Спецэффекты в акварели очень красивы и выглядят необычно и интересно, но, к сожалению, не всегда уместно. Начинающие художники нередко попадают в эту ловушку красивых эффектов, обилия текстур и “случайных” акварельных оригинальностей.
Когда я училась живописи акварелью, то тоже много экспериментировала с наложением мазков и заливок, набрызгами, обогащением работы необычными разводами и “звёздами”. Для этого я обильно посыпала работу солью, брызгала её водой из пульверизатора и заменяла лессировки на контрастные жёсткие по форме мазки и пятна.
Работы выглядели излишне кричащими, хотя и интересными, а об академичности можно было и вовсе забыть. Для учебных задач это было слишком. Кроме как самовыражением их было сложно назвать и, конечно, такие эксперименты тормозили учебный процесс, а мастерство художника не только не развивалось, но и деградировало.
Разумеется, педагоги мне всё это объяснили и попросили писать с учётом выполнения поставленной задачи, не уходить в самодеятельность и работать по принципу: “Что я ещё могу поправить, чтобы изображение выглядело ближе к натуре”, а не “я ещё и вот так могу”.
Конечно, учебные работы акварелью должны соответствовать академическим требованиям, а доля эксперимента в них - минимальной, ведь цель таких работ - обучение ремеслу художника. Но это не значит, что от спецэффектов нужно отказаться раз и навсегда. В творческих и экспериментальных работах они вполне уместны, если:
? эффекты помогают раскрытию темы и сюжета (они существуют не сами по себе, а усиливают эмоционально-чувственное восприятие работы);
? эффекты органичны всей композиции работы, не нарушают цвето-тональный баланс этюда (при переводе картинки в ч/б вариант все пятна, части и детали останутся теми же, структура работы не нарушится);
? при отсутствии эффектов картинка выглядит скучной и слишком однообразно-пустой (эффекты являются деталями, стимулирующими восприятие и воображение зрителя).
И, конечно, использовать спецэффекы в акварели нужно деликатно, располагать их уместно, учитывая формат листа, качество текстуровки, соотношения элементов написанных традиционно, плоско и с использованием специфических приёмов.
А вы используете спецэффекты в акварели? Пробуете новые необычные решения в своих работах?
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. Сохраните в закладки браузера.