Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Разновидности кистей: какую кисточку купить, для чего нужны разные кисти? Часть 2.

КАЧЕСТВО ЧЕРЕНКА КИСТИ
  Так как черенок - непосредственный участник работы кистью, то его удобство и качество материала не менее важны, чем ворс кисточки. В идеале - в меру длинный деревянный черенок без покрытия лаком или краской.

Даже если во время рисования черенок кисти будет пачкаться и засаливаться, он останется гладким, удобным для удерживания в руке и будет устойчив к воздействию воды и разбавителей. А если к нему пристанет слишком много засохшей краски, его легко можно будет промыть водой с хозяйственным мылом или, на крайний случай, отшлифовать мелкой наждачкой до состояния чистого дерева.

  Любое покрытие черенка может деформироваться: пластик царапается и скалывается, краска и лак трескаются и облазят. Это происходит и от ненадлежащего хранения кистей и от постоянного замачивания в воде и разбавителе и просто от механических деформаций. Деформированный черенок кисти мешает в работе, особенно если покрытие скалывается и попадает на холст или в палитру.

КРУГЛЫЕ ИЛИ ПЛОСКИЕ КИСТИ
   Практически все кисти выпускаются в трёх разновидностях - круглые (скрепка в виде круглого цоколя), плоские (цоколь в скрепке с ворсом сильно сплющен - до 2-3 мм), чуть сжатые (цоколь в скрепке с ворсом немного сплющен - 5-6 мм).
   Для разных целей подходят разные кисти. Плоскими удобно начинать работу и писать этюды большого формата - они наносят широкие крупные не слишком фактурные мазки. Полуплоскими, немного сжатыми кистями хорошо писать в мазковой технике - мазки кисточкой получаются объёмные, подвижные, фактурные (кисть хорошо набирает и в меру обильно выпускает краску на холст). Также такие кисти позволяют смешивать оттенки краски на палитре не до конца, что придаёт этюду особую живописную выразительность. Круглые кисти помогают деликатно вписывать детали и укладывать мазки точно по форме.
  Для полноценной живописи стоит использовать все три вида кистей.

ФОРМА КИСТЕЙ
   У круглых кистей форма бывает заострённой или овальной. Заострённой кистью (когда самые длинные тонкие волоски кисти сходятся вместе в острый кончик) удобно прописывать мелкие детали и тонкие линии. Она может регулировать толщину линии и мазка в живописи, делая его певучим, местами слегка утолщённым. Такую форму кистей используют для обводок, подчёркиваний, вписывания мазков краски точно в нужное место (рефлексы, текстуры, особенности формы). Круглой кистью овальной формы можно моделировать объёмы предметов, выполнять растушёвки и списывания.
   У плоских кистей форма бывает квадратной, со скруглёнными углами и овальной. В зависимости от вкусовых предпочтений художника, используются разные кисти, дающие разный силуэт мазка. Квадратная форма кисти придаёт мазкам краски более резкий, рваный характер (что хорошо для натюрмортов, пейзажей). Кисть со скруглёнными углами укладывает мазки более деликатно, объединяя их друг с другом (это хорошо для живописи фигур людей и животных). Овальные кисти наносят мазки, втирая их друг в друга, граница мазка в живописи получается мягкая и округлая (это применимо для живописи портретов).

РАЗМЕР КИСТЕЙ
   Разные производители имеют свой диапазон и шкалу размеров кистей. Одинаково одно - чем меньше номер, тем уже и меньше волосяная часть кисти. Существуют даже кисти номеров 0 и 00, они применяются, в основном, для художественной росписи, реже в живописи.
   Для полноценного живописного произведения художники используют разные по размеру кисти (качество и профессионализм живописца определяется и по наличию мазков разных размеров в одной картине). Обычно начинают кистями больших размеров (кисти № 20-30) - ими закладываются основные цвето-тональные сочетания, предметы и объекты прописываются по форме кистями среднего размера (кисти № 10-20), а мелкие детали и части уточняются мелкими кистями (кисти №3-10). Самыми тонкими кисточками подводят края предметов в тени, уголки глаз, ставят мелкие блики.
Небольшой нюанс - плоские кисти нумеруются только по чётным размерам (2, 4, 6 и т.д.). Это сделано для удобства - при сжатии круглой кисти она расплющивается и становится широкой и плоской, меняет параметры и размер.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ КИСТЕЙ
  Каждый художник выбирает на свой вкус и задачу кисти под себя. Обычно производители выпускают кисти линейками (например, щетинные плоские кисти или кисти из тонкой белой синтетики, или белка микс), поэтому даже у одного производителя кисти бывают разные.

   Из отечественных производителей кистей для живописи хорошо себя показали “Roubloff” (г. Киров), “Байкал”(“ALBATROS”, г. Новосибирск), “Decola”, “Сонет” (последние две - Завод художественных красок “Невская палитра”).
Из импортных производителей кистей для живописи - “Bruno Visconti”, “Pinax” (Китай), “Royal Talens” (Нидерланды), “Winsor&Newton” (Великобритания), “Escoda” (Испания) и другие.

НЕОБЫЧНЫЕ КИСТИ
   Флейцевые кисти (флейцы) - очень крупные, широкие и плоские кисти, похожие на строительные. Бывают не только щетинные и синтетические, но и из пони и белки (для крупных работ акварелью). Применяются для рисования на большом формате широкими мазками или заливками (их нумерация от №20 и далее).

Веерные кисти - применяются для растушёвывания контуров и смягчения контрастов. Особенно востребованы в батике (живопись по ткани), аквагриме, художественной росписи, реже в традиционной живописи.

Каллиграфические кисти (кисти для каллиграфии):

 

* Шрифтовые тонкие кисти (шлепперы) - круглые и супердлинные, подходят для выписывания очень тонких аккуратных буквиц и для проведения тонких линий, прямых и дугообразных. Можно использовать нажим, а можно работать однообразной линией.


* Кисти для китайской туши - каллиграфические кисти из козы или пони с длинным широким пучком ворса, сильно заострённым на конце. Подходят для китайской живописи тушью и для каллиграфических экспериментов. Они дают красивые богатые фактуры мазков и позволяют рисовать экспрессивно, динамичными штрихами и мазками.

* Кисти, собранные из нескольких пучков - применимы для регулировки ширины мазка в каллиграфии.
 

* Кисть в форме “кошачий язык” - применяется для художественной росписи и написания шрифтов и композиций из букв.

Скошенные кисти - подходят как для каллиграфических приёмов, так и для традиционной фактурной живописи маслом или акрилом. Скошенный край помогает выводить мазки разного направления и фактуры.
 

Кисти с резервуаром (брашпен) - удобны для занятий скетчингом, ими работают акварелью. Для традиционной акварели эта кисть сложна в использовании и неудобна, но в условиях пленера или для рисования скетчей в путешествии она может выручить и сэкономить время на поиски чистой воды.

Необычные формы кистей - зигзагообразные, М-образные, волнообразные и другие формы помогают создавать необычные приёмы и фактуры в живописи.

Силиконовые и паралоновые кисти - подходят для декоративной живописи, работы с трафаретами и штампинга.

   Кисти для живописи нужны разные. Я не советую покупать их сразу и много, хотя верю, что этого очень хочется. Стоит брать кисти понемногу, по 1-2 на пробу: разные марки, разное качество, разная форма и материал и т. д.. Наборами покупать кисти тоже стоит брать только после того, как попробовали рисовать подобной кистью, уверены в том, что она подойдёт. В идеале, иметь много кистей для разных целей и применять их по мере надобности. Но скупать всё подряд, только чтобы попробовать всё тоже не стоит. Занимаетесь акварелью - выбирайте разные кисти для акварели, пробуйте, заменяйте одну другой, пока не поймете, что именно вам нужно. Если пишете маслом - создайте небольшую выборку щетинных и синтетических кистей разного качества, размера, фактуры ворса. На первое время хватит, а по мере их изнашивания можно будет докупить необходимые номера.

   Начинать заниматься живописью гуашью или акрилом, например, следует с трёх кистей: большой плоской квадратной щетинной, средней овальной полуплоской щетиной и мелкой круглой синтетической. Это оптимальный набор для начинающих художников, им можно нарисовать всё что угодно, причём достаточно легко технически. А дальше, если всё нравится и получается, можно смело расширять диапазон рабочих кистей, выбирая их под себя на любой вкус и кошелёк.
  Помните только об одном - рисует художник, а не кисточка. Продолжайте развиваться, обучаться рисованию, совершенствуйте своё мастерство художника и тогда любая кисточка запоёт в ваших руках.
  Творческих вам успехов и послушных, лёгких кистей, дорогие коллеги!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин