Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Как смешивать цвета? Виды цветов, оттенки цвета в живописи, способы смешения.

   Вообще, теория цвета - не самая простая вещь и в двух словах тут всё не объяснишь. Многое я уже даже прописала в определении цвета для словаря художественных терминов https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/tsvet#more. Поэтому в этой статье сконцентрируемся на живописи непосредственно.

Сложнее всего начинающим художникам получить множество оттенков одного цвета, которые соответствуют своим прототипам в реале. Восприятие цвета пока не сильно развито, понимание смесей красок отсутствует и изменение цвета в разных участках предмета, в зависимости от его степени освещённости, соседства с другими предметами, цветовой среды, не особо заметно. Именно поэтому и возникают у самоучек-художников вопросы: как намешать цвет тела? как рисовать тени? почему цвет становится грязным? как правильно смешивать цвета?
  Давайте по-порядку. Чтобы было удобнее представлять цвета и оттенки, будем опираться на цветовой круг. Любой. 12-24 частного цветового круга будет достаточно.

Цвета спектра.

   Все цвета цветового круга называются спектральными или чистыми, так как они не замутнены примесью нейтрального серого (максимально насыщенные) и не высветлены/не затемнены (не имеют примеси белого или чёрного). Эти цвета редко используются в чистом виде в живописи (разве что в декоративной), но позволяют получить множество оттенков цвета на своей основе. Это хроматические (цветные) цвета. Они могут взаимодействовать в смесях друг с другом и с ахроматическими цветами (серым, белым, чёрным). В живописи даже ярко окрашенные предметы не рисуют чистым цветом - цвет окраски предмета будет проявляться в чистом виде только в паре мазков на границе света и тени. Все остальные части поверхности пишут изменённым цветом, на него влияет цвет светового потока, цвет тени, рефлексы от соседних предметов... И даже общий колористический строй картины может влиять на цвет предмета, изменяя его для более гармоничного восприятия картины зрителем.

 

Первичные цвета.

   Итак, существуют 3 основных (первичных) цвета - красный, синий и жёлтый. Они даны нам от природы и их нельзя получить смешением. Но зато из них можно получить все остальные оттенки спектральных цветов. Грубо говоря, если у художника в арсенале есть 3 базовых цвета + чёрный и белый (ну, я бы добавила охру), то, грубо говоря, можно заниматься живописью. Правда, есть уточнение: основные цвета должны быть смешиваемыми, например, кадмий жёлтый средний, ультрамарин или кобальт синий спектральный, красная или кадмий красный средний (кроме масла! в масляных красках есть свои правила смешивания цветом, основанные на химических соединениях красок - это отдельная история). В идеале иметь стандартный набор из 12 красок (в них, обычно 2 разных красных, 2 разных синих и нейтральная жёлтая). Дело в том, что тёплые оттенки лучше смешивать с тёплыми, а холодные с холодными, тогда замесы будут чистыми, насыщенными и точными (детская гуашь не подойдёт). То есть, краплак или кармин смешиваем с кобальтом синим, а кадмий красный светлый - только с жёлтым или охрой. Ну об этом ещё поговорим позже.

Вторичные и третичные цвета.

   Смеси первичных цветов дают так называемые вторичные или составные цвета: красный с жёлтым - оранжевый, синий с жёлтым - зелёный, красный с синим - фиолетовый. Вторичные цвета уступают по силе цвета и насыщенности первичным, но они тоже являются чистыми цветами. Смешивание первичных и вторичных цветом даёт третичные цвета: жёлто-зелёный, лиловый, красно-оранжевый, сине-зелёный и другие. Вот и выходит, что при смеси качественных профессиональных красок нужных оттенков между собой можно получить почти все цвета спектра.
   Но богатая палитра разных оттенков цветов в магазине художественных товаров тоже нужна. Иногда намешать точный насыщенный цвет не получается (чем большее количество красок участвует в смеси, тем более тусклый и малонасыщенный оттенок получится), поэтому неплохо иметь в запасе готовые, полученные химическим путём на фабрике краски вторичных и третичных цветов - оттенки оранжевого, разные жёлтые (от лимонного до палево-жёлтого), бирюзовые и сиреневые. В чистом виде они в живописи так же не используются, зато помогают создать точные, яркие, насыщенные цветом замесы. Особенно это важно в живописи натюрмортов из ярких, контрастных по цвету предметов и пейзажей.

Дополнительные цвета.

   Это пары цветов: вторичные цвета, лежащие напротив первичных в цветовом круге - жёлтый-фиолетовый, красный-зелёный, синий-оранжевый. Они усиливают друг друга при положении рядом и убивают друг друга при смешивании. В смесях они дают сложный серо-коричневый цвет, поэтому начинающим художникам не рекомендуют составлять прямые смеси из этих цветов. Чуть ниже я опишу способы смешивания оттенков и вы сможете найти выход из ситуации, если всё же “подружить” между собой контрастные оттенки нужно. Кстати, про контрасты: после чёрного и белого, эти взаимодополнительные цвета представляют собой самые сильные и приятные для восприятия человеком контрасты цвета. Причём, жёлтый и фиолетовый - самый сильный, а красный и зелёный - самый слабый из них. Кроме того, важно не только качество цвета при их сопоставлении и применении в живописи, но и количество. Например, чтобы картина выглядела гармонично и красиво, жёлтого нужно взять 1/4, а фиолетового 3/4; оранжевого - 1/3, а синего - 2/3, красного и зелёного - в равных частях. И не важно, смешанные они с другими цветами или чистые, таково восприятие цвета человеческим глазом. Почитайте Иттена, там всё подробно и просто разобрано.

Ненасыщенные и малонасыщенные цвета.

   Я уже писала, что цвета в живописи приходится не только усложнять спектральными оттенками, но и замутнять, то есть добавлять к ним нейтральные серые - такие цвета называются малонасыщенными. Чаще всего они требуются для написания теней на предметах и объектах, а также сложных, сероватых, изменённых оттенков цвета. Нарисовать красками объёмный предмет без малонасыщенных цветов не получится, ведь даже самые чистые оттенки в тенях, полутенях и под воздействием среды и соседних цветов, мутнятся, делаются блёклыми, сероватыми.
  При добавлении в спектральный цвет чёрного или белого, лёгкое замутнение тоже происходит, но в первую очередь, меняется светлота - цвет становится светлее или темнее спектрального. Чёрный, белый и их смесь - ненасыщенные цвета (в них нет ни капли насыщенного спектрального оттенка), поэтому они усложняют цвет при смеси, но не изменяют его в какую либо сторону - тёплую (ближе к жёлто-оранжевой части спектра) или холодную (ближе к сине-фиолетовой части спектра). А в природе, в натуре эти изменения тепло-холодности непременно есть. В этом заключается частая ошибка художников-самоучек - к спектральному цвету они подмешивают белила в свету и чёрный в тени, не учитывая изменения цвета по самому цветовому оттенку (цветовому тону) и тепло-холодности.
 

Виды смешения цветов.

С цветами и оттенками разобрались, теперь давайте выделим типы смешивания цветов. Их 3: механическое смешение, оптическое смешение и пространственное смешение.

* Механическое смешение цветов происходит, когда мы замешиваем оттенки цвета - смешиваем краски на палитре: добавляем, например, к красному синий, размешиваем и получаем фиолетовый. Традиционный для начинающих художников вид смешивания цветов и оттенков помогает понять и почувствовать нужное количество цвета для замеса, учит экономично расходовать краски, помогает различать “чистые” и “грязные” оттенки цвета, точно намешивать на палитре нужный цвет и класть его на своё место на картине, набирая изображение как цветную мозаику. Такой тип смешения особенно хорош при работе с кроющими красками - маслом, акрилом, гуашью. Механическое смешение красок хорошо видно в живописи художников классицистов, в живописи эпохи барокко и рококо.

* Оптическое смешение цветов (аддитивное) удобнее объяснять на примере монитора компьютера. Это смешение цветовых лучей разного оттенка, одновременно наведённых на белую основу. Например, если использовать 2 софита с фильтрами разных цветов - жёлтого и синего - и навести оба цветных световых потока на белый экран, то на их пересечении выявится зелёное цветовое пятно. В некотором роде, такое смешение демонстрирует принцип лессировки, когда один прозрачный цвет накладывается на другой (например в акварели), но это не совсем так, ведь механически накладывая цвета друг на друга, получаемые оттенки будут отличаться от принципа смешения световых волн. Такое смешение цветов мы можем наблюдать в театре, при работе художника по свету или в графическом дизайне и цифровой иллюстрации до выхода на печать, когда цветное изображение создаётся на экране монитора в системе RGB. Частично этот принцип смешения применялся художниками эпохи возрождения, когда матовый светлый слой краски с применением белил перекрывался тончайшим прозрачным слоем лессировки (жидко разведённой краски без белил) контрастного цвета.

* Пространственное смешение цветов (субтрактивное) представляет собой положенные рядом друг с другом (в касании) небольшие участки выкрашенные в контрастные цвета или мазки разных цветов, которые при восприятии с расстояния сливаются в единый общий цвет. Например, положенные рядом отдельные мазки жёлтого и красного цветов с небольшого расстояния будут выглядеть цельным, слегка вибрирующим оттенками оранжевым цветом. А так как любую картину следует смотреть с небольшого расстояния, а не впритык, то принципом пространственного смешения цветов следует владеть любому художнику. Особенно ярко данный приём смешения красок выражен в искусстве импрессионистов и некоторых постимпрессионистов (например, пуантилистов - когда изображение создавалось отдельными цветными точками, сливающимися на расстоянии в сплошное вполне реалистическое изображение).

Подводя итоги, выделю главное - в живописи цвет изменяется по 3 основным параметрам:

* изменение цветового тона - изменяются при смешивании оттенки внутри цветового круга (смешивание первичных, вторичных и третичных цветов друг с другом);

* изменение светлоты (высветление, затемнение) - при смешивании цвет изменяется в сторону чёрного или белого;

* изменение насыщенности (замутнение) - при смешивании цвет изменяется в сторону серого (насыщенный или малонасыщенный).

 

Существует 3 способа смешивания красок для картины - все они, в той или иной степени, хороши и применимы в современной живописи. Они все могут применяться одновременно даже в одной картине. Понимание, какой именно приём или способ составления и смешения красок необходим художнику в каждом конкретном случае, делает картины наиболее выразительными и интересными для зрителя, а владение всем арсеналом средств живописца помогает художнику создавать уникальные авторские произведения живописи.

Практика без теории - дорога, проходимая вслепую, теория без практики - стояние на месте. Поэтому понимание основ цветоведения, использование в собственных учебных и творческих работах основ теории цвета делают художника не только подкованным профессионально, но и свободным в выборе средств и изобразительных приёмов, а значит делает творчество осознанным, авторским, качественным.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин