Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Весенний пейзаж. Поэтапный урок.

   Весенний пейзаж маслом этюдного характера нарисовать просто, если приложить немного усилий и эмоций. Пейзаж "Весна в горах" был написан с фотографии во время стандартного мастер-класса по живописи в художественной школе Jotto. Так как время на выполнение этюда было ограничено 3 часами, в нём нет мелких выписанных деталей и само решение живописной работы достаточно экспрессивно. Но это создаёт приятное настроение и позволяет зрителю почувствовать дуновение свежего весеннего ветерка. А это очень важно для такого пейзажа-настроения.

За основу картины была взята фотография, приведённая ниже. Нам захотелось передать в картине глубину пространства, фактуру облаков, снежных вершин, нарисовать гладь горного озера и отражения в нём, изобразить оттенки первых нежных листков и цветущих деревьев. Картина написана на холсте на картоне формата 40х50 см масляными красками за один сеанс.

   Для рисования поэтапно весеннего пейзажа понадобятся следующие материалы и инструменты:
+ холст на картоне или на подрамнике 40х50 см;

+ кисти для живописи (щетина и синтетика, круглые и плоские) - щетинные кисти №20, №18, №12, №8, №5; синтетические кисти №9, №5, №1 (круглые);
+ карандаш НВ и ластик для выполнения рисунка;
+ разбавитель "Тройник";

+ масляные краски: кобальт синий светлый, церулеум, ультрамарин, виридоновая, серая, кармин, охра светлая, марс чёрный, окись хрома, фиолетовая светлая, белила цинковые и титановые, лимонная, марс коричневый тёмный;

+ деревянная палитра, обтир, мастихин.

   Делаем подготовительный рисунок карандашом. Рисовать пейзаж удобнее с линии горизонта - это линия, отделяющая основания гор от воды (она строго горизонтальна, чуть выше середины холста, в нашем случае - НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПО ЦЕНТРУ!). Тонкими лёгкими линиями обозначаем вершины и склоны гор, характер передних холмов, основные движения больших веток, чтобы определиться с равновесием в картине. Рисуем передний берег. Цветы и листья, а также облака рисовать не нужно, их удобнее написать сразу красками.

   Начинаем работу красками с первых лессировок (жидко разведённая краска без белил, положенная тонким слоем). Разводим на "Тройнике" церулеум, серую, сиреневую краски и кобальт синий светлый и самой большой плоской кистью наносим прозрачные лессировки в небе. Это самые цветные участки неба. Обратите внимание, что краски в тюбиках сами по себе достаточно насыщенные и чистые, поэтому, чтобы получить нежную дымку цвета, характерную для весеннего воздуха, их следует немного замутнить серым или небольшим количеством марса чёрного. Пока не используем белила, чтобы, благодаря лессировкам, небо в картине выглядело глубоким и прозрачным. Так оно будет хорошо контрастировать по фактуре с плотными облаками, шапками снега на горах и объектами на земле.

   Также лессировки помогают регулировать расход краски и позволяют избежать излишней фактурности, особенно в тех местах, где этого не требуется.

   После первой прописки неба и глубоких серых облаков (кроме их светлых кучевых объёмов), переходим к первой прописке гор и холмов. Земля намного темнее неба, поэтому разбавителя стоит взять немного меньше. Но всё же, для первой прописки постарайтесь не наносить краску толстым слоем - тени и самые тёмные места в картине должны оставаться прозрачными. Для цвета гор используем виридоновую, ультрамарин, марс чёрный и окись хрома в разных пропорциях. В целом, горы мы пишем более укрывистыми красками, чем небо. Это придаст им тяжести, весомости.

   По мере надобности, используйте кисти разного размера, формы, материала. Плоскими кистями удобно прописывать крупные участки, круглыми - моделировать форму (они нам пригодятся, в основном, на втором этапе прописки). Пока не выписываем характер склонов и особенности силуэтов. Для первых мазков краски важно, чтобы они соответствовали своему месту (точность попадания в цвет и тон - ближайшие части насыщеннее, цветнее, темнее; дальние - светлее, серее, более блёклые). Направление мазков краски тоже важно - небо пишем заливкой (как акварелью), горы по диагонали, чтобы за счёт направления мазка ещё раз подчеркнуть разницу отношений в пейзаже.

   Сохраняя точность линии горизонта начинаем писать воду. Краски для рисования воды используем те же, что и для горной гряды - ультрамарин, марс чёрный, виридоновую и другие. Но воду, в отличие от берега и неба, пишем вертикально (стоячая вода - озеро, лужа, заводь - всегда пишется вертикально, чтобы подчеркнуть её неподвижность и точно изобразить отражения в воде). Таким образом, мы вводим третье направление мазков в картине - вертикальное.

   Вода у гор темнее, чем у ближайшего к зрителю берега, поэтому у линии горизонта краски кладём более плотно, но не густо (помните, что белила мы пока не используем и через слой краски любой темноты должен просвечивать холст). Ближе к первому плану можно жиже развести краску разбавителем, чтобы получить более светлые оттенки. Если краска течёт, не страшно - можно аккуратно подобрать потёки тряпочкой или кистью. Минут через 30-40 слой краски "встанет" и не будет самопроизвольно передвигаться по холсту.

   Там, где на картине должны быть самые светлые участки, пока оставляем чистый холст - их лучше сразу писать с белилами (сделаем это чуть позже). Зелень первого плана также прописывает без белил, используя лимонный и окись хрома, можно добавить немного церулеума для сочности цвета. В тёмных участках подмешиваем виридоновую. Так же, как и раньше, не выписываем детали - пока нам нужны только основные цвето-тональные отношения. На этом завершаем этап первой прописки (подмалёвок).

   Начинаем второй этап создания картины - основную прописку форм и пространства. Начинаем также, с неба. Используем охру и цинковые белила для написания верхних светлых частей облаков. Пишем плоскими щетинными кистями №8 и №5, кладя краску в меру густо мазками. Для замутнения цвета используем серый. В самых светлых местах можно добавить немного лимонной краски, чтобы свет на облаках стал более тёплым. Постарайтесь оставить фрагменты подмалёвка нетронутыми, тогда небо будет выглядеть глубоким, прозрачным,  но не объёмным, а облака матовыми, светящимися, воздушными и объёмными.

   Мазки краски на освещённых частях облаков кладём разнонаправленно, но по форме. Место, где облака касаются гор, не перекрываем новым слоем - если оставим его плоским, как написали сразу, то будет ощущение уходящих за горы облаков. Мастихином укрывистым слоем прописываем вершины гор. Для этого используем титановые белила и немного тех замесов, которые использовали для написания облаков. Постарайтесь создать мастихином фактуру, отличающуюся от фактуры облаков. Лучше накладывать краску вдоль склонов вершин по диагонали.

   Снег на горах получается холоднее и светлее, чем облака. Частично можно спрятать вершины гор за мазками краски, имитирующей клубы облаков.

   Следите, чтобы цвет краски для облаков, особенно в теневых местах не был слишком сложный или грязный, старайтесь не смешивать более 3 красок, включая белила.

   Немного поправляем форму облаков, накладывая мазки по движению округлых форм. Свет на облаках только сверху - обратите внимание на это.

   Верхняя часть картины почти готова. Оставим её пока и напишем склоны ближайших гор. Добавим немного белил и лимонной краски к окиси хрома в освещённых местах (теневые не трогаем - мы их уже создали в подмалёвке). Сейчас лучше использовать круглую синтетическую кисть и накладывать диагональные и почти горизонтальные мазки краски по форме склона. Дальние части гор и холмов пишем более голубоватыми холодными оттенками (добавляем кобальт синий), ближайшие - более тёплыми (добавляем охру и лимонную).

   Добавим несколько мазков зеленоватого иди желтоватого оттенка в нижние части облаков - так земля, горы и покрывающая их растительность будут отражаться в небе. Картина будет более реалистичной.

   Аккуратно, мелкими мазками, накладывающимися друг на друга, прописываем части холмов, разделённые озёрной гладью. Ближе к краям (правому и левому), горы не прописываем подробно, оставляя части первого слоя. Сверху наложатся цветущие ветви деревьев - они должны выглядеть чётким светлым силуэтом на тёмном фоне. Излишние детали на дальнем плане не нужны.
Оттенками близкими по цвету, но чуть более тёмными и холодными сразу начинаем прописывать отражения от гор в воде. Также пишем вертикальными мазками. Краски не должно быть слишком много, но, в то же время, мазки должны перекрывать нижний слой краски, не размазывая его. Пишем отражения облаков сложными холодноватыми серыми оттенками с небольшой примесью цинковых белил. Некоторые замесы для облаков, немного их изменив, можно использовать и в отражении облаков в воде.

   Горизонтальными движениями тонкой круглой кисти или ребром мастихина наносим белые горизонтальные блики на воде, у самой её поверхности ближе к линии горизонта. Пожалуйста, не используйте только чистые белила - добавляйте в блики немного голубых и серых оттенков. Самые светлые блики будут на линии горизонта, по мере приближения к зрителю, краски на кисть стоит брать меньше и выбирать более тёмные оттенки. Здесь достаточно будет даже просто изменения направления мазка, чтобы получилось движение воды на поверхности озера.

   Смесью марса коричневого и ультрамарина тонкой синтетической кистью пишем основные ветки на первом плане. Цвет должен быть достаточно тёмным, но не чёрным. Постарайтесь работать кистью смело, рывками, свободными движениями, тогда ветки получатся более естественно. В освещённые части веток добавляем охру и окись хрома - они все разные по цвету и светлоте.

   Круглой синтетической кистью (лучше крупной и заострённой к кончику) прописываем листья. Для рисования листвы подойдут краски: окись хрома, виридоновая, лимонная, немного охра и ультрамарин. Прописываем не каждый листочек в отдельности, а группы листков. Тёмные листья остаются сзади, светлые, нежно зелёные выходят вперёд. Не заполняйте ветки зеленью равномерно или полностью - оставляйте кое-где голые части веток без листвы, местами группируйте листья в один массив. Также желательно использовать кисти разного размера, чтобы листья получились разного размера - крупные на первом плане, мелкие - на дальнем, средние - посередине.

   Той же кистью, мазками похожей формы пишем цветки. Не нужно вырисовывать каждый цветок, достаточно создать ощущение колышащейся ветки при помощи экспрессивных розово-белых мазков, имитирующих цветы на ветру. Попробуйте взять на кисть розоватую и белую краску одновременно, не смешивая их (на одну сторону - белую, на другую - разбелённый кармин) и вести мазок, слегка прокручивая кисть в руке. Это придаст лепесткам динамики и живописности. На первом плане можно прописать пару крупных и состоящих из отдельных лепестков цветов. Впереди цветы светлее и крупнее, чем на дальних ветках. Для цветов лучше использовать титановые белила - они светлее и холоднее цинковых.

   Светлой смесью лимонного и охры прописываем несколько тычинок внутри цветка, нанося краску точками тонкой кистью.

   Постарайтесь класть мазок, имитирующий форму цветочного лепестка точно и сразу, не переписывая и не исправляя детали на первом плане.

   Излишнюю толщину красочного слоя можно снять мастихином. Но кое-где стоит, наоборот, прописать мастихином светлые белые фактурные лепестки цветков. Также мастихином добавляем немного нераскрывшихся бутонов у самых веточек. Для этого наносим розовые оттенки краски точками разного размера в одно касание кисти или мастихина, как вам удобнее.

   Старайтесь держать себя в руках и не обводить цветки, не подчёркивать их, не выписывать много деталей. Цветущая ветка будет выглядеть живой, если писать свободно, немного экспрессивно, без излишней аккуратности. Можно добавить мелких ярко розовых мазков в основаниях некоторых цветков.

   Листья и цветы дальнего плана почти не прописываем детально. В идеале, сблизить их по светлоте и цвету с оттенками фона.

   Ну вот и закончен наш пейзаж. У нас с учениками на него ушло 3 часа времени или чуть больше. Конечно, такую работу сложно назвать картиной - это скорее этюд маслом. Но он выглядит свежо, интересно и, как мне кажется, вполне соответствует первоначальной идее - написать весенний пейзаж в горами и озером масляными красками, передать в нём порыв тёплого весеннего ветра, пространство горного ущелья и отражения облаков в одной глади. 
   Желаю вам творческих успехов и с нетерпением жду ваших версий этого сюжета в комментариях.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин