Книг о великих живописцах сейчас очень много, самых разных. Есть труды по истории искусств, есть популярная литература, есть научные изыскания. Для начинающих художников и тех, кто интересуется изобразительным искусством я уже делала подборку литературы на разные темы.
Сейчас же уделю внимание именно художественным произведениям литературы о величайшем Буонаротти. Для знакомства с мастером и первого погружения в мир искусства Высокого Возрождения это лучший вариант: и вдохновения наберётесь, и познакомитесь с биографией скульптора, и поймёте особенности его творческого процесса и наполнитесь мудростью эпохи, полной научных, культурных, экономических достижений. И, конечно, такие книги усиливают желание рисовать, изучать анатомию и перспективу, экспериментировать в рисунке и живописи.
1). Стендаль “Жизнь Микеланджело”.
Это самый небольшой по объёму и самый сжатый по содержанию текст. Но, несмотря на свою лаконичность и некоторую сухость изложения, начинать читать о Микеланджело я бы рекомендовала именно с этой книги. Тщательно, по полочкам разобранные периоды жизни и творчества, обозначенные важные события и встречи со знаковыми людьми, характерные творческие задачи и стилистика, влияние самых разнообразных факторов и чёткая временная последовательность - вот что ценно в данной книге. Всё самое важное в предельно сжатом виде, но сдобренное художественным языком и максимально точно подобранными формулировками. Весь текст разделен на маленькие главки, старательно и ёмко озаглавленные - это помогает сориентироваться в содержании книги и соотнести свои знания с точной хронологией великого ваятеля. Для меня были особо интересны отсылки и цитаты из книги Вазари “Жизнеописания выдающихся живописцев, ваятелей и зодчих”. Несмотря на то, что труд Вазари основывается не всегда на точных фактах, а почти наполовину перемежёван легендами, анекдотами и рассказами “очевидцев” о художниках, именно с Микеланджело автор был лично знаком. А это значит, цитаты и сведения, скорее всего, правдоподобны.
Пара цитат из книги Стендаля, чтобы оценить язык и манеру изложения автора.
Мускулов в спокойном состоянии у фигур Микеланджело нет. Он лучше, чем кто бы то ни было, знал положение каждого мускула, но он не придал им их действительной формы. Сухожилия у него мясисты и мощны. Кисти рук - неестественной формы. Любимый его тон - красный; некоторые даже утверждают, что у него совсем нет светотени. Контуры его фигур резки, распадаются на небольшие части. Пальцы - неестественной формы. Все эти так называемые недостатки были для Микеланджело тем привлекательнее, что явились прямой противоположностью робкой и кропотливой манеры, дальше которой до него искусство не шло; он созидал идеал.”
“Художники онемели от восторга при виде такого произведения. Искусство идеализации проявилось впервые; живопись навсегда освободилась от мелочного стиля. Художникам и в голову не приходило, что можно было с такой силой воздействовать на других посредством рисунка.
2). Ирвинг Стоун “Муки и радости”.
Книга хоть и достаточно объёмная, но читается на одном дыхании: легко и с азартом. Очень живой художественный язык, обилие итальянских поговорок и характерных выражений, тщательно выписанные особенности быта рабочих и патрициев, синьории и подмастерьев боттеги художника воссоздают во всей полноте облик, обычаи, нравы, исторические события, достопримечательности Флоренции и Рима XV века. А красочные диалоги, основательно продуманные характеры персонажей и меткие детали погружают в текст, как хороший фильм (кстати, роман экранизирован). Сам образ величайшего Буонаротти показан полно и ярко: от поступления в мастерскую Гирландайо в возрасте 14 лет до самой смерти - творческий путь и развитие характера и таланта во всех проявлениях. Здесь отражены внутренние переживания героя, конфликты, отношения с друзьями, покровителями, заказчиками и, конечно, работа мастера над самыми известными произведениями: Давид, роспись потолка и алтарной стены Сикстинской капеллы, гробница Медичи и другие, от первоначального замысла и эскизов до завершения исполнения.
Отдельное спасибо от меня автору за трогательные описания выбора кусков мрамора: Стоун показывает Микеланджело не только даровитым и мастеровитым, но и разумно чувствующим, что так характерно для художников этой великой эпохи. Интересно показан в книге процесс обучения автора Давида анатомии (кстати, препарирование трупов и изучение человеческого тела жестоко каралось церковью в эпоху Возрождения). Особой линией выведены в романе отношения Микеланджело с художниками-конкурентами: друзьями и недругами, помощниками и противниками, особенно - с Леонардо да Винчи, о разногласиях Микеланджело с которым ходит множество легенд.
Также в романе отражена литературная творческая деятельность колосса - написание сонетов. Некоторые из них цитируются в тексте, что особенно приятно.
Словом, личность героя показана в романе весьма широко и вдохновенно: от тонкого лирика до почти безумного гения, в одиночку расписавшего потолок площадью 600 кв. метров. Метания, искания, принципиальность, умение дать отпор превратностям судьбы и развить мастерство невероятной мощи, совершить революцию в искусстве и вдохновить художников на 500 с лишним лет вперёд - вот каким предстаёт Микеланджело в данном романе.
Цитата из книги ниже.
Мраморную глыбу, вполне пригодную для работы, он обнаружил близ дворца Лоренцо, не выходя за ворота. Буджардини помог перетащить глыбу в Сады, под навес; там, чтобы не обламывались и не крошились углы, камень огородили деревянными брусьями. Микеланджело ощущал особую бодрость и силу только от того, что он стоял подле мрамора и смотрел на него. Когда он приступил к первоначальной, самой грубой обработке глыбы, он наваливался на инструмент всем своим телом; широко расставя ноги для упора, он крепко бил молотком, заботясь лишь о золотом правиле скульптора: сила удара должна быть равной силе сопротивления того камня, который надо отсечь. Он вспомнил, как визжит кастрюля, когда по ней скребут металлическим предметом, или как болезненно отзываются зубы, столкнувшись с железом, - с такой же остротой он всеми своими нервами чувствовал теперь, что испытывает под резцом мрамор.
Он стремился выразить себя, свою сущность в объёмных формах, в пространстве. И поскольку он жаждал этого, он твёрдо знал, что должен быть скульптором: ему хотелось заполнить пустоту величественными статуями - они будут высечены из благородного мрамора и явят перед миром самые заветные, самые высокие чувства.
3). Роландо Кристофанелли “Дневник Микеланджело неистового”.
Так вышло, что это была первая художественная книга о художниках эпохи Возрождения, которую я прочитала, поэтому она явилась своеобразным камертоном, по которому оценивались все остальные произведения. Интересен сам замысел романа - если хотите увидеть как работает мозг творца, о чём и как размышляет художник во время создания произведения искусства и в быту - это лучший вариант. Кристофанелли вживается в образ знаменитого скульптора и показывает события его глазами. Сам роман скомпонован в виде дневника художника: где-то в нём описываются размышления Микеланджело, где-то описания произошедших событий, где-то находят место расчёты по чертежам и даже траты на хоз. товары и раскладки домашней бухгалтерии. Здесь один из столпов эпохи Возрождения представлен не мятущимся творческим гением, а скорее философским созерцателем реальности. Конечно, эта книга о Микеланджело очень необычна и в своём роде уникальна, но по моему мнению, в ней не хватает огня и сокрушительной внутренней страсти мощного ваятеля, живописца, архитектора, рисовальщика, поэта. А ведь это именно то, что отличает его гений от Рафаэля и Леонардо, сравнение с которыми так естественно. А вот непростой характер героя и его внутренние противоречия показаны достаточно полно и красочно. Словом, если вы хотите увидеть творческий процесс, жизнь художника в эпоху Возрождения, понять, откуда рождается поэзия, скульптура и вообще художественный образ, глазами Микеланджело, то читать, однозначно, стоит. Я бы рекомендовала книгу как не простую, но полезную и оригинальную.
Цитата ниже.
Мой герой станет близок и понятен любому человеку - будь то флорентиец или чужестранец. Всяк почувствует в нём частицу самого себя, ибо всем людям присуще чувство борьбы за жизнь, стремление к победе и самоутверждению. В минуту смертельной опасности он сдержан и осторожен. Его лицо не искажено криком, он не распаляется страстью и не корчится в неимоверных усилиях. Давид твёрдо стоит на земле и сжимает камень… Он внушает веру.
Меня до сих пор не покидает ощущение, что за Давидом следуют толпы страждущих и верящих в него людей. Работая над ним, я окончательно понял, что любой отход от человеческих идеалов в угоду задач, недоступных пониманию современников, не может привести к настоящему искусству и общению с ближним. Страстно желаю, чтобы мой Давид подхлестнул молодых, укрепив в них веру в искусство, как это однажду произошло со мной, когда я впервые увидел живопись Мазаччо.
4). Сергей Бриллиант “Микеланджело Буонаротти. Его жизнь и художественная деятельность”.
Это тоже достаточно краткое повествование, но от этого не менее интересное и ценное. В книге используется много цитат и отсылок к другим источникам, что говорит о достоверности используемых фактов, переданных с изяществом и пылкостью увлечённого рассказчика. Язык изложения простой, доступный и лаконичный, поэтому эту художественную биографию живописца и скульптора можно порекомендовать к прочтению школьникам среднего и старшего звена. Основные вехи творчества и жизненные этапы художника описываются автором подробно и интересно: где-то аккуратно вставлен анекдот из жизни художника, где-то воспоминания современников, где-то небольшой диалог или просто толковое, по делу, но не сухое описание. Давая раскладку мыслей художника и его поступков в контексте происходящих событий, автор представляет не энциклопедически точного и овеянного легендами почти мифического персонажа, а совершенно реального человека, с его живой реакцией на дружбу и предательство, на помощь близких и обиды, на разнообразные жизненные коллизии и заслуженную славу. С.Бриллиант, несмотря на образный художественный язык и живописные сравнения, постоянно делает выводы о характере Микеланджело, о его стремлениях, сложности выбора и причинах, побудивших его принять ту или иную сторону или совершить поступок. И конечно, искусно показаны в тексте творческие порывы и почти фанатичное следование своему внутреннему голосу и предназначению. Словом, титан Возрождения в книге показан объёмно, мощно и с разных сторон, и несмотря на краткость очерка, книга безусловно заслуживает внимания.
Мне хочется особо выделить сравнение здесь Микеланджело не с Леонардо, как это принято в большинстве источников, не с Рафаэлем, хотя это было бы само собой разумеющимся, учитывая разницу возрастов, характеров, подхода к творчеству, а с Бенвенутто Челлини, итальянским скульптором, ювелиром, музыкантом, живописцем. Это современник нашего героя, который был знаком с Микеланджело лично. Интересно в сравнении наблюдать похожие сложности входа в профессию в детском возрасте, и отношения с отцами и такие разные поступки и пристрастия художников, по мере формирования характера и мастерства.
Небольшая выдержка из книги:
Атмосфера Флоренции дышала страстью к совершенству. Но в крови Микеланджело эта страсть развилась какой-то сладкой отравой. На дивные антики он смотрел с горьким чувством того, как трудно превзойти их. Самолюбие маленького Прометея страдало от сознания подавляющего могущества этих титанов искусства. Но эта мысль не смиряла, а подстрекала его упорство; он не терял ни минуты в унынии, его руки искали материала, и скоро труд его был уже оценён”.
“Микеланджело и Челлини - два родственных характера, два создания эпохи, в которых сильна одна господствующая черта века - сознание личности, индивидуальной свободы. В одном это сознание выражается в порывах необузданной силы, во вспышках фантазии, часто нелепых, иногда гениальных, в другом - в скрытой энергии и сдержанной воле, влагающих мощное содержание в каждый удар молота, в тончайший штрих его искусного резца.
5). Карел Шульц “Камень и боль”.
Объёмный, полнокровный, но, к сожалению, не оконченный роман о гениальном художнике придётся по сердцу любителям традиционной художественной литературы с красочными многостраничными описаниями, длинными предложениями и витиеватыми оборотами речи и метафорами. Да, современному читателю, привыкшему к более условному изложению мысли, по существу, будет поначалу не просто вникнуть, погрузиться в атмосферу книги. Но, приняв и поняв всю прелесть изысканнейшей подачи событий и характеров автором, оторваться будет сложно. В произведении отражены юношеские и молодые годы Микеланджело и его становление как скульптора. Роман состоит из 2 частей: “”В садах медицейских” и “Папская месса”. Повествование в тексте идёт размеренно и соответственно историческим реалиям. Особенность романа - яркая передача времени, описываемого в тексте, и образа художника, как представителя этого времени. Этой задаче подчинено всё: и выразительность языка с красивыми аллегориями и символами, метафорами и сравнениями; и сильный контраст жёсткости и утончённой красоты эпохи; и высочайшая точка развития науки и искусства наравне с вероломностью правителей, кровопролития, предательства, месть… Роман проникновенный, качественный и не простой, как не просты были жизнь, творчество и судьба Микеланджело Буонаротти.
Помимо деликатно и вдохновенно описанного процесса работы ваятеля с мрамором и нежного, почти любовного его отношения к материалу, что неоднократно освещено в романе в безупречной, по барочному гротескной форме. Особенно заострено внимание читателя на описании Рима, на размышлениях автора вместе с главным героем о его судьбе и величии. “Чёрная роза” - какое великолепное сравнение для Вечного Города этой контрастной, ужасной и великолепной эпохи. Словом, если вы, как и я, вдохновлены такой полярной и значимой эпохой как Ренессанс, привыкли к качественной литературе, а кроме того, цените такие старомодные понятия, как честь, совесть, порядочность, долг и характер - роман классика чешской литературы будет вам по душе.
Отрывок из книги:
Я, Микеланджело Буонарроти, здесь, перед фресками Мазаччо в Санта-Мария-дель-Кармине, утверждаю, что нужно только одно: познать жизнь материи, ее форму. Обнажить сердце камня, еще теплое, наблюдать его трепеты, биенья, его судорожное пульсирование. Жизнь и удары. Жизнь сама - удар, а не счастье. Я еще мальчик, а знаю это. Теперь я - ученик Гирландайо. Отвоевал это, но ценой скольких слез, оплеух, боли, обид, заушений, пыток, голода, мук, запираний на замок, побоев, унижений! Дни, страшные уже тем, что и в них светало, и в них время шло, как всегда, - страшные одним уже тем, что и они были днями, А ночи - как гроба. Так я рос, обтесываемый бесчисленными ударами и обминаемый страданьем, презреньем и пренебреженьем - острыми, как осколки камня. Ем, бывало, один на кирпичном пороге из миски, как нищий, которого не пускают за общий стол, отщепенец и позор семьи. Часто спальней служил мне хлев, куда я, побитый, скрывался, часто постелью моей был мешок мякины, а кровлей - гнилые стропила амбара, - да, мол, надо мне привыкать к жизни бродяги, шатающегося по монастырям да княжеским дворам. "Менялой..." кричали мои братья с набитыми ртами, а я тайком доедал объедки, в канаве ел свою пищу, соленую от слез.
А все-таки отвоевал. Потому что я слышал камень. Сердце камня взывало ко мне. И я ему ответил. Жизнь камня рвалась наружу, к свету, прожигалась в формах и звуках, скрытая страстная жизнь камня - и опять каменный сон, из которого можно вызвать великанов, сверхчеловеческие фигуры, сердца страстные, сердца темные, сердца роковые. Нужны удары молотка, чтоб зазвучали эти каменные нервы, нужны удары, которые прорубились бы в безмерном мучительном усилии к ритмическому сердцу материи и дали ей болезненную речь, бремя человеческого отчаяния и красоту любви. Как грозный вулкан, бушует это в камне, и ни один из его кратеров не потух, я чувствую резкий их жар, как только коснусь его холодной поверхности ладонью. И тьма тоже - материя, ее можно моделировать, из тьмы тоже можно создать лицо, одно лицо, выразительное, живое лицо, и оно тоже говорит мне…
Безусловно, книг о Микеланджело написано и издано намного больше, чем я предлагаю вашему вниманию. Я не осветила в статье выдающиеся труды Р.Роллана, Томаса Манна и других достойных и глубоких авторов, но дальше, я думаю, каждый справится , самостоятельно. Моё дело - показать книги, которые, на мой взгляд, отражают суть и силу метущегося гения Микеланджело, освещают его творческий путь в красивом, образном литературном изложении. Для меня особо ценно, когда автор книги глубоко погружён в образ героя, проживает вместе с ним события, печалится и радуется, страдает и ликует. В биографии Микеланджело полярных событий много, много боли и жестокости, но и много любви к искусству и вдохновения. А это то самое, что отличает гения от посредственности - умение обуздать страсти и выполнять своё предназначение во что бы то ни стало. Именно поэтому мне, как художнику-графику, так близок подход гениального мастера к творчеству, борьба с собой и обстоятельствами, умение сохранить внутренний огонь и самопожертвование ради созидания. Вот этому и стоит учиться у Великого Микеланджело, пусть хотя бы через увлекательную и совсем не точно документальную, художественную литературу. А об искусствоведческих и научных текстах о художнике мы поговорим в другой раз, чтобы не мешать всё в одну кучу. Пока же, наслаждайтесь!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)