех. В целях экономии разбавителя (по какой-то причине, пинена оказалось меньше, чем того требовалось), я добавила в “тройник” побольше лака и ещё больше масла. Мы, студенты, использовали, в основном, отстоянное и обесцвеченное подсолнечное масло, вместо льняного, которого в конце девяностых - начале двухтысячных годов ещё было сложновато достать в маленьком провинциальном городке на севере области.

Процесс шёл своим ходом, как обычно, только вот даже к концу 4-часового сеанса перекрытые лессировками части работы так и не начали подсыхать. Работа оставалась на той же стадии просушки и через день, и через три дня, и даже через неделю и две. Красочный слой был липким, к нему приставала пыль и кусочки мелкого мусора, кисть не скользила по поверхности холста, и я с большим трудом накладывала верхние слои, аккуратно, чтобы не повредить нижние. Работа получилась эффектной, прозрачной в тенях, в духе “малых голландцев”, но просушить и закрепить краски на холсте не было никакой возможности. 

В таком состоянии её и забрали в фонд, как образец удачного решения классического светотеневого натюрморта. Прошло 4 года. Перед защитой диплома я собирала визуальный рабочий материал для иллюстрации своей первой научной работы и с этой целью направилась в фондовое хранилище, в надежде сфотографировать солидную часть своих учебных живописных работ. Вот тогда-то я и встретилась со своим “голландским” натюрмортом. За это время ничего не изменилось - он по-прежнему был не до конца просохшим. Местами краска всё ещё оставалось немного липкой. Конечно, это создавало некоторые сложности в хранении транспортировке и экспозиции этой моей работы.

   Почему так произошло? Всё просто: не нужно изобретать велосипед и вносить изменения в технологию ведения работы. Замедлитель высыхания (масло), смешиваясь с ускорителем (лаком) дали такой своеобразный результат. А сколько было “несчастных случаев” у моих сокурсников  при неудачном смешивании разных цветовых пигментов!  Особенно коварны в этом вопросе краплак, который всегда выходит на поверхность через все красочные слои, как бы его не перекрывали поверх; ультрамарин, который чернеет при высыхании в смеси с некоторыми пигментами; стронциановая жёлтая, которая зеленеет со временем в смесях с зелёными и синими красками. А борьба с “пожухлостями” при неверной грунтовке и проклейке холста или при разведении краски одним разбавителем! А грязноватые замесы и тонны изведённого впустую масла в погоне за реалистичностью натуры! А растрескивания (кракелюры) красочного слоя при неправильном хранении (удары, перепады температур, влажность)…

Да, что там, студенческие огрехи, даже классики попадали в эту ловушку! Такие “жертвы” технологии живописи встречаются очень часто в истории искусств. Например, живопись Врубеля подвержена изменению цвета, растрескиванию, потемнению просто потому, что художник добавлял в масляные краски перетертые минералы и металлическую пудру, накладывал непросохшие красочные слои друг на друга. А вспомните хрестоматийную “Тайную вечерю” Леонардо да Винчи: фреску даже закрепляли на стене специальными скобами, но, увы, процесс деформации и разрушения необратим.

  Априори масляная живопись самая интересная, востребованная и долговечная, но в любом правиле есть исключения. Чтобы по-настоящему серьёзно заниматься живописью, с целью получить результат (теоретический и практический) от занятий, изучать технологию масла нужно непременно. Живопись - в первую очередь, осознанный труд. И здесь свои законы, пренебрежение которыми чревато. Поэтому, я всегда говорю ученикам: “До масла нужно дорасти”, а уже потом стоит хвататься за материалы и инструменты (на этом, кстати, построены все наши курсы и мастер-классы). Только так вы получите величайшее наслаждение от самого процесса и качественный результат, который будет радовать вас долгие годы.

Если вам понравился этот пост, сделайте следующее…

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин