Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Как рисовать графику на пленэре. Особенности пленэрного рисунка. Часть II.

  6). Сочетаем плоское и объёмное.
   В любом рисунке, а в рисунке с натуры на пленэре тем более, важно не перестараться с объёмами. Сочетание объёмного и плоского в рисунке - отдельная большая тема статьи. Но если рассматривать этот вопрос применительно к рисованию на пленэре, то важно сразу определиться, что свет делает с формой и где именно.

Например, разбираемся в каких частях предметы и объекты выглядят объёмными, а в каких плоскими и что на это влияет? И пробуем это передать в рисунке.
  Плоскими могут быть и тени, когда солнечный свет рассеянный, и света, когда свет очень яркий, слепящий (например, закатные лучи или яркий солнечный день). Причём, плоским может быть любое по тону пятно - тёмное, серое, белое - на ваш выбор. Всё быть объёмным не может.
   Кроме того, плоские лаконичные пятна и объекты подчёркивают и усиливают объёмность, полноту формы и пространственные планы основных частей рисунка. Поэтому, чтобы подчеркнуть главное и не растрачивать силы и время попусту (их и так немного, пленэр диктует свои постоянно изменяющиеся условия), лучше сразу задать в изображении контраст плоских и объёмных частей и элементов. Классические художники это очень хорошо понимали и применяли в своих рисунках, что уж говорить о художниках ХХ века и современных мастерах живописи и графики.

7). Классическая штриховка по форме не применима на пленэре.
  Академическая штриховка требует тщательного соблюдения правил, аккуратности, а главное - много времени. Для рисования на природе - это невыполнимая задача. Быстро зафиксировать увиденное, набросать характерное, успеть поймать ускользающую с каждой секундой реальность - для этого требуются другие методы ведения рисунка. Чтобы было проще нарисовать природу и архитектуру (а это наиболее часто встречаемые сюжеты во время пленэра), стоит попробовать рисовать более свободно, широко, экспрессивно.
  В качестве изобразительного средства графики на пленэре могут пригодиться каракули разной степени интенсивности и фактуры, грубые штрихи и энергичные пятна, растирание мягкого карандаша пальцем и быстрая тушёвка мягким графитом.
   Линии в пленэрном рисунке становятся более категоричными, жёсткими, проведёнными точно раз и навсегда в одно касание. Времени на раздумья и прицеливание на пленэре нет - рисуем сразу, стараясь передать реальность максимально точно.
  Кстати, линия здесь может работать как сама по себе (если рисуем белое на белом) или в сочетании с пятном (чёрное на белом - белое на чёрном). Точки, запятые, уголки, грубые разнонаправленные штрихи - всё пригодится. Чем разнообразнее, тем лучше.

8). Нарабатываем и открываем новые приёмы рисования и фактуры.
  Во время рисования на улице, даже если времени на рисунок совсем мало и вы стоите в неудобной позе, старайтесь продумать наперёд свою будущую работу, осознанно подходите к нанесению каждой линии или штриха. В идеале, для каждой зарисовки в каждом конкретном случае выбирать разные способы рисования и фактуры. В каждом рисунке свои задачи, свой сюжет, освещение, детали, а значит, и изобразительные средства, и стилизация, и композиция и качество заполнения листа свои.
  Все рисунки с пленэра, разложенные рядом друг с другом на полу или столе, могут выглядеть по-разному, каждый из них уникален и выражает свою конкретную художественную идею. Избегайте повторов. Если приём часто повторяется из работы в работу - пора заменить его на новый. Каждый раз ищите новый изобразительный язык, художественный образ, манеру рисования.
  Чтобы избавиться от назойливых приёмов, делающих рисунки похожими друг на друга, можно сменить материал для рисования или бумагу. Например, вместо карандаша взять тушь для рисования или сменить маркеры на акварельные карандаши. Вот увидите, арсенал приёмов и изобразительных средств художника только расширится, а ваши новые рисунки привнесут свежие идеи в процесс рисования и добавят мастерства.

9). Брать ли ластик на пленэр. Рисование ластиком.
  Я уже писала, что ластик на пленэре используется по желанию. Можно посмотреть на эту задачу с двух сторон. С одной, ластик мешает твёрдости руки и уверенности в нанесении линий и пятен, из-за этого рисунки получаются вялые, мало выразительные и рисуются очень долго, а пленэр на то и создан, чтобы доработать все эти недочёты. Получается, что лучше обходиться без ластика.
  С другой стороны, ластик позволяет создавать такие удивительные фактуры и обогащает изобразительные возможности рисовальщика. Им можно рисовать белые линии и пятна на тёмном, протирать мелкие светлые детали, списывать слишком тёмные участки, задавать экспрессию и движение в рисунке при помощи резких диагональных борозд. В таком случае без ластика совсем не обойтись.

  Я сама, в зависимости от сюжета и задачи, люблю рисовать ластиком по тонированной графитом бумаге. Для пленэра можно затонировать несколько листов бумаги графитовой пудрой заранее или быстро затушевать часть листа мягким толстым карандашом. Выбирая острым краем ластика линии, точки и пятна, можно передать солнечные зайчики в рисунке или полосы света сквозь листву деревьев. Получается необычный, лёгкий и очень красивый рисунок. Мой совет - понять, какой принцип рисования вы предпочитаете: тёмным по светлому, светлым по тёмному или комбинированный; в рисунках больше проявляется линейное начало или они скорее тональные. А в соответствии с этим, помогает ластик в рисовании или мешает?
    Немаловажна и сама задача, поставленная в рисунке с натуры на пленэре. Просто нарисовать дерево - это не задача, а сюжет. Задачей может быть - передача фактуры листвы и травы, нарисовать выразительный силуэт ствола и кроны дерева, передать в рисунке характерное движение веток на ветру и т.д. Если при помощи ластика это сделать быстрее и проще, то почему бы не помочь себе?

10). Серии рисунков.
  Как я уже много раз писала, рисунки на пленэре краткосрочны и точны. А такое сочетание позволяет развивать художественную мысль в серии рисунков. Меняя ракурс, освещение, рассматривая объекты фрагментарно и на расстоянии, применяя разнообразные методы рисования, способы прорисовки, художественные материалы и инструменты, художник даже самый простой сюжет может превратить в увлекательную игру. А эти интересные художественные опыты структурируются в серии рисунков.
  Бывает очень сложно оторваться от интересного, красивого места, даже нарисовав не один летний пейзаж именно здесь. Или хочется кое-что доработать, уточнить, переделать. Бывает, в рисунке получается не совсем то, что хотелось передать изначально. Не беда. Конечно, перерисовывать всё заново не стоит, а вот, с учётом уже проделанной работы создать новый рисунок, оценить натуру свежим взглядом или предложить зрителю ещё один вариант прочтения вашего отношения к натуре - можно и нужно. Даже два или три скетча могут объединиться в серию и отобразить реальность, заинтересовавшую художника более точно и подробно. Тем более, что это скетч, идея, набросок, а не серьёзная картина, требующая кропотливой работы.
   Графический цикл может быть объединён при помощи одной или нескольких характеристик: темой, материалом исполнения, техникой, способом компоновки, качеством прорисовки деталей, сюжетом и другим.
  Разумеется, сами по себе такие скетчи - ещё не произведения искусства. Но это прекрасная основа для серии картин или графических листов.

 

  Резюмируя всё описанное, графический пленэр раскрепощает художественное видение, развивает творческие способности, закрепляет умения и знания художника на практике и рождает новые идеи и мысли. Пленэр необходим художнику, особенно на этапе ученичества, не только как средство развития глазомера и цветового восприятия, но и как творческий отдых, возможность снять с себя груз ответственности за то, что художник рисует, и просто насладиться рисованием, научиться видеть красоту и оригинальность в окружающем мире. Также, это свежий и обширный материал для дальнейшей творческой работы в мастерской.
  Выходите на пленэр смело, пробуйте, ошибайтесь и снова пробуйте рисовать быстро и точно, рисовать необычными способами, рисовать лето, природу и свои впечатления.
  Новых открытий в себе и в искусстве графики вам, друзья и коллеги! Пусть задуманное сбывается, а эмоции копятся не только в голове и сердце, но и сохраняются на бумаге.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин