Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Цвет или не цвет. Как избавиться от “грязи” в живописи.

“Больше грязи, больше связи”, - говорил папа на занятиях с нами, детьми в художественной школе. Один мой преподаватель в Академии учил студентов собирать оставшиеся краски с палитры в баночку (все в одну) чтобы потом использовать это месиво для обогащения и усложнения цвета в новых работах. Называлось это - фуза. Она была такого сложного грязно-серого цвета, зачастую с зеленоватым оттенком.

У самого него было правило - ничего не оставлять на палитре в конце сеанса. Даже самую неприятную и, казалось бы, неподходящую краску он вписывал ту или иную часть работы, не нарушая общего цветового единства. У студентов этот номер не проходил категорически: они мешали нужный цвет часами, добавляли краску с палитры и фузу из баночки, подбирали мазок к мазку а всё равно часто получались грязные, невнятного, мутного цвета пятна, совершенно не передающие оттенков цвета модели. “У, какой хороший цвет!” - говорил С. А., тыкая кисточкой в чью нибудь палитру и подцепляя болотно-зелёный замес напоминающий цвет детской неожиданности, - “давай его сюда”. И размазывал этот ужасный оттенок по нежной девичьей щёчке в этюде портрета. И цвет занимал своё достойное место, и к всеобщему ликованию, обогащал и улучшал портрет в смысле колорита, придавал ему особую цветоносность, в отличие от нудно-пасмурного его состояния до вмешательства педагога.

  Наверняка вы не раз встречались с подобной проблемой: очень сложно намешать подходящий по цвету оттенок - получается или развесёлая радуга , или грязная коричнево-зелёная масса. И сколько бы оттенков вы не подбирали на палитре - ничего не выходит. Особенно это мешает при обучении портретной живописи, когда нужно, чтобы получилась и не розовая свинка и , в то же время, не труп невесты. Есть несколько основных ошибок, которые допускают начинающие художники:

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ НАЧИНАЮЩИХ ХУДОЖНИКОВ В ЖИВОПИСИ и советы по их устраниению:

1) Цвет мешается на палитре, без пробы в холсте или листе. Как правило, начинающий портретист не может замешать общий цвет для всего лица. Конечно, это сложно, тем более если учитывать, что цвет лица в разных частях его разный (то же самое происходит с цветом предмета или любого другого объекта - мы уже говорили о цветовых оттенках в статье “Про цвет и оттенки”). Конечно, цветовой нюанс нужно намешивать на палитре, но он должен подбираться к другим цветам в листе или холсте простой пробой. Мазок должен подбираться к мазку, как части пазла друг к другу. Из таких отдельных нюансных цветовых мазков и будет состоять всё изображение. На палитре оттенки выглядят всегда несколько иначе, чем в листе, потому, что рядом с ними соседствуют не те же цвета, что и в рабочем поле, да и сам цвет палитры может помешать оценить точно качество замеса. Нужно пробовать замес, нанося мазок в нужное место работы. По той же причине, первую цветовую прописку следует делать максимально быстро, чтобы поскорее перекрыть белое пустое поле. Цвет, положенный рядом с другим цветом, выглядит иначе, если его положить на чистую белую поверхность. Это один из законов восприятия (поговорим об этом в одной из следующих статей).

  2) Не забывайте об основных собственных свойствах цвета, а точнее об одном из них - насыщенности. К одним оттенкам в живописной работе нужен более чистый насыщенный соседний мазок, к другим, наоборот, более “сложный”, малонасыщенный. И если их переставить местами, перепутать, переместить с места на место, оба будут выглядеть не в структуре: один слишком кричащий, другой - грязный. Получается, что качество цвета не всегда зависит от самого цвета замеса, но и от его окружения тоже. На наших курсах по живописи для взрослых в Екатеринбурге, мы часто говорим об этом, исследую эту особенность на практике.

 3) Также имеет значение индивидуальное восприятие цвета художником. Как у каждого писателя есть свой словарь, у художников есть своя “палитра” - излюбленные оттенки цвета или тяготение к определённым цветовым сочетаниям (об этом тоже будем говорить отдельно, пока просто поверьте на слово). Например, золотисто-рыжий цвет в картинах Тициана легко узнаваем, а у Рембрандта особо знамениты глубокие красные, светящиеся оттенки. Поэтому, не стоит иногда “гнаться” за натурой, стремиться точно попасть в тот самый, один единственный оттенок - он может быть абсолютно чужим уже положенным и сгармонизированным вами другим цветам и цветовым нюансам. Лучше подбирать каждый мазок к тому, что уже стало частью живописного этюда. У каждого художника своя правда и верить будут именно тому, насколько убедительно и гармонично всё изображено в вашей работе, а не сравнению её с натурой.

  Ну, а чтобы не попасться на удочку “грязевых” замесов, получать сложные, но красивые и богатые цвета в смесях, избавиться от грязи в живописи, есть несколько простых правил:

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСНОЙ РАБОТЫ

 

I. По минимуму использовать чёрную краску.

В любой художественной школе это правило не подлежит исключению. Художников с детства учат намешивать хроматические (цветные) серые и обходятся без утемнителя и замутнителя. А если без чёрного совсем не обойтись, берите его немного, по капле подмешивая к насыщенным спектральным, чистым цветам.

II. Нельзя смешивать цвета, находящиеся напротив друг друга в цветовом круге (дополнительные) механически, то есть на палитре кистями. Эти контрастные друг другу цвета: жёлтый и фиолетовый, красный и зелёный, синий и оранжевый и так далее, убивают друг друга при смешивании и усиливают друг друга при положении рядом. Грязь получается как раз таки при попадании этих цветов друг на друга.

III. При послойной живописи, особенно водорастворимыми красками (гуашью, акварелью), каждый последующий слой наносится всё более легко и аккуратно, чтобы не задеть предыдущий слой. Особенно следует остерегаться в этом случае затирок краски в предыдущий, нижний слой - он будет подмешиваться к цвету слоя последующего, а два самих по себе сложных цвета, да ещё и перемешанных, дадут что-то совсем не цветное. Поэтому, чтобы не получить чудесный серо-буро-малиновый с проблеском оттенок, укладываем слои друг на друга легко и быстро.

IV. Не стоит смешивать более трёх разных цветов, особенно в самых первых упражнениях по живописи, чтобы точно намешать красивый изысканный, сложный цвет, но не уйти в излишнюю цветовую путаницу или неприятную дисгармонию.

V. Ну, и чтобы точно определить получится ли сложный оттенок или он чересчур

перегрязнён, попытайтесь назвать ваш цветовой замес. Какой он: зефирно-розовый или шоколадный; цвет морской волны или тёплый жёлто-зелёный? Если описать словами цвет получилось, то всё в порядке. Нужно пробовать.

Итак, вперёд, к исследованию, намешиванию, уточнению цветов и оттенков! И не забывайте, что не существует теории без практики, особенно в работе художника. Интересных вам цветовых замесов и богатой живописи.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.


  • Сайт
  • Магазин