Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Эфир с Ириной Петровной Кузьминой. О художественном образовании и о творчестве.

Екатерина Крюкова: Здравствуйте.

Ирина Петровна Кузьмина: Здравствуйте.

Екатерина: Представлю вас. У нас в гостях Ирина Петровна Кузьмина - заведующая кафедрой художественного образования Нижнетагильского Государственного Социально-Педагогического Института, факультет Худграф (мы сейчас об этом будем говорить). Ирина Петровна - доцент, кандидат педагогических наук. Но самое главное - она мой преподаватель по живописи и композиции в годы учёбы. Под руководством Ирины Петровны многое делалось лично мной. Поэтому у нас очень интересный собеседник, я очень рада, что вы согласились с нами пообщаться.

Ирина Петровна: Катя, я тоже рада вас видеть. И особенно рада когда вы в наших конференциях участвуете. И каждый раз, когда я студентам показываю работы из методического фонда, очень часто показываю ваши работы по живописи. Работы которые вы оставили это память - она вечная.

 

Екатерина: Спасибо, мне очень приятно. Мы договорились, что пообщаемся о художественном образовании и о творчестве, о таких каких-то вещах, которые на данный момент волнуют очень многих, особенно потому, что многие абитуриенты на пороге поступления и готовы сдавать экзамены школьные и вступительные. Есть некоторые сложности, и с тем и с другим. Кто-то  кардинально меняет решение о поступлении, кто-то наоборот - стоит на своём. Вот-вот решается двигаться в сторону своей мечты - стать дизайнером, художником, художником прикладного искусства и прочего, прочего. Вот об этом давайте поговорим.

  Хотела задать первый вопрос на тему образования. Какие специалисты сейчас нужны на рынке? Мы вот общаемся с многими художниками и дизайнерами в прямом эфире и каждый говорит, что рынок художественного образования и специалисты в области художественного образования востребованы сейчас как никогда, потому что цифровая эпоха, она уже наступила. Все это ощутили. И наша сфера очень хорошо ложится на эти реалии, в этих условиях существует вполне себе комфортно. Как вы считаете? Какое вообще направление выбирать сейчас тем, кто готов. И как вообще, актуально ли художественно-педагогическое образование?

КУРС"РИСОВАНИЕ С НУЛЯ ДО ПОРТРЕТА" В ЕКАТЕРИНБУРГЕ
ОНЛАЙН КУРС"РИСОВАНИЕ С НУЛЯ ДО ПОРТРЕТА"

Ирина Петровна: Конечно, очень актуально, наш худграф до сих пор, конечно, в первую очередь готовит будущих педагогов - таких как вы, которые могли бы в художественной школе преподавать, могли какие-то свои авторские технологии развивать. Но второй вопрос это конкурентоспособность на рынке. И вот уже в течении четырёх лет мы набираем группы на двойной профиль: изобразительное искусство и дизайн. Хоть это и бакалавриат, но мы вернулись к старому принципу обучения пять лет. То есть, не 4 года, а 5 лет. И студенты, благодаря такому хорошему учебному плану, имеют возможность выбрать курсы по выбору не только “живопись”, но и “графика”, например, как было у вас или у нас когда я училась, а и “дизайн сайтов”, “полиграфический дизайн”, такие дисциплины как “художественная фотография в дизайне”, которые сейчас очень многим нужны. И многие наши выпускники становятся известными фотографами, например. Сейчас это очень актуально. Становятся известными дизайнерами интерьера, и при этом, они могут преподавать, диплом даёт возможность права преподавания.

Екатерина: Да. Я всегда говорю, даже своим девочкам, кто у меня готовится поступать, чтобы не игнорировали педагогический профиль. Потому, что мне кажется сейчас идёт такая гонка: большие компании охотятся не просто за специалистами - специалистов много - а за специалистами, которые могут обучаться самостоятельно и могут обучать других. Здесь без педагогического образования никак.

Ирина Петровна: Конечно, и знание психологии это очень важно в современном мире. Оно пригодится обязательно. Ещё, Катя, наверное, вот меня последнее время очень стало смущать, когда я захожу на Youtube, вижу очень много онлайн-школ открывается, и многие сомнительного качества. Я не говорю, что это плохо. Например, в вас я уверена, видя ваши видеоуроки многие годы. 

Онлайн-школы и для деток и для взрослых, ну пусть они будут профессиональными, ведь люди платят деньги, достаточно огромные за такие видеоуроки и, при этом, это - уровень для нас совершенно неприемлемый.

Екатерина: Да, я согласна. Рынок очень богат всякими, абсолютно разными предложениями. Да, это естественно. Кроме того, сейчас распространились мастер-классы художников и многие мастера не могут адекватно выразить даже то, что они хотят сказать. И иногда забавно наблюдать, когда сидит мастер, пишет, а ему в чате зрители пишут: “Ну объясните словами, что вы хотите. Как это делать.” И он стоит, не может связать двух слов, бэ-мэ. И в результате, все сидят и смотрят как мастер сам пишет работу. Пришли поучиться вроде.

Ирина Петровна: Да, и выражается очень смешно: "теньчики", "сеничики".

Екатерина: Да, да, да. К слову о педагогическом образовании: я столкнулась лично с тем, что к нам в школу приходят молодые специалисты, обращаются, ищут вакансии, какие-то предложения смотрят. Или присылают резюме. И я уже завела такую практику, первый урок человек ведёт занятие, а я смотрю, как это происходит. И иногда какие-то очень страшные вещи происходят. Я даже рассказывать не хочу. Так что художники тоже бывают всякие, и к сожалению не все владеют мастерством.

Ирина Петровна: Очень бы хотелось, чтобы были профессиональные художники-педагоги, которые могли бы обучать наших детей. Потому что, я своего ребёнка не во все кружки отдала бы.

Екатерина: На худграфе есть практика на старших курсах проводить мероприятия или мастер-классы, открытые занятия для студентов младших курсов.

Ирина Петровна: Да, конечно.

Екатерина: Я под вашим руководством проводила свой первый мастер-класс по композиции. Это было очень интересно в плане нового опыта, и интересно по взаимодействию. Одно дело, у меня был опыт на тот момент, когда я работала с маленькими детьми, но не было опыта работы со взрослыми от 18 лет, и вот я тогда ощутила всю проблематику. :-)

Ирина Петровна: Конечно, нужно учитывать возрастные особенности обучающихся.

Екатерина: Да, да, да. Это великолепно, когда можно в учебном заведении уже выйти на практику, освоить те знания, умения, которые необходимы для профессии, попробовать их передать кому-то другому. Дорогого очень стоит.

Ирина Петровна: Да, мы это очень часто практикуем. Может даже чаще, чем, когда учились вы. Потому, что многие студенты с других факультетов, будущие учителя дошкольного образования, интересуются нашими темами. Мы приглашаем на такие мастер-классы и дни открытых дверей всех желающих.

Екатерина: Здорово!

Ирина Петровна: Ещё, уже пять лет, у нас есть своя “Мастерская художника” - детская студия, где мы занимаемся с детьми от 6 лет. То есть можно теперь с 6 лет приводить ребёнка, и затем на подготовительные курсы к нам. 

Екатерина: Это великолепно! Ведь получается непрерывная система, где человек прямо с детства погружается в творчество. Замечательно! Не всем так повезло...

Ирина Петровна: Это очень хорошо, что всё происходит на факультете, в нашей среде, где висят картины ребят-студентов наших мастерских. Я думаю это дорогого стоит.

Екатерина: Конечно. Это и первое впечатление об изобразительном искусстве. Не всех родители водят даже в музей, а здесь можно пообщаться с реальными художниками, мастерами. Замечательно!

Ирина Петровна, я в основном работаю с непрофессионалами, у меня обучаются взрослые люди, которые в осознанном возрасте решили, что они будут рисовать в качестве хобби или в качестве смены профессии. Бывает, приходят риэлторы и становятся фотографами, бывает бухгалтеры приходят и становятся иллюстраторами. Было очень много случаев таких, кого мы так переориентировали, и “теперь расхлёбываем” :-) потому, что нужно консультировать. [Смеётся]. 

Я очень рада, что люди обращаются к творчеству. 

А вопрос собственно какой: Чем вообще творчество полезно для взрослого человека, уже со сформировавшейся психикой, со сложившимся характером, неважно в качестве хобби или профессии, как оно полезно и чем полезно?

Ирина Петровна: Искусство гармонизирует личность. То есть, это самая главная задача искусства, будь вы просто зритель в музее или художник, живописец вы или вы график, но благодаря этой арт-терапии, в организме просто налаживается всё. Человек становится счастливым, творческим, культурным, то есть, это опыт просто замечательный. Я считаю, для любого возраста, в любой жизненной ситуации, даже в самой тяжёлой, когда человеку некогда, очень много дел, нужно найти время и силы: сесть и поработать с цветом, например. И, если тебе грустно, попробовать чувства и мысли передать, тогда станет легче.

Екатерина: Не зря же цветотерапия существует и разные другие практики терапевтические. Это, конечно, не рисование в полной мере, больше выплеск эмоций, но тем не менее сейчас очень актуальное направление.

Ирина Петровна: Через искусство можно и себя познать, свои способности, свои увлечения. Потому, что кто-то любит работать линией и эмоции передавать с помощью линии. Я, например, люблю цвет. Для меня цвет - это самое главное выразительное средство в живописи. Для меня цветовая гармония имеет большое значение. А кто-то любит лепить из глины, что тоже замечательно. Не нужно замыкаться только на живописи и графике. Нужно что-то создавать руками - это полезно.

Екатерина: Кстати про цвет, раз уж заговорили про цвет. На худграфе есть такая характерная черта, это очень красивые постановки. Фонд методических пособий, предметов для постановок, он собирался долгие годы, причём собирался кропотливо. И, когда мы учились на последних курсах, мы туда как на экскурсию ходили, искали реквизит, который нужен для конкретной ситуации, конкретной постановки. Постановки по живописи и композиции, они всегда очень яркие и гармоничные по цвету, фактурные, очень разнообразные.

Ирина Петровна: В моей книге по цветоведению, ваш, Катя, натюрморт акварелью: сближенная гамма. Это задача очень важная для художников. Да, у нас очень яркие, весёлые натюрморты, контрастные и нюансные.

Екатерина: Как вы бережно всё храните! Это очень трогательно. Именно вот к такому отношению факультет приучает с самого первого курса, с момента поступления. Чувство поддержки, чувство плеча. Очень сильная сплочённость характеризует Худграф. Когда я училась, можно было в любую дверь постучаться в общежитии и, если что-то непонятно или в чём-то нужна помощь, без проблем любой откликнется. Для меня это было сначала странно, а потом я поняла, что на самом деле это очень здорово. Все живут как одна большая семья. И это такая особенность Художественно-графического факультета, единственного, где люди, как будто братья и сёстры, это же касается и отношений студентов и преподавателей.

Ирина Петровна: Это наш дом.

Екатерина: Да, и художники, которые работают на факультете, как Галина Леонидовна Курманаевская говорила, что существует три волны художников Худграфа. И художники третьей волны - это Игорь Владимирович Грищенко, Игорь Борисович Толкачёв, Владимир Валентинович Зуев, те которые сейчас преподают. Это наши же учителя. Они эту атмосферу стараются поддержать. Я такого нигде не встречала больше.

Ирина Петровна: Я тоже такого нигде не встречала. И сама ценю очень, то, что 20 лет уже работаю на худграфе Они промчались как-то быстро, очень интересно и, при этом, наш педагогический состав остался таким же как прежде сильным. Все наши художники-педагоги с таким же энтузиазмом работают.

Вот задали вопрос по поводу компьютерной графики, работы на графическом планшете, это очень актуально, конечно.  Я сама работаю на графическом планшете, мне очень нравится. И дочь моя тоже. Сейчас компьютерная графика очень востребована. Я думаю, что каждый наш студент  пытается освоить компьютерную графику. Для этого есть специальные дисциплины: пропедевтика в дизайне, основы компьютерной графики. Кто-то выбирает векторную графику, кто-то - растровую,  - все разные. Причём, каждый раз появляются новые приложения и программы. И студенты сами осваивают их, имея нашу базу: подготовку ИЗО-грамоту. И я считаю что это здорово, потому, что всем программам не научить. Наша задача заложить базу, которой вы сможете пользоваться в разных видах художественной деятельности, будь это живопись, дизайн, хоть что.

Екатерина: Я согласна, да. Худграф, он один из первых начал преподавать даже композицию уже в графическом редакторе. Желающие могли показывать на просмотре работы, сделанные в графических программах. Я закончила Худграф более 10 лет назад. На тот момент уже было очень много дипломов созданных в компьютерной графике в разных вариациях. Это и 3D-графика была и традиционная полиграфия. Очень много было уже тогда, я представляю, что происходит сейчас.

Ирина Петровна: Я бы не сказала, что много, Кать. Но человека 2 на курсе выбирают её для своей выпускной квалификационной работы. Это иллюстрация или использование компьютерной графики в современной живописи, тот случай, когда можно создать композицию для живописи с помощью Photoshop, коллажа, напечатать на холсте, а потом дорабатывать каким-то образом. И наш Худграф отличается тем, что мы не зациклены на академической живописи, как многие другие. Тагильский  всегда отличался новаторством, экспериментами, свободой. Темы, которые никогда не пройдут и на сегодняшний момент в столичных вузах, пройдут у нас. Мы разрешаем экспериментировать, всегда гордимся такими дипломами. Конечно, не всем разрешаем, но всегда на курсе есть такие яркие личности, которые, мы уверены, смогут выполнить, реализовать экспериментальные авторские проекты, и это приветствуется.

Екатерина: Я подтверждаю! Когда я готовилась поступать, мой преподаватель в училище меня вызвал на разговор: “Ну ты хорошо подумала”. 

Я: “Да, я хорошо подумала”.

Он: “Давай, дерзай, потому, что на Худграфе любят всяких студентов и здесь нет отбора по каким-то чётким критериям”.

Я сейчас читаю книгу американского автора. И он противопоставляет подход БАУХАУЗа и классический академический подход. И говорит, что альтернатив-то нет. Есть два направления художественного образования: такой и такой. А мне кажется, что третий - это как раз таки Худграф. Потому, что здесь абсолютно разные студенты свободно и вольготно себя чувствуют реализуясь творчески и одновременно получая качественное образование. Правда?

Ирина Петровна: Конечно. И преподаватели у нас разные. Когда в одном коллективе работают художники традиционной реалистической школы, такие, как Костылев Сергей Анатольевич, и  художники, которые создают абстрактные композиции, например, экспериментируют как Рефат Ремзиевич Мамутов. В другом коллективе не смогли бы работать две такие личности одновременно, особенно на одной кафедре. Получается, что мы все с уважением относимся к творчеству друг друга и студентам, к их выбору.

Екатерина: Да, классно. Это очень здорово. Уникальность Худграфа ещё и в этом.
И тогда такой вопрос, Ирина Петровна, - кому стоит поступать на худграф?. В контексте того, что мы сейчас сказали. Я поступала очень смешно. У меня был красный диплом о среднем образовании художественного училища, поэтому я шла по собеседованию. Тогда собеседование проводили Лариса Петровна Лебедева и Ольга Степановна Белохонова. Они посмотрели портфолио, сказали, что им всё понравилось, давайте пособеседуемся. Спрашивали что-то по истории искусств, потом уже буквально формальный момент вопрос по черчению. А к черчению я не готовилась совершенно.[смеётся]. И Лариса Петровна мне помогла - сама объяснила и сказала: "Всё иди уже". И я поступила. 

И я поняла, что здесь нет, каких-то чётких убеждений: что должно быть и что не должно быть, такой сухой бюрократии. Важна сама личность человека-художника - это ценится намного выше. Так вот кому стоит поступать, а кому не стоит? Может кому-то выбрать что-то другое.

Ирина Петровна: Катя, конечно самое главное условие, кто принимает решение учиться на худграфе, это иметь основы ИЗО-грамоты. Абитуриент должен знать, что такое линейная перспектива, что такое цвет, техники акварельные и так далее. Потому, что я каждый год работаю в приёмной комиссии и принимаю абитуриентов, и всегда среди 100-80 человек, по-разному бывает, человека 2 приходит те, кто совершенно никогда не рисовали. 

Екатерина: О, даже так!

Ирина Петровна: Да. Вы же сами понимаете, нарисовать гипсовую голову, тем кто ни разу её не рисовал невозможно: ты смотришь по сторонам и не понимаешь, что другие делают. Всегда бывают такие несколько человек, которые неправильное представление имеют о том, куда они приходят. А вопрос, зачем поступать абитуриентам к нам - это достаточно личный вопрос. Многие хотят сделать карьеру в области искусства. Почему бы и нет. Здоровые амбиции это просто замечательно. Кто-то хочет преподавать в своей художественной школе, вернуться в свой город и работать. Кто-то открывает свою школу с авторским подходом. У всех свои причины. Бывает ребята поступают и говорят: я никогда не буду педагогом. 

Ирина Петровна: Я, наверное, была тоже из таких, когда приехала поступать и узнала, что это педагогический вуз. Тогда не было интернета, в девяностые годы. У каждого свои причины, я думаю. Но самое главное: нужно готовиться, нужно осознавать, что учёба в течение 5 лет будет очень интересной и очень тяжёлой, так скажем, объём работ мы не уменьшаем с тех времён специалитета. Мы стараемся поддерживать такой уровень со снижением аудиторной нагрузки, при этом студенты работают много дома самостоятельно творчески, поэтому это будет интересная творческая жизнь, сложная иногда.

Екатерина: Конечно, творчеству сложно научить. Нужно самообучение, самообразование. Много практики и домашних работ. Я по себе знаю, много студентов занимаются домашними дополнительными постановками на факультете. Существуют творческие группы. Существуют ведь до сих пор?  

Ирина Петровна: Да. И по графике у Владимира Валентиновича Зуева и у Игоря Борисовича Толкачёва (керамика) группа замечательная.

В время обучения на Худграфе вы получаете опыт участия в международных и всероссийских проектах. Я помню, вы, Катя, у Владимира Валентиновича Зуева были несколько раз победителем конкурсов экслибриса.

Екатерина: Было такое, да.

Ирина Петровна: Самостоятельно до этого уровня не дойти. Это должен быть человек наставник, который не только расскажет. Всегда нужно студентам показать, увлечь. И я помню, что вы увлеклись и живопись поменяли на графику, благодаря Владимиру Валентиновичу Зуеву.

Екатерина: [Смеётся]

Екатерина: Ну да, было такое дело [Смеётся]. Действительно, я поступала на художественно-графический факультет (ФХО факультет художественного образования) на графику. Когда я делала выбор, куда идти, какой ВУЗ выбрать, я рассматривала несколько вариантов, и мне уже тогда была интересна графика, графические печатные техники. На тот момент это был выбор без вариантов, потому что два крупнейших мастера не только нашего Уральского региона, но и России, они преподавали на худграфе (ХГФ-ФХО НТГСПИ (ф) РГППУ) - Бортников и Зуев. Оставалось только выбрать к кому приткнуться. [смеётся]

Ирина Петровна:[смеётся]

Екатерина: Поэтому, это практика великолепная. Просто уникальная, действительно. Практика выставочной деятельности, она не формируется сама по себе. Это делается так, как сложилось испокон веков: от мастера к ученику, из уст в уста, из рук в руки. Элементарно, как оформить работу, как подписать, как правильно подать - всё нужно знать и уметь. Как сделать этикетки. Это всё такие очень тонкие нюансы, которым можно только у мастера научиться.

 Давайте тогда расскажем подробнее про мастеров Худграфа, кто работает, в каких техниках.

Ирина Петровна: Давайте начнём с Владимира Валентиновича Зуева, нашего профессора, Заслуженного художника, вашего дипломного руководителя, который человек очень творческий. Если вы видите в интернете картинки про то, как художник жил до изоляции и как сейчас, вот это про него - ничего не меняется. У него мастерская - это ежедневный труд. Вот каждый день в мастерской у него очень много международных проектов. Он занимается офортом. Очень любит офорт. Это гравюра на металле. У него свои уникальные техники. Он особенно делает травление, особенно гравирует. Очень узнаваемый такой художник и необычный. Видя его работы, понимаешь, что это современный художник с современным взглядом на академический рисунок.

Он ведёт такую дисциплину, как искусство книги, потому что он сам очень известный иллюстратор, сам сделал очень много книг. И сейчас Владимир Валентинович передаёт это нашим студентам. Я иногда поражаюсь, как за один семестр на одной дисциплине они выполняют такой объём работы, такой уровень показывают. Это только благодаря харизме художника, благодаря его опыту можно добиться таких результатов.

Екатерина: Это правда, всё получается, когда видишь перед глазами пример вот такой творческой самоотверженной работы. Потому что мысли в голове Владимира Валентиновича круглосуточно работают. Мне кажется, они там никогда не останавливаются. И, когда ты видишь, как работает он, очень сложно сделать плохо. Включаешься в эту гонку автоматически тоже. Это на себе проверено.

Ирина Петровна: Да и вот буквально 2 недели назад пришла новость, что он получил премию Губернатора Свердловской области  за вклад в изобразительное искусство. То есть, он признанный художник не только в нашей профессиональной среде, но и на уровне государства. Заслуженный художник.

А ещё я бы хотела сказать пару слов о человеке, который, так же как я, любит цвет, - это Игорь Владимирович Грищенко. Он преподаёт живопись и художник совершенно не амбициозный. Он не думает ни о наградах, ни о каких-то своих званиях. Он каждый день в мастерской, каждый день на пленэре. И в холод, и летом, для него это самая большая радость уехать и писать этюды. Причём, он пишет не натурно как многие - трава зелёная, небо голубое. У него совершенно прекрасные колористические сочетания очень тонкие, необычные, я предлагаю всем посмотреть: набрать в поисковике "Игорь Грищенко работы". Я думаю, что все будут в восхищении, кто не знает о таком художнике. А ещё он очень мягкий педагог.

КУРС"РИСОВАНИЕ С НУЛЯ ДО ПОРТРЕТА" В ЕКАТЕРИНБУРГЕ
КУРС "СКЕТЧИ МАРКЕРАМИ" В ЕКАТЕРИНБУРГЕ

Екатерина: Очень деликатный.

Ирина Петровна: Да, я тоже очень ценю в педагогах своей кафедры, когда они могут помочь даже очень слабым студентам. Никогда не обидят словом. Очень тактично объяснят, как сделать, и в результате, бывает, студент за один семестр настолько продвигается в области живописи под его руководством, что это становится частью его жизни. Я иногда бываю поражена таким педагогическим успехом. Но очень сложно все эти методики описать в книгах. Я сейчас настаиваю - вам обязательно нужно издать книгу о художественном образе в пленэре. Но ему писать тяжело, потому что он больше художник.

Екатерина: Да, здесь нужен летописец, который будет по чуть-чуть собирать это всё и формировать. Игорь Владимирович, безусловно очень тонкий колорист, и его работы особенным самобытнным светом светятся, потому, что цвета настолько подобраны друг к другу точно, ясно, с выражением авторской идеи, что словно картина словно музыкальное произведение, играет и переливается. И ещё хочу добавить именно про Игоря Владимировича Грищенко: все, с кем я общаюсь - наши худграфовцы - тепло вспоминают пленэры, на которые мы с ним ходили, выезжали. Особенно выездные пленэры. Это такой опыт работы бок о бок. И такой мягкий, деликатный Игорь Владимирович иногда вдохновляет на какие-то чудесные вещи, даже тех, кто живописью и не увлечён. Эти пленэры - это такая худграфовская характерная практика. Выездные пленэры в интересные места. Например, так мы ездили в Суздаль, где, помимо творческой практики, договаривались на экскурсии и Игорь Владимирович нас водил в знаковые места. И с поезда, как только мы сели, пошёл разговор об Андрее Рублёве, о колорите Рублёва и мы уже были в предвкушении, это благодаря нашему замечательному преподавателю.

Ирина Петровна: Да, посмотрите в интернете, очень много выложено его работ. Кто любит живопись поймут, что я имею ввиду, когда человек работает с натуры, но создаёт художественный образ, не только передаёт натуру, а создаёт свой уникальный образ в живописи.

Екатерина: Да. Расскажите ещё про скульптуру, пожалуйста. Уникальное совершенно отделение.

СЛОВАРЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕРМИНОВ

Ирина Петровна: Направление декоративно-прикладного искусства имеет на худграфе очень большие корни. И сейчас, в данный момент, у нас хорошая, оборудованная мастерская. Там можно заниматься керамикой, фьюзингом, обработкой дерева. Сейчас появилось такое новое направление - литьё из олова. Обработка дерева - тема актуальная, современная. И работы выполненные на Худграфе (ХГФ-ФХО НТГСПИ (ф) РГППУ) узнаются, потому что декоративно-прикладное искусство, оно очень необычное, также нестандартное и очень востребованное среди студентов. 

Екатерина: Когда мы учились, только отстраивался подвальный, цокольный этаж - мастерская. Мы немного тоже керамикой занимались. Игорь Борисович - уникальный педагог. Очень с ним интересно работать.

Ирина Петровна: Да. Он совмещает академическую скульптуру и современную экспериментальную. Студенты лепят из пластилина голову, фигуры сложные. Академическая лепка тоже есть, всё всегда в синтезе идёт.

Екатерина: Да, это очень здорово, потому что без скульптуры сложно иногда рисунок преподавать. А на Худграфе даётся сразу комплексно всё. Одновременно можно изучать и композицию, и станковую графику, и академический рисунок, где работа с формой в основном идёт, и скульптуру и живопись. Причём, помимо академических дисциплин, можно ещё выбирать факультативные занятия, те, которые интересуют на данный момент. Шикарно.

Ирина Петровна: Да. Ну и пару слов о новом направлении, которое сейчас актуально, это художественная фотография. Когда вы учились, у нас ещё не было своей фотостудии. Теперь это оборудованное пространство у Рефата Ремзиевича Мамутова, фотостудия, где он и курсы ведёт для наших студентов. И многие выпускники становятся известными фотографами как Георгий Майер, Олеся Моисеева. Она, кстати недавно к нам приезжала. Перспективное очень направление. 

Екатерина: Конечно, сейчас в и рекламе нужны качественные фото, и фото для полиграфии и интернет-носителей, без фотографии никак. На фотостоках зарабатывают.

Ирина Петровна: Да, Рефат Ремзиевич сам размещает свои работы на фотостоках, участвует в международных проектах. У него даже больше дипломов, чем у Зуева Владимира Валентиновича, потому что много сейчас профессиональных фотоконкурсов международного уровня.

Екатерина: Ирина Петровна, раз уж заговорили, то… В каких сферах работают выпускники Худграфа? Я знаю, что с моего потока кто-то в анимации, кто-то в дизайне интерьеров, кто-то преподаёт, кто-то свободный художник и рисует на заказ. Какие сферы задействованы, где заняты выпускниками, где можно работать?

Ирина Петровна: В разных видах художественной деятельности все работают. Я думаю, что все наши выпускники востребованы. Но каждый выбирает свой путь. Кто-то фэшн-дизайн выбирает, кто-то компьютерную графику, кто-то сразу начинает преподавать, я знаю наших студенток, которые сразу устраиваются в школу преподавать, а некоторые, поработав дизайнерами, возвращаются в художественную школу, общеобразовательную школу, и сейчас очень многие ребята совмещают разные виды деятельности. Я считаю, что это здорово. Жизнь - она очень быстрая и приходится много работать, чтобы зарабатывать. Поэтому, я считаю, что и писать на заказ, если у тебя есть заказы - это хорошо. Я всем студентам говорю, что и на заказ нужно тоже работать. Почему бы и нет, это огромный опыт. У художника должны быть всегда заказы. Ну, и, конечно, педагогическая деятельность. Наши выпускники в первую очередь могут преподавать. В художественных школах, в средних специальных учреждениях, колледжах искусств и так далее.

Екатерина: Мне кажется, сейчас появляется много профессий смежных, где требуются очень разные навыки, и выпускники Худграфа очень логично встраиваются в эти этапы перехода из профессии в профессию, потому что на Худграфе учат всему и очень прикладно. Не даётся знаний пустых, только ради знаний. Даётся то, что будет востребовано в жизни.

Ирина Петровна: Пригодится, так или иначе, да. Пусть это будет декоративно-прикладное искусство, знание истории искусства, художественной культуры - это тоже очень важно. Потому, что можно и МХК преподавать.

КНИЖНЫЙ БЛОГ ЕКАТЕРИНЫ КРЮКОВОЙ

Екатерина: Да, конечно. Раз уж заговорили тогда о профессиях, какими качествами сейчас должен обладать специалист в сфере художественного образования? Время у нас очень интересное: мы сейчас такой опыт проживаем. Какие умения нужны, кроме умения рисовать и конструировать.

Ирина Петровна: Много общекультурных компетенций должен освоить наш выпускник: подготовиться к самостоятельной жизни, самому создавать проекты творческие, руководить детскими творческими проектами. Я исследовательскую деятельность предметной области преподаю. Ребятам говорю: вам не только нужно будет самим написать статью или программу авторскую, но и научить ребёнка создавать эти творческие проекты. Качеств, конечно, очень много. Это и владение языками в том числе. У нас на Худграфе общегуманитарный цикл просто замечательный: философия, политология, в синтезе с психологией и педагогикой. Это очень важно современному специалисту. И, когда приходится тяжело нашим студентам изучать эти дисциплины, я тоже говорю, что это пригодится, поверьте мне, так или иначе. В художественной даже деятельности вам будет очень нужно.

Екатерина: Возможно, даже если не всё пригодится, но умение себя организовать на получение этих знаний, умений и навыков, это очень важно. Просто научиться тайм-менеджменту, без этого вообще никак. Подтверждение - тот же Владимир Валентинович Зуев. У него висит график на весь год: он расписывает график выставок, график работы, это прекрасно. Нам бы всем такие графики, мы бы успевали в три раза больше, чем сейчас успеваем. 

Ирина Петровна: Да, он образец высокой дисциплины. Мы все берём с него пример всегда. И никто так не успевает как он: съездить на конгресс, поучаствовать в выставках и преподавать какие-то мастер-классы (сейчас в Екатеринбурге для одарённых детей), вести занятия, путешествовать, творчески работать. Художник должен быть организован и реализовывать себя в разных видах деятельности, тогда она будет интересная, насыщенная, так скажем. А жить можно в любом городе. При этом, если будет такая жизнь, то можно будет и путешествовать и общаться на международном уровне. Делать международные проекты, например.

Екатерина: Да, да. Я к тому, что дисциплины характера общеэстетического, общекультурного, они тоже имеют значение. Если грамотно распределить своё время и силы, то можно освоить их и быть абсолютно, таким, разносторонне развитым человеком, это проявляется не только в профессии, но и в коммуникациях, в общении.

Ирина Петровна: Конечно, и у каждого будет своя семья, и нужно будет воспитывать своих детей. Поэтому, прежде всего для девушки, пригодятся знания о том, как организовать свой дом красиво, как воспитать ребёнка, учитывая его возрастные особенности развития, к примеру, и так далее.

Екатерина: Где художественное образование пригождается - это очень важно. Ирина Петровна, а есть ли какая-то поддержка на базе факультета для художников, которые уже выпустились или состоялись? Ну, например, я знаю, что существует серия занятий, конференций, встреч педагогов сферы художественного образования, разных обменов опытом, мастер-классов. Расскажите, пожалуйста, ещё об этом, нас смотрят (читают) и педагоги в том числе. Я думаю, им будет интересно.

Ирина Петровна: Мы в течении многих лет, являемся методическим центром художественного образования - это называется МРЦ. Худграф возглавляет подготовку в области изобразительного искусства для учителей в области ИЗО, ДПИ и дизайна. Мы проводим различные мастер-классы, например, методические семинары с музеем изобразительных искусств, что тоже очень интересно. То есть, не только на нашей базе, но и на базе коллекции музея ИЗО. Там тоже работают наши выпускники, и мы очень дружим.

Очень интересно проходят программы повышения квалификации для педагогов. Самая востребованная программа, на которой работают те педагоги, о которых мы сегодня говорили, - это авторские технологии создания произведений искусства. На этой программе Зуев, Толкачёв и Грищенко каждый за своё направление отвечает - графика, ДПИ, живопись. Они делятся своими авторскими методиками создания, вот это одно из самых наших востребованных направлений.

Екатерина: Да, можно в мастерскую к художнику попасть и увидеть вживую, как авторская методика создания реализации проекта работает. Великолепно! Это уникальное явление.

Ирина Петровна: Да. Поэтому, если сейчас с нами педагоги художественных школ, звоните, приходите, спрашивайте, если что-то сложно найти на нашем сайте. Мой телефон есть на сайте https://ntspi.ru . Я всегда с радостью расскажу, что у нас планируется, какая встреча, к примеру, какие мастер-классы. Многое бесплатно. 

То, что мы проводили с музеем ИЗО, оплачивается по цене входного билета в музей, а всё остальное и сертификат учителя получают бесплатно, и сами лекции, которые они прослушали, и мастер-классы.

Екатерина: Замечательно. Это так важно, связь с музеем она особенно ценна. Я знаю по себе как педагог, я постоянно вожу в музей учеников на выставки знаковые, на постоянную экспозицию. Я понимаю, сколько сил нужно затратить, чтобы организовать, провести мероприятие. Если существуют такие проекты, это просто потрясающе. 

Ирина Петровна: Мы стараемся заранее всех оповещать о таком методическом семинаре. В этом году это год народной культуры и у нас всё связано с народными традициями: рассказываем о костюмах, о кукле народной и так далее. Можно увидеть реальную коллекцию.

ОНЛАЙН КУРС "РИСОВАНИЕ С НУЛЯ ДО ПОРТРЕТА"

Екатерина: Ирина Петровна, огромное спасибо Вам за встречу. Надеюсь, наш разговор будет полезен как начинающим, так и опытным художникам. Процветания и развития Худграфу!

Ирина Петровна: Спасибо, Катя! Рада была встретиться.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

2. Сохраните в закладки браузера.

3. Покупайте у нас крутой видеокурс по рисованию "Мужской портрет карандашом" https://ekaterinakryukova.ru/shop/courses/videocourses/videokurs-muzhskoy-portret-karandashom


  • Сайт
  • Магазин