А вы давно были в музее? Ну, хорошо, а просто на художественной выставке, скажем в ДК или библиотеке? Конечно, скажете вы, небыло времени, много дел, да и рисовать самому интереснее, чем ходить по выставкам и просто смотреть. А современное искусство - вообще тёмный лес: ничего не понятно, такое ощущение, что вас обманули или над вами подшутили, когда с неё выходите. Верно?
Я сама однажды, бродя по выставке современных художников и разглядывая разнообразные инсталляции, поймала себя на том, что уже минут 10-15 разглядываю обычный пожарный щиток у двери. А один мой знакомый на подобной выставке бросился подбирать и относить в урну разбросанные по полу конфетные фантики, являющиеся частью экспозиции. Прямо как Пастернак, кинувшийся помогать девушке, несущей тяжёлый символ труда на одном из праздников.
Да, к пониманию и просмотру современного искусства нужно быть готовым, но это не значит, что нужно прекратить все попытки это сделать. Конечно, начинать знакомиться с изобразительным искусством лучше с классики, с того, что хоть немного нравится и с того, что понятно, но это отдельная тема для разговора. Начнём с того, что на выставке картин, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства ходить нужно непременно, особенно начинающим художникам. Элементарная насмотренность иногда творит чудеса: появляются, как-будто ниоткуда, новые идеи, вспоминаются знакомые образы, которые могут вдохновить на занятия живописью. Кроме того, формируется вкус: не обязательно быть экспертом и определять, к какой художественной школе или стилю относится произведение искусства, достаточно того, что при большой насмотренности картин художников, вы без труда отделите плохое от хорошего, качественные вещи от посредственности. И не только потому, что они вам нравятся или нет, ведь есть ещё понятие безобразного в искусстве, а пугающая манера художника, стилизация или сюжет тоже могут нам о чём-то поведать. Например, серия гравюр Гойи “Ужасы войны” совсем не должна нравиться, в современном понимании, зрителю - она призывает задуматься и опомниться людей всего мира.
Кроме того, посещая выставки, знакомясь (иногда и лично) с художниками и их работами, вы уже приобщаетесь к культурным традициям страны, региона, эпохи и так далее. А за счёт этого, растёт ваш культурно интеллектуальный и образовательный уровень.Ведь это чудесно, когда есть о чём поговорить с интересными людьми кроме быта, политики и погоды, правда?
А ещё хорошие, грамотно организованные специальными людьми выставки (в музеях изобразительного искусства, на выставочных площадках и отдельных мероприятиях) благотворно влияют на работу всего организма, как определённого качества живая музыка (классика, джаз, народные песни) и, конечно, заставляет мозг работать. Попробуйте, прийдя на выставку, не сопротивляться этому процессу, а , поддавшись провокации художника начать осмысливать то, что он хотел донести своим творением. Ещё раз повторюсь: лучше идти, для начала, на выставку классического искусства, ну, или хотя бы, смотреть то, что сделано до ХХ века. Так вам будет проще и удобнее.
Поверьте, можно узнать о мире, личности автора картины, эпохе, школе и даже о самом себе много нового, просто задавая картине вопросы и внимательно рассматривая не только её сюжет, но и другие немаловажные средства воздействия на зрителя. Для этого, зайдя в выставочный зал, не нужно бежать к первой попавшейся картине и читать имя автора и название на бирке. Приглядитесь к произведению, почувствуйте заложенную в него энергию творчества и попробуйте выйти на диалог с художником и его работой. Чтобы вам было проще вот примерный план действий и вопросов для размышления.
ПРОСТОЙ ПЛАН АНАЛИЗА КАРТИНЫ.
1) Жанр, сюжет
2) Размер (большой/маленький- с чем это связано)
3) Формат (квадрат - спокойствие, уверенность; вертикаль – возвышенность, устремлённость; горизонталь – повествовательность)
4) Цветовой строй (контрастные или нюансные сочетания, колористическое решение – какие чувства и эмоции вызывает цвет)
5) Композиционный центр (что в картине самое важное и какими средствами это выражено: контраст цвета или тона, формы, расположение внутри пустого пространства и т.д.)
6) Стилизация (обрубовка формы, изменение пропорций объектов, изображение объёмных элементов плоскими, степень детализации, дробление больших форм на мелкие и т.д.)
7) Фактуры (мазки и их размер, лессировки и гладкое письмо, элементы коллажа (вклейки, вырезки, аппликация, использование разнообразных текстур)
8) Новизна (что предложил автор нового для зрителя, по сравнению с классической картиной)
9) Чем тронула, заинтересовала картина
10) Что, по вашему мнению, хотел сказать/показать автор
В художественных ВУЗах есть такая отдельная дисциплина - анализ и интерпретация произведения искусства. Студенты подробно изучают и разбирают на составляющие шедевры мастеров, чтобы лучше понять заложенную в них идею. Все великие мастера использовали разнообразные художественно-выразительные приёмы не просто по своей прихоти это язык, на котором они говорят с нами. Давайте будем изучать его, как любой иностранный, медленно и постепенно, чтобы не только понимать художников прошлого, но и становиться художниками будущего. Ведь мы именно к этому идём в наших попытках научиться рисовать, верно?
Итак, приходите в музей в любое удобное время: в праздники, выходные, в утренние часы в будни, если это возможно; с друзьями или детьми; парами, в одиночестве или всей семьёй; ”общайтесь” с произведениями искусства и увидите сами, как наполняется новыми красками ваша жизнь.
А пока, взгляните на фотоотчёт с нашего совместного посещения музея изобразительного искусства с учениками Художественной Школы Jotto. Видите, на первый взгляд странный и непонятный, великий и ужасный мир русского авангарда, с его Кандинским и Малевичем, стал интересным открытием и поводом для диалога. Он дал старт увлекательному приключению в мир искусства.
Присоединяйтесь к нам в следующий раз, ведь вместе всё делать веселее. Вся информация о мероприятиях и занятиях в школе и вне её появляется в наших новостных ежемесячных рассылках, поэтому лучше подписаться на них, чтобы быть в курсе происходящего(кнопка в верхнем правом углу).
Ждём вас на уроках рисования в школе, на встрче в музеях города и просто в гостях. Творческих вам успехов.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.