Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Разновидности кистей: какую кисточку купить, для чего нужны разные кисти? Часть 1.

“Хорошие материалы и инструменты - полработы” - любил говорить мой папа и всегда делился самыми свежими и качественными красками, кистями и карандашами. Это золотое правило я усвоила на всю жизнь, ведь, действительно, чем попало хорошую картину не нарисуешь.

А кисти для живописца - наиважнейший инструмент. И дело даже не в качестве кисти для живописи, хотя оно немаловажно (ворс должен быть аккуратно подобран и не острижен, ручка удобная и в меру длинная, стальная перемычка прочная, не ржавеющая, крепко держащаяся на черенке и не выпускающая ворс). Самое главное при выборе кисточки - понять, для чего и какую именно кисть покупать и использовать. А вариантов множество. Давайте рассмотрим основные виды кистей для живописи.

По материалу ворса кисти бывают натуральные или искусственные. Натуральные изготавливаются из щетины и шерсти животных, искусственные - синтетическое волокно разных видов.
Натуральные кисти так и называются по видам животных, шерсть и волосы которых использовались - белка, колонок, пони и т. д.

Натуральные кисти.

* Беличьи кисти - изготавливаются, соответственно, из меха белки. Кисти очень мягкие, хорошо впитывающие и удерживающие воду. Они идеальны для рисования акварелью - могут выполнять разнообразные приёмы живописи акварелью (заливка, отмывка, лессировка и т. д.). При правильном щадящем использовании и бережном хранении достаточно долговечны. Эти кисти не подходят для живописи маслом, акрилом, гуашью (любыми кроющими густыми красками)! Во-первых, при нанесении толстых слоёв краски кисть сильно изнашивается и разрушает структуру волосяного пучка (писать ей будет всё хуже и неудобнее с каждой последующей работой). Во-вторых - в классической мазковой живописи важна ещё и фактура мазка и его густота, а кисть из белки, из-за своей мягкости, этого мазка не даёт. Вам будет просто неудобно намешивать краску и, тем более, накладывать её на холст.

* Колонковые кисти - делают из меха животного семейства куниц. Они не такие нежные, как беличьи, но тоже прекрасно удерживают влагу и мягкие. Кисти из колонка не так сильно изнашиваются, как беличьи (помимо акварели их часто применяют и в живописи гуашью, но лишь фрагментарно). Колонковые кисти значительно дороже беличьих, поэтому используются в основном профессиональными художниками и студентами. Основное их положительное качество - упругость.

* Кисти из козы - хороший вариант кисти для рисования акрилом. Ворс в меру жёсткий, даёт красивый, немного фактурный мазок при наложении краски пастозно. Отлично подойдут козьи кисти для детского творчества - они практичны, не аллергичны и дёшевы. Они хорошо подходят для работы акрилом, гуашью, клеевыми красками. Для масла и темперы эти кисти мягковаты и слишком пушисты, а для акварели грубы. Кисти хорошо моются тёплой водой с мылом, слабо изнашиваются и не деформируются. Их недостаток - ворс направлен в стороны от середины пучка, поэтому мелкие тонкие детали ими нарисовать сложно.

* Кисти из пони - хорошая альтернатива беличьим и колонковым кистям по цене (пони дешевле). Начинающие художники не почувствуют особой разницы, покупая кисть из пони вместо беличьей, поэтому начать заниматься акварелью можно с них. В целом, пони не такая пластичная кисть, как белка или колонок, чуть хуже “отдаёт” воду бумаге. Но в этом есть своя прелесть (я, например, люблю в начале работы над акварельным этюдом использовать кисть из пони, а завершать работу - беличьей кистью).
 

* Кисти из меха барсука - очень похожа на другие кисти из мягкой шерсти. Она подходит только для акварели и для мелких деталей в гуаши.

* Кисти из шерсти соболя - также подходят для работы водорастворимыми жидкими красками - акварелью, жидкой гуашью. Кисти достаточно дороги, поэтому редко используются в обучении рисованию. Профессиональные художники ценят их за возможность рисовать линией, проводя которую можно регулировать и нажим и направление мазка одновременно. Как правило, в этих кистях очень качественный подбор волосков друг к другу по длине, направлению, толщине - это даёт возможность прописывать как крупные участки, так и мелкие тонкие детали одной и той же кистью (качественная белка это тоже может). В целом, соболь обладает качествами колонка и белки одновременно, этим и ценен.

* Щетинные кисти - делаются из свиной щетины разной жёсткости. Это кисти для живописи маслом, темперой и акрилом. Мягкая щетина отлична для рисования гуашью. Такие кисти могут легко набрать краску с палитры и положить на холст плотный, жирный, укрывистый мазок. Также ими можно работать в технике затирки или “сухая кисть”. В отличие от синтетики, щетинные кисти позволяют неоднородно смешивать цвета, что придаёт этюду особую живописность. Они прекрасно отмываются и обладают повышенной износостойкостью. Мазок краски, положенный щетинной кистью рельефен и красив - на его поверхности остаются тонкие бороздки от ворсинок. Кисти достаточно дёшевы и удобны в использовании.

Искусственные кисти.

* Синтетические кисти - применяются для живописи маслом и акрилом (для масла подходят не все синтетические кисти и не для каждого конкретного случая). В отличие от щетины, синтетическая кисть более мягкая и упругая, причём упругая по всей поверхности пучка. Это мешает намешивать густую масляную краску, мазок такой кисти не даёт фактуры (он гладкий и тонкий), что для масляной живописи не очень хорошо. Можно писать синтетическими кистями гуашью - они прекрасно моются и почти не изнашиваются. Из минусов - при живописи маслом, краска забивается под металлический цоколь и затвердевает. Это деформирует направление ворса (кисть приобретает вид растопыренной метёлки).
  Мыть такие кисти нужно тщательнее, чем щетинные, так как они плохо выпускают краску и разбавитель. Деформированную от ненадлежащего ухода синтетическую кисть исправить невозможно. Замачивая в разбавителе кисть с засохшей на ней краской, можно добиться расширения ворса у основания и скатки краски по ворсу отдельными мелкими пучками, но не полного очищения.

  Зато такие кисти идеальны для покрытия картины лаком и для тонких прозрачных лессировок поверх основного слоя в масле. Хорошо применимы в рисовании акрилом. Подходят для размытия светлых участков в акварели.

Длинные и короткие кисти (ворс и ручка).

Ручка кисти.

   Ручка кисти должна быть обязательно деревянной (пластик может раствориться или деформироваться при воздействии разбавителя во время работы маслом или при промывании). Длина ручки кисточки оптимизируется под самого мастера - длинную или короткую ручку кисти выбрать - дело вкуса. Главное, чтобы кисть было удобно держать в руке, она должна быть в меру тяжёлой.
  На мой вкус, кисти с короткой ручкой практичнее и удобнее, чем с длинной (они легче, удобны в хранении, легко влезают в любой пенал или ящик при переноске). Многие любят длинные черенки за их эстетические качества. Также длинная рукоять кисти позволяет делать замеры методом визирования, но она удобна только при рисовании стоя на расстоянии от картины (при захвате кисти ближе к цоколю, что обычно происходит при рисовании сидя, длинный черенок создаёт дополнительные колебания и утяжеляет инструмент). Выбирайте на свой вкус и комфорт.

Длина ворса кисти.
   Кисти с длинным ворсом используются в начале работы над этюдом, когда необходимо проложить широкими свободными движениями основные мазки краски. По мере написания работы, можно использовать кисть с более коротким ворсом (для работы тычком используют совсем старые и короткие кисти-растопырки). Но помните, что покупать кисти с короткой волосяной частью не всегда оправдано - во время рисования ворс натуральных кистей стачивается, стирается и длина кисти сокращается. Синтетическая кисть в процессе рисования становится шире, её ворс расходится в разные стороны от забившейся под металлический цоколь краски - это тоже сокращает длину рабочей волосяной части кисти.
  Кисти для акварели с длинным ворсом особенно ценны и удобны в живописи акварелью. Длинноворсовые щетинные кисти могут служить очень долго, нанося красивые фактурные мазки на холст, прямые и дугообразные.

  К слову, сточившуюся щетинную кисть можно реанимировать. Внутри цоколя щетина склеена в пучок при помощи канифоли. То есть, под цоколем ещё есть небольшой по длине резерв ворса. Если аккуратно нагреть основание пучка кисти над пламенем свечи, канифоль станет подвижной и можно немного подтянуть наружу ворс при помощи плоскогубцев. Главное, не перестараться - вытягивать ворс можно не более 2,5-3 мм.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин