Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

ГУАШЬ

 Гуашь - (от французского guazzo - водная краска).

1) Водорастворимые краски.

2) Живописно-графическое произведение, выполненное красками такого типа.

1) В составе гуашевых красок используются тонко растёртые пигменты, смешанные с сильным клеем (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин), фруктовая камедь и глицерин. Наличие белого пигмента в составе красок придаёт красочному слою при высыхании матовость, бархатистость, объединяет цвета изображения за счёт светлоты оттенков, особенно тёплых цветов.

  Гуашью пишут на бумаге или картоне. Известны случаи применения гуашевых красок на основе из полотна, шёлка, кости, фанеры.

  Изначально гуашь применялась художниками как разновидность акварели (в акварельные краски подмешивали белила для получения светлых кроющих оттенков и слоёв краски). Позже техника гуаши приобрела самостоятельное значение и нашла своё место в структуре живописно-графических материалов и техник.

  Гуашь - идеальная краска для детей. Благодаря хорошей укрывистости и экологичности, ей можно рисовать с самого раннего возраста. Возможность перекрывать неудавшиеся участки рисунка новым слоем гуаши помогает начинающим художникам постигать основы живописи. Именно поэтому гуашевые краски чаще всего используют на уроках живописи в художественных школах.

  Спектр применения гуашевых красок в художественной деятельности велик: её используют для создания эскизов станковой живописи и графики и плакатов художники-графики; театральные художники, для рисования эскизов костюмов и декораций театральных постановок; мастера ДПИ для разработки первоначального замысла изделий промыслов; художники-монументалисты для определения цветового строя будущей фрески, росписи, мозаики и так далее.

  Удобство применения, яркость и насыщенность пигментов, ровная укрывистость красочного слоя, широкие возможности смешивания цветов для получения нюансных оттенков, органичное сочетание с другими художественными материалами и техниками (акварелью, тушью, акрилом и другими) делают гуашь излюбленным эскизным и ученическим материалом и техникой исполнения.

  В полиграфии XX века гуашь нередко применялась при ретушировании фотографий.

  Характерные особенности гуашевой техники - непрозрачность, матовость красочного слоя, незначительное высветление всех выкрасок при высыхании, что многие художники считают недостатком живописи гуашью. Но, в то же время, это способствует более качественной и менее трудоёмкой гармонизации оттенков в готовой работе. Предугадать степень высветления гуаши при высыхании становится возможным опытным художникам.

  Также, гуашевые краски используют в качестве цветного грунта под живопись маслом, акрилом, темперой и самой гуашью. Прежде чем писать по готовому цветному грунту, представляющему собой тонко накатанный слой гуаши, грунт покрывают специальными фиксативом - прозрачным клеем.

  Живописная работа гуашью ведётся быстрее, чем акварелью или масляными красками из-за скорости высыхания слоёв краски и возможности перекрытия как светлых оттенков тёмными, так и наоборот. Густота нанесения слоя гуашевых красок не должна быть слишком большой - это может привести к растрескиванию и осыпанию просохшего слоя. Перекрывание одного слоя гуаши другим возможно только после полного просыхания слоя предыдущего - это поможет избежать нежелательного перемешивания некоторых цветов и оттенков.

  Также, гуашевые краски используют в качестве цветного грунта под живопись маслом, акрилом, темперой и самой гуашью. Прежде чем писать по готовому цветному грунту, представляющему собой тонко накатанный слой гуаши, грунт покрывают специальными фиксативом - прозрачным клеем.

  Живописная работа гуашью ведётся быстрее, чем акварелью или масляными красками из-за скорости высыхания слоёв краски и возможности перекрытия как светлых оттенков тёмными, так и наоборот. Густота нанесения слоя гуашевых красок не должна быть слишком большой - это может привести к растрескиванию и осыпанию просохшего слоя. Перекрывание одного слоя гуаши другим возможно только после полного просыхания слоя предыдущего - это поможет избежать нежелательного перемешивания некоторых цветов и оттенков.

  Пастозная манера живописи гуашью в освещённых частях предметов или персонажей в сочетании с прозрачным акварельным подмалёвком создают особую глубину и реалистичность изображения, почти полностью имитируя технику масляной живописи.

История гуаши.

 

  * Зарождением и первыми шагами в развитии техники гуаши можно считать создание книжных миниатюр эпохи средневековья. Подмешивая для плотности красочного слоя белила в акварельные краски, художники стран Европы и Азии создавали удивительно гармоничные по цвету, мастерски орнаментированные и точно детализированные иллюстрации, заставки к произведениям раннехристианской, мусульманской и другой литературы, каллиграфические элементы, эстетично оформляющие рукописные тексты.

  * В эпоху возрождения гуашь начинают применять для создания эскизов картин и фресок, подцвечивания рисунков. В некоторых случаях, тонкими мазками гуаши заменяют следы мела в рисунках по тонированной бумаге. Из-за большого диапазона светлоты оттенков: от холодных сияюще-белых до тёплых светло-бежевых, гуашь справлялась с задачей выявления освещённых частей лучше мягких материалов.

  * В связи с развитием портретного искусства в XVI - XVII веках, гуашью пишут миниатюрные портреты на бумаге, картоне, кости металле.

  * В XVIII - начале XIX веков гуашь используют в сочетании с акварелью для наибольшей выразительности и реалистичности картинки. Обычно, это работы небольшого размера с филигранно точно выполненным рисунком и обилием деталей. В России самый известный художник - представитель этой техники живописи - Ф. П. Толстой.

  * В середине XIX века начинается активное производство заводских гуашевых красок (до этого краски изготавливались художниками самостоятельно из смеси сухих пигментов, клея и дополнительных ингредиентов - об этом можно подробно прочитать в книге Д. И Киплика “Техника живописи”). Появление широкой линейки цветов, улучшение качества гуаши и экономия времени художника на производство краски сделали гуашь излюбленной эскизной техникой живописи. Именно в этот период гуашь приобретает свои классические свойства: укрывистость, матовость тона, густоту, высокую светлоту.

  * В конце XIX - начале XX веков художники-живописцы пишут гуашью особенно активно, используют этот тип красок для создания самостоятельных произведений: станковых, иллюстраций. Это придаёт их работам особый декоративный эффект, соответствующий духу времени. Мастера гуаши этого периода: В. А. Серов, А. Я. Головин, художники “Мира искусства” - А. Я. Бенуа, К. А. Сомов и другие.

  * В советское время гуашь используется для рисования афиш, плакатов, декоративно-оформительских работ, для книжной и журнальной иллюстрации, прикладной графики (основы дизайна).

Использовалась литература:

1. Беда Г. В. “Словарь специальных терминов в живописи”;

2. Сокольникова Н. “Краткий словарь художественных терминов для учащихся 5-8 классов”.

3. “Популярная художественная энциклопедия.” Под редакцией Полевого В. М.; - Москва: “Советская энциклопедия”, 1986.

4. “Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.” Под редакцией проф. Горкина А. П., Москва: Росмэн, 2007.

5. Большой энциклопедический словарь;

6. “Реклама и полиграфия: опыт словаря справочника.” - Москва: Гелла-принт. Стефанов С. И., 2004.

7. Иллюстрированный энциклопедический словарь - Москва: Аутопан В. И. Бородулин и др., 1998.

8. Большая советская энциклопедия;

9. Киплик Д. И. “Техника живописи”, 6 издание - Москва; - Ленинград, 1950

10. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.


  • Сайт
  • Магазин