Этот роман я впервые прочла лет 10 назад. Ещё не было даже идеи нашей художественной школы Jotto: я работала во фрилансе, училась предпринимательству на всевозможных курсах, общалась и заводила знакомства с опытными и начинающими бизнесменами.
Бизнес-литературы я тогда читала по возможности много, но чего-то не хватало. Помимо примеров, руководства к действию, алгоритмов и принципов развития, построения и осуществления предпринимательских идей, нужно было вдохновение, безоговорочная вера в себя и свои силы, большая цель. Это всё я и нашла в книге Рэнд.
Да, роман неоднозначный, он как будто застрял между жанрами и явно проигрывает и с позиции художественности, и в подходе к научно-экономической литературе. Главные герои книги излишне чёрно-белые и плосковатые, да и концовка романа вызывает вопросы. Но, опытный читатель, увлечённый своим делом начинающий предприниматель и человек, ищущий правды и справедливости оценит ключевые мысли книги и возьмётся за свою работу с большим энтузиазмом.
Книга учит быть стойким в любой ситуации, уметь брать на себя ответственность и принимать решения, порой сложные и неудобные, быть верным собственным принципам, честно и качественно делать своё дело, иметь большую цель в жизни и не отступать с пути, даже если весь мир рухнул.
Я читала роман запоем, когда ехала на трамвае к своим клентам через полгорода, в перерывах между работой, когда делала проекты на фрилансе, в очереди в налоговой, когда мы открывали ИП после очередного провала...
Да, книга "Атлант расправил плечи" - не учебник экономики, не приятное художественное чтение и, вообще, книга на любителя. Но это очень мощный вдхновляющий и придающий сил текст, мощная дружеская поддержка, чистый источник силы, энергии и мыслительной активности, предпринимательского азарта и ясного понимания собственного пути.
Лично мне именно этого иногда не хватает в огромном раснообразии бизнес-литературы, бесконечных книг-мотиваторов и пошаговых схем, руководств, описаний, теоретических и практических трудов. Поэтому я периодически возвращаюсь, хоть ненадолго, в мир атлантов, перечитываю любимые отрывки, учусь стойкости.
Цитаты:
"Мысль - напомнил он себе - есть оружие, которое используют для действия. Но действия были невозможны. Мысль - это средство выбора. Но никакого выбора ему не оставили. Мысль устанавливает цель, равно как и способ достижения её. И сейчас, когда, кусок за куском, из него вырывали саму жизнь, он не мог протестовать, не мог найти цели, способа, защиты…
Риарден был подавлен и растерян. Он впервые понял, что никогда не знал страха, так как в любом несчастье прибегал ко всесильному средству - способности действовать. Нет, думал он, речь идет не об уверенности в победе (кто может быть уверен в ней до конца?), просто о возможности действовать, кроме которой не нужно ничего другого. И теперь он испытал, впервые за всю свою жизнь, истинный ужас, самую суть его: его разоряли, предварительно связав ему руки за спиной."
" Что ж, сказал он себе, надо идти со связанными руками. Идти, даже в оковах. Идти вперёд. Это не должно остановить тебя… Но другой голос напоминал о вещах, о которых он не желал даже слышать, которые гнал от себя, протестуя: “Зачем тебе всё это нужно… какая от этого польза… чего ради?.. наплюй!”
Но он не мог это сделать. Сидя над чертежами моста для “Линии Джона Голта”, он прислушивался к внутреннему голосу, подсовывавшему ему то звуковые, то зрительные образы: решение было принято без него… его не позвали, его не спросили, не дали ему высказаться… они не дали себе труда даже известить его - сказать, что отсекли у него часть жизни, и что теперь он должен передвигаться, подобно калеке… Из всех заинтересованных лиц - кем бы они ни были и какие бы цели ни ставили, - не учли мнения лишь его одного.
Вывеска из далёкого прошлого оповещала: Руда Риардена. Она висела над длинными штабелями чёрного металла… над годами и ночами… над часами, отсчитывающими капли его крови… которую он отдавал охотно, с восторгом, расплачиваясь за тот далёкий день и вывеску над дорогой… расплачиваясь своим усердием, силами, разумом, надеждами."
" И всё это разрушено по прихоти каких-то людей, которые просто сели и проголосовали… кто знает, чьим интересам повинуясь?.. И кому ведомо, чья воля наделила их властью?.. Какие ими двигали мотивы… Что знали они?.. Кто из них смог бы без посторонней помощи извлечь из земли просто глыбу руды?.. А теперь он разорен по воле тех, кого он никогда в жизни не видел, тех, кто в жизни не видел этих штабелей металлических слитков… разорен, потому, что они так решили. По какому праву?
Риарден тряхнул головой. Есть вещи, над которыми лучше не задумываться. Зло непристойно в своём обличье, и вид его оскверняет. Есть предел тому, что может видеть человек. И он не должен думать о нём, не должен вглядываться внутрь, не должен докапываться до корней."
" На него снизошли спокойствие и пустота; он напомнил себе, что завтра будет в полном порядке. Он простит себе проявленную ночью слабость - слёзы позволительны лишь на похоронах - и научиться жить с открытой раной, то есть с изувеченной фабрикой.
Риарден встал и подошёл к окну. Завод казался пустым и тихим; над чёрными трубами угадывались красноватые отблески, длинные струи пара соседствовали с диагональными сетками мостовых кранов."
"- Мисс Таггерт, вам известен критерий посредственности? Это злоба по отношению к чужому успеху. Эти трепетные бездарности, трясущиеся при мысли о том, что чужая работа окажется лучше, чем их собственная… Им не знакомо одиночество, которое приходит, когда достигаешь вершины. Одиночество из-за отсутствия равного, ума который ты мог бы уважать, и открытия, которым ты мог бы восхищаться. Они ощеривают на тебя зубы из своих крысиных нор, уверенные в том, что ты получаешь удовольствие, затмевая их, в то время как ты отдал бы год жизни, лишь бы уловить среди них искру таланта. Они завидуют успеху, и в своих мечтах о величии рисуют мир, где все люди становятся их благодарными подчиненными. Им невдомек, что эта мечта - безошибочное доказательство их заурядности, потому что в таком мире талантливый человек не выживет."
"Им не дано узнать, что он чувствует, окруженный посредственностями. Ненависть? Нет, не ненависть, но скуку, ужасную, безнадежную, опустошающую, парализующую скуку. Чего стоят лесть и низкопоклонство тех, кого не уважаешь? Вы когда-нибудь ощущали желание узнать человека, которым вы можете восхищаться? На кого вы не будете смотреть сверху вниз, а только снизу вверх?
- Я чувствовала это всю свою жизнь, - ответила она. В этом ответе она не могла ему отказать.
- Я знаю, - в его голосе зазвучали нежные нотки. - Я знал это, впервые заговорив с вами. Вот почему я пришел сегодня… - он на секунду замолчал, но она ничего не ответила на призыв, и он договорил с прежней тихой нежностью: Что ж, вот почему я хотел увидеть мотор.
- Понимаю, - мягко сказала она. Звук её голоса - единственная благодарность, которую она могла даровать ему."
"- Мисс Таггерт, он опустил глаза, глядя на стеклянный ящик,- я знаю человека, который способен взяться за реконструкцию этого мотора. Он не работает на меня, поэтому он, возможно, тот самый человек, который вам нужен.
К тому времени, когда Стэдлер поднял голову - и прежде, чем успел заметить восхищение в её открытом взгляде, о котором он молил, прощающем его взгляде, - он преодолел себя, добавив в голос сарказма:
- Совершенно очевидно, что молодой человек не хочет работать на благо общества или процветания науки. Он сказал мне, что не пойдёт на государственную службу. Полагаю, что он захочет получить большее жалованье от частного работодателя.
- Да, - жестко ответила она. -Возможно, именно такой человек мне нужен."
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
2. Сохраните в закладки браузера.
3. Покупайте у нас крутые видеокурсы по рисованию https://jotto8.ru/kursy-hudozhestvennogo-risovanija/videokursy