Фуф, вот и закончила я читать "Зеркальный вор": как же было непросто! А непросто было потому, что повествование в целом не чётко и вязко, призрачно и туманно, как сама Венеция, описываемая в романе.
Во время чтения как бы блуждаешь в зеркальном лабиринте, где сюжетные линии отражаются одна в другой, смазывают ощущение реальности происходящего (сложно понять, что сейчас: явь, сон, альтернативная реальность, транссостояние). И выхода из этого пространства в книге нет (а вот это обидно!). Словом, роман - такая своеобразная постмодернистская игра - увлекательная, очень красивая, полная иллюзорности и символики.
В тексте 3 основные линии повествования, разделённые во времени и пространстве, но связанные взамипроникновениями образов и знаков.
Первая: где отставной военный Кёртис ищет друга семьи - игрока Стенли в казино Лас-Вегаса (действие происходит в 2003 г. - условно, наше время). Стилизация интерьера казино под Венецию, стеклянный вставной глаз героя, странная книга - всё это наряду с загадочными событиями, происходящими вокруг, создают особый туманный антураж действию и намекают на отражения смыслов где-то ещё. И много блеска и отражений: отключенные телефоны, камеры наблюдения, стеклянная посуда и элементы интерьера.
Вторая линия: подросток Стенли Гласс (опять стекло!), очарованный книгой стихов "Зеркальный вор" ищет автора, чтобы узнать ответы на свои вопросы. Действие разворачивается в 1958 г. на Венис-пляже (снова Венеция) в Лос-Анджелесе. И снова отблески загадочности - серебряная рыба, которую ловят герои, тёмная вода, чёрные очки.
Третья линия: Венеция XVI века, где алхимик, врач и маг Гривано пытается выкрасть секрет муранского стекла. Здесь встречаются и создатель совершенного зеркала Верцелин, и турок-шпион, и даже Джордано Бруно. Конечно, в этой талантливой исторической реконструкции тоже всё плывёт и мерцает - венецианские каналы, зеркала и серебряная посуда, карнавальные маски и сияние лабораторных инструментов.
3 Венеции, сплетающихся в призрачный образ города. 3 сюжета, перетекающие из одного в другой и не оконченные. 3 героя, заблудившиеся в зазеркалье вместе с читателем. И только читателю решать, что в книге истина, а что её отражение, что знание, а что иллюзия. Если вы готовы погрузиться в этот зеркальный и прекрасный омут неопределённости и насладиться неожиданной и загадочной бесконечно дублируемой реальностью, эта книга для вас!
Цитаты:
"Кёртис отслеживает её взгляд - тот направлен мимо полуголой Венеры, которую он жадно разглядывал недавно, на пару более поздних картин: стог сена посреди цветущего луга и пруд в окружении деревьев. Оба пейзажа выполнены сочными мазками при обилии ярких красок. Кёртис глядит на них пару секунд, пытаясь увидеть нечто особенное, что видит Вероника, но потом его взгляд непроизвольно скользит по рыжеватой стали стены, возвращаясь к Венере. Взбитые волосы, маленькие белые груди. Полусонная улыбка. Утренний свет падает на неё откуда-то из-за пределов картины, и она потягивается, пробуждаясь. Лицо её частично заслонено поднятой пухлой рукой, а единственный видимый глаз взирает на Кёртиса с нескрываемым вожделением…"
"- Это тысяча восемьсот шестьдесят пятый и тысяча восемьсот восьмидесятый годы, - говорит Вероника. - Коро и Моне. Впервые за четыреста лет изображения вновь становятся плоскими. Химический способ получения качественных фотоснимков был открыт в тысяча восемьсот тридцать девятом. И в одночасье ловкий трюк с работой кистью по оптической проекции утратил былую значимость. На этих картинах мир предстаёт таким, каким его видит не столько глаз, сколько разум художника. Здесь в основе уже не копирование внешних объектов, а их личное восприятие. Монокулярная традиция - палец и глаз, плоскость проекции и объектив камеры, иллюзия глубины - стала достоянием прошлого. Отныне всё решают только пара глаз и мозги между ними. Плоская сетчатка глаза и плоский холст. Глаз, обманывающий сам себя. Вот так и зародилось современное искусство."
"- А как выглядят рыбы, которых мы хотим поймать? - спрашивает он.
- Как крупные сардины, - говорит Милтон. - Пять-шесть дюймов в длину. Узкие тела с серебряным отливом. Сначала ты увидишь несколько самцов: это разведчики. Они плавают вдоль пляжа и проверяют, нет ли опасности. Потом уже на сцене появляются их дамы, чтобы отнереститься.
Стенли указывает пальцем.
- Это и есть разведчики? - спрашивает он.
Милтон и Стюарт наклоняются вперёд. Каждый из них, упираясь рукой во влажный песок, прикрывает глаза от лунного света ладонью другой руки. В этих позах они напоминают парочку горгулий или каменных львов перед фасадом здания.
- Чёрт возьми, парень прав! - говорит Милтон. Стюарт оглядывается через плечо."
"- Приготовьтесь! - рявкает он. - Рыба на подходе!
Проходят считанные минуты, и вот уже вся полоса прибоя заполнена отчаянно извивающимися рыбинами. Люди на пляже закатывают штанины и с радостными воплями устремляются вперёд. Клаудио охает и вздрагивает от холода, но всё же забредает поглубже, чтобы зачерпнуть ведром морской воды. Когда первая волна захлёстывает лодыжки Стенли, его кожа немеет, а по телу пробегает дрожь. Трудно переставить ногу, не наступив при этом на что-то живое и трепещущее. Солёная вода просачивается сквозь повязку и начинает больно разъедать рану. Он нагибается, хватает скользкую рыбу немеющими, посиневшими пальцами и бросает её в подставленное Клаудио ведро."
" С каждой новой волной рыб становится всё больше; они вертятся и бьют хвостами, закапываются в песок. Весь участок пляжа вдоль воды, куда достают волны, сверкает в лунном свете, словно там разбились тысяча зеркал, а их осколки чудом ожили, перейдя в полужидкое состояние. Мимо шлёпают Стюарт и Милтон, смеясь сквозь стучащие от холода зубы.
- Не берите больше, чем сможете съесть, - говорит Милтон. - Надо что-то и на развод оставить до следующего новолуния.
Алекс держит на ладони небольшую рыбёшку, и прижимая её голову большим пальцем. Он что-то шепчет ей, а потом отпускает в море."
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
2. Сохраните в закладки браузера.
3. Покупайте у нас крутые видеокурсы по рисованию https://jotto8.ru/kursy-hudozhestvennogo-risovanija/videokursy