Однажды на занятии живописью одна моя ученица написала нейтральный по цвету натюрморт через красные оттенки.
Как бы мы не старались увидеть и намешать цвета, близкие к холодноватым серо-охристым, всё равно в её работе отчётливо проступал красный фильтр, как будто на натюрморт наложили цветное стёклышко.
Другой мой ученик в любой постановке видел обилие голубоватых оттенков, его работы всегда отличались от остальных подчёркнутой холодностью колорита и насыщенными “вспышками” небесно-голубого. А вы замечали, что каждый видит цвета и оттенки в натуре немного по-разному?
Восприятие цвета, действительно, у всех индивидуально, это научно доказано и связано с:
❗ физиологией и особенностями организма, строением глаза (даже с цветом радужки - голубоглазые видят больше холодных оттенков, кареглазые - тёплых),
❗ географией проживания художника (у южан более насыщенные краски, северяне видят и передают много малонасыщенных, серых оттенков),
❗ с личными колористическими предпочтениями (цветовые гармонии мы все представляем чуть-чуть по-своему),
❗ влияет окружающая цветовая среда, соседние предметы и объекты, качество и количество света,
❗ имеет значение и то, что наблюдал художник перед занятием живописью (холодный голубой свет монитора немного искажает восприятие цветовой реальности).
Даже правый и левый глаз у каждого из нас видит цвета по-разному: левый - холоднее, правый - теплее (попробуйте поэкспериментировать, закрывая каждый глаз по очереди).
Кроме того, у каждого художника, даже начинающего, есть характерные цветовые пристрастия, они подсознательно проявляются в серии работ и делают замесы краски уникальными, а оттенки в этюде чуть авторскими. Каждый намешивает цвета по-своему, с учётом множества факторов, иногда совершенно необъяснимых и неуловимых непрофессионалом. Именно поэтому не существует универсальных рецептов, какие цвета и краски смешать, чтобы получить желаемый результат.
Вкус, индивидуальные психо-физиологические особенности, конкретные условия работы художника и состояние постановки - всё уникально, изменчиво, тонко. Все это влияет на живопись ежесекундно. И всем этим можно научиться управлять, выгодно применять и подавать в своих работах.
А вы замечали особенности восприятия и передачи цвета в своих работах или этюдах других художников? Получалось ли хоть иногда отследить “любимый”, доминирующий оттенок в творчестве живописцев?