1) Основное изобразительное свойство искусства живописи, сочетание красок. При помощи цвета художник передаёт, а зритель воспринимает характер реального (видимого) мира.
2) Физическое явление, свойство тела вызывать зрительные ощущения, связанные с качеством спектрального состава поглощаемого или отражаемого света; окраска.
1) Цвет в искусстве - это средство изображения объёма, пространства, формы, степени освещённости, материальности предметов и объектов, что помогает выстроить колорит картины, определить её смысловую и эмоциональную нагрузку на зрителя. Использование цвета в живописи не всегда обусловлено данными в природе цветовыми отношениями. Выбор цветового решения картины или отдельных её элементов может также зависеть от авторской идеи, стиля, техники и технологии использования той или иной краски, от вида искусства, индивидуальных предпочтений художника. Часто цвет в картине имеет символическое значение (например, “Купание красного коня” К.С. Петрова-Водкина)
Таким образом, цвет - это одна из составляющих художественного образа.
Цвета в картине гармонизируются по принципам дополнения и контраста, пропорционального соотношения, звучности и глухоты и т. д. (далее подробнее).
Цвета в живописи делятся на:
+ хроматические (цветные; все цвета спектра) и
+ ахроматические (бесцветные; чёрный, белый и все оттенки серого).
Цвет, как характеристика, имеет собственные (основные, объективные) свойства: цветовой тон, насыщенность, светлота, а также субъективные, обусловленные восприятием свойства цвета:
- иллюзорные свойства цвета
(зависят от освещения, соседних цветов и т.д.);
- определяющие психо-физиологическое воздействие свойства цвета (возбуждающие, активные и успокаивающие, пассивные);
- несобственные свойства цвета
(холодные-тёплые; звонкие-глухие; выступающие-отступающие; лёгкие-тяжёлые; тихие-громкие; гладкие-бархатистые; невесомые-давящие и т.д.).
Основываясь на понимании специфики психо-физиологического влияния цвета на человека, применяют цвет в дизайне (одежда, дизайн интерьера, проектирование предметов и т.д.). Замечено, что чем крупнее размер цветового пятна и чище сам цвет, тем большее воздействие он оказывает.
Деление цветов и оттенков на тёплые и холодные особенно важно для художника-живописца. Следуя этой концепции, цвета цветового круга можно условно разделить на 2 одинаковых половины: на одной окажутся жёлто-оранжевые, красные оттенки цвета и тёплые тона зелёного и фиолетового; на другой - изумрудно-сине-фиолетовая гамма. Это разделение условно, так как в живописи каждый из спектральных цветов приобретает звучание разнообразных тёплых, холодных и нейтральных оттенков.
Для более точного, гармоничного восприятия цвета в живописи с натуры следует учитывать и состояния цвета: локальный цвет предмета, цвет освещения, цвет при сильном свете и цвет в тени. Основная ошибка начинающих художников в понимании цвета: поиск готового решения, формулы для каждого конкретного предмета и объекта (цвет лица человека, цвет воды, цвет неба - один соответствующий цвет). Но, как описано выше, цвет существует не сам по себе, а в комплексе разнообразных влияний на него и от восприятия цвета художником. Поэтому, при обучении живописи, рекомендуют художнику задавать вопросы о цвете самому себе во время рисования: чем цвет предмета отличается от спектрального? Тёплый он или холодный? Светлый или тёмный? К какому оттенку данный цвет близок? Насыщенный он или блёклый? Чем отличается, например, один синий от другого? и т.д.
На восприятие цвета влияют также константность и аконстантность, то есть цвет сам по себе и цвет в созвучии других цветов. Например, синий квадрат на белом фоне выглядит интенсивным, тёмным, глубоким цветом, а белый фон - светящимся белым. На чёрном фоне тот же самый квадрат кажется более светлым голубым. Важно разделять качество самого цвета и впечатление от этого цвета.
Цвет имеет большое значение в разных видах искусства, в культуре, дизайне. Широко применяются свойства цвета и его выразительные возможности в кино, телевидении, полиграфии, видео-рекламе, моде.
2) Сам по себе цвет может оказывать психологическое воздействие на человека. На этом убеждении основано направление в лечебной психологии - цветотерапия, где приверженность человека к определённому цвету выявляет его психологическое и эмоциональное состояние, а специально подобранные практические живописные упражнения через воздействие разных оттенков цветов, гармонизируют его состояние. Похожие задачи решает принцип правополушарного рисования.
Использовалась литература:
1. Беда Г.В. “Словарь специальных терминов в живописи”.
2. И. Иттен “Искусство цвета”. - М.:Д. Аронов, 2004.
3. Энциклопедический словарь.
4. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой.
5. Дж. Аристид “Уроки классической живописи”. - М.: МИФ, 2017.
6. Эстетика: Словарь. - М.: Политиздат. Под общ. ред. А.А. Беляева, 1989.
7. Толковый словарь. Евразийская мудрость от А до Я.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.