Ещё учась в детстве в художественной школе, мы - ученики 3-4 классов - могли без подписи отличить работы друг друга в общей папке.
Академические рисунки простым карандашом одной и той же постановки, выполненные строго в соответствованием требований учебной программы только на первый обывательский взгляд были похожи. Общий тон, тёмный или светлый, характер нанесения штрихов, излюбленные приёмы, принцип постепенной разработки листа, особенности детализации, глубина пространства - в каждом листе были свои. По этой индивидуальной манере находили своих "кумиров" на просмотре в училище, по ней же объясняли друг другу, чего бы хотелось достичь, учась в институте.
Манера проявляется сама, это и отпечаток характера и темперамента, и привычка держать карандаш особым образом, и отпечаток характерной "школы", и отражение академического и творческого опыта и индивидуальность мышления.
О характерной манере можно говорить, когда азы изобразительной грамоты хорошо усвоены, а технические навыки и умения активно формируются. И манера рисовать не имеет ничего общего с манерностью, когда начинающие художники стремятся во что бы то ни стало выделиться на фоне других, оригинальничают и жонглируют изобразительными средствами, забывая об основной художественной задаче.
Когда штрихи не к месту агрессивные и резкие, когда их нет вообще и вместо разработки формы в рисунке художник гонится за гладкостью переходов, когда конструктивная основа мешает восприятию объёмов и форм, когда пространство искажается из-за хаотично разбросанных тональных пятен, когда смысл всего рисунка - показать, что я ещё и вот так могу, теряется профессионализм и манерность выходит на первый план.
Не стоит гнаться за оригинальностью и узнаваемостью, особенно во время ученичества. Обучение рисованию непременно поможет найти интересные технические решения, нащупать связь формы и содержания в авторских творческих работах, стать уникальным, самобытным художником. Но это не приходит вдруг, и уж тем более, не притягивается искусственно - манера должна сформироваться из опыта, данностей, особенностей обучения, характера. Не торопите её.
Посмотрите на рисунки моих учеников с основных курсов: все они разные, индивидуальные, но при этом цельные, грамотные и соответствующие учебной задаче. И, заметьте, никакой манерности.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
2. Сохраните в закладки браузера.
3. У нас есть крутые видеокурсы по рисованию, они будут вам полезны https://jotto8.ru/kursy-hudozhestvennogo-risovanija/videokursy